Побег из пасти Левиафана: как одесские евреи «социалистический рай» покидали и кто на этом нажился. Часть первая
«Думская» обращается к малоизвестному и не самому приятному эпизоду нашей истории, серьезно изменившему национальный состав населения Одессы, — исходу евреев из СССР. Почему они бежали из «социалистического рая», как это происходило, что эти люди оставляли на родине и кто нажился на чужой беде? Ответы на эти вопросы пытается дать наш специальный корреспондент Дмитрий Жогов. Итак, часть первая.
Наша Родина прекрасна,
И цветет, как маков цвет:
Окромя явлений счастья —
Никаких явлений нет.
Частушка времен СССР
УПЫРИ
Они и сейчас среди нас. Постаревшие, поседевшие, с планками наград. Скорее всего, одеты по гражданке. Им лет по 60-70. Они голосуют за мэра, выбирают депутатов, спорят о политике, некоторые обучают (и поучают) молодежь. «Они» — это тихари, гэбэшники, стукачи. Те, кто тридцать-сорок лет назад мучил, издевался, сажал, ловил, обыскивал, допрашивал людей, зная, что они невиновны. Или «закладывал», «стучал» на своих друзей, близких, соседей. Они постарались уничтожить все данные о своей деятельности. Сжечь документы, вымарать свои фамилии из архивных дел. Но мы постараемся найти их. И в этой статье предоставим слово тем, кто в свое время настрадался от их деятельности.
САНАЦИЯ
Февраль 1983 года. В моей школе началась санация. Что это такое? Это ад. Мрак. Скрежет зубовный. Сейчас расскажу.
Мы бесились на большой перемене и наперегонки мчались к классу, где проходил следующий урок, швыряя портфели под двери, соревнуясь, кто кинет первым. Но в пылу портфельных сражений краем глаза заметили, что происходит что-то неладное. Мы видели, как младшеклашек шеренгой повели в актовый зал. Они были бледны и встревожены. Вела их классная, нервно улыбаясь, и рядом тяжело шагала тетенька с кирпичным лицом, вовсе без эмоций и в белом халате. Но мы не придали этому значения. С санацией мы раньше не сталкивались.
Урок математики вел Петр Израилевич, небольшого росточка, лысоватый, в вечно запачканном мелом пиджаке. Из-за уродливых очков с диоптриями его глаза казались маленькими, как у мыши. Он яростно стучал мелом по доске и бубнил себе под нос что-то неразборчивое. Изредка отходил в ряды парт и спрашивал: «Все всё поняли?». Мы, третьеклашки, дружно отвечали: «Нет!». Он вздыхал, смотрел сквозь нас и принимался бубнить снова. Он спешил. Он смотрел на часы, словно опаздывал на поезд. Ему явно хотелось бежать от нас и от школы. Когда он нервничал, то у него начинались непроизвольные подергивания плечом.
Нам он не нравился. Мы чувствовали, что он отрабатывает часы. Для него сидение с нами — это рутина и обязаловка. И мы с удовольствием незаметно мазали его мелом сзади, когда он проходил по рядам между парт и брызгали на него чернилами из ручек, когда он не видел. Он даже ругаться не умел. Если уж совсем ничего не знаешь, он скажет: «Нехорошо, что ты не выучил урок», — и все.
В середине урока до нас донесся истошный детский вопль, заглушенный дверьми. А потом еле слышные рыдания. Мы притихли, настороженно навострив уши. По коридору процокали каблуки, дверь открылась и зашла завуч Звероида Петровна. Она вела у нас украинский язык и литературу. Ее волосы были собраны в тугой пучок. И ни грамма косметики. За бездушие и квакающий голос мы звали ее вместо Зинаиды Звероидой.
- Класс на выход! — квакнула она. — Петр Израилевич, сопроводите на санацию в актовый зал.
Израилевич положил мел на специальную полочку возле доски. Откашлялся, дернул плечом и произнес:
- Я бы не хотел туда вести детей. У них плохая анестезия и нехороший персонал.
Звероида помолчала, глядя на него, и потом сказала:
- Вы что, хотите в последние дни демарш устроить?
Снова издалека донесся детский вопль. Вопили в школе. И еще какой-то неприятный звук. Железный. Мы здорово испугались. Особенно неприятным было слово «анестезия».
- Вы что, решили, что вы Корчак? — презрительно спросила Звероида.
- Я не хочу участвовать в издевательствах над детьми…
- Ах ты пархатый… — Звероида задохнулась от возмущения.
- Вы не имеете права! — взвизгнул Петр Израилевич.
Она многозначительно посмотрела на него и зычно заклекотала:
- Строиться!
Нас, изрядно напуганных, Звероида отвела в актовый зал. Там нам предстала такая картина. Сцену обрамляли тяжелые багровые шторы. Тут же, на сцене, был гипсовый бюст Ильича, смотрел, одобрительно сощурившись, на санацию. На сцене стояли три бормашины, возле каждой тетка в белом халате, и к ним тянулась очередь из перепуганных детей. Бормашины нещадно зудели и жужжали, вонзаясь в судорожно раззявленные рты.
Мне запомнилась девчачья тощая ножка, обтянутая колготами, которая торчала из кресла под прямым углом и дергалась. Саму девчонку перегородила врачиха, был слышен только тоненький вопль: «И-и-и-и-и!». Никакого обезболивающего!
В зале, сидя в креслах, ждали своей очереди и корчились от ужаса школьники. Комсорг с важным выражением лица выводил из зала первоклашку, который описался.
Нам с ребятами хватило нескольких секунд , чтобы оценить ситуацию.
- Тикаем!
Пока Звероида, квакая, выстраивала покорный, притихший класс в очередь к садистам, я с двумя друзьями тихонько двигался к выходу. Мы незаметно выскользнули из актового зала и тут же наткнулись на Петра Израилевича. Впрочем, он нас не заметил. Он стоял, понуро склонив голову, маленький, сгорбленный человечек, а рядом хлопотала, заламывая руки, наша учительница биологии Майя Моисеевна:
- Петя, надо было только немножечко потерпеть! Что теперь будет, Петя? Пойди извинись! — и чистила его пиджак от мела.
Мы не знали, что Петр Израилевич сидел на чемоданах. Он вот-вот должен был эмигрировать. Как ему удалось остаться в школе после того, как ему пришел вызов, — загадка. Но мы слышали шепоток у него за спиной, видели презрительные взгляды других учителей и испытывали к нему неопределенную неприязнь.
Больше я его не видел. Из школы Петра Израилевича турнули. Я же почувствовал, что прикоснулся к какому-то чужому, запретному миру, о котором не говорили по телевизору, не печатали в газетах. И до нас, детей, доходили лишь смутные обрывки разговоров и слово — вязкое, жирное, исполненное презрения и насмешки слово «жиды».
АНТИСЕМИТИЗМ
Я ехал со знакомым водителем в одесский музей контрабанды. Договорились с директором, что он расскажет о том, что творилось на нашей таможне в начале восьмидесятых, когда в связи с войной в Афганистане и ссылкой Сахарова власти решили «закрыть» эмиграцию. Напомню: и до этого решение эмигрировать рассматривалось со стороны властей как предательство.
- Ох! - мотнул головой пожилой водитель, узнав о теме будущей статьи. — У нас в нефтегазовом техникуме девочка была, еврейка. Отличница. Как узнали, что она собралась уехать… Что там было! Как ее травили! Ставили двойки и тройки. Организовывали бойкот всей группой. Не подходить. Не здороваться. А она мне нравилась. Я все хотел к ней подойти, да так и не решился… «Ушли» ее.
- А кто травил, не помните? Фамилии?
- Нет. Давно дело было
Рассказывает директор музея контрабанды Александр Отдельнов:
- Почему моя прекрасная знакомая Леночка Волович родилась и выросла в Одессе, в семье чудесных врачей, но поступала в мединститут в Барнауле? Ближе никто не брал. Она шутила, что у них в Барнауле по улицам вместо такси ходят медведи с «шашечками».
- Власти разжигали антисемитизм?
- Да. Создавалась с помощью КГБ атмосфера нетерпимости, чтобы неповадно было уезжать. Человека выматывали до такой степени, что он все бросал. Квартиру, мебель, только чтобы уехать отсюда. Давили постоянно. Начиная с момента, когда ты говорил: «Я собираюсь уехать», — жизнь становилась невыносимой.
Свидетельствует израильский писатель, журналист, политический деятель Давид Шехтер:
- Я сам этого не помню, но мне мама рассказывала. Я пришел из детского садика и спросил, что такое «шестиконечное говно»? Что и говорить, антисемитизм преследовал нас с самого рождения. Я не мог поступить на журфак, хотя я в 15 лет опубликовал свои первые статьи. Тогда в одесской «Школе молодого журналиста» преподавал Евгений Голубовский. Я пошел к нему и спросил: «Что мне делать?». Он сказал: «Ты не поступишь с фамилией Шехтер. Уезжай куда-нибудь в Сибирь. Там поступишь в технический вуз, получишь специальность, диплом инженера и возвращайся в Одессу. И тогда пробуй поступать на журналиста». Я всю жизнь свою сталкивался с антисемитизмом. Сейчас в Украине нет государственного антисемитизма. Бытовой никуда не делся, а государственного нет.
Говорит Анна Мисюк — одесский литературовед, краевед, искусствовед:
- На работе проводили собрания. Человека, которому пришел вызов, буквально сгрызали, мало кто отказывался в них участвовать. В 1978 году учительница математики, номер школы не помню сейчас, на Черемушках, пережила потрясение, слушая, какую грязь льют на нее коллеги, с которыми она много лет проработала и вроде даже дружила! За нее вступилась только одна молодая учительница биологии. Через много лет эмигрантка приехала в Одессу только с одной целью — найти и поблагодарить эту учительницу, которая буквально спасла ее разум. К сожалению, ее найти не смогли. Второй случай был в музыкальном училище. 15-летнюю девочку на таком собрании довели до нервного срыва, от которого она лечилась уже в Канаде. Мне кажется, что часто эта злость окружающих была, видимо, от подавленного собственного желания уехать.
Давид Шехтер:
- Мы ждали, когда мама выйдет на пенсию. Ее бы уволили из школы, сообщи она в ОВИР о грядущей эмиграции, оставили бы без средств к существованию. Каждый человек, который подавал документы на выезд, должен был уведомить свою работу. С этого момента начинались «товарищеские суды», собрания трудового коллектива или комсомольские собрания. У меня их было четыре. Одно в райкоме комсомола. Меня исключили из комсомола с формулировкой, которой я горжусь до сих пор: «за измену социалистической Родине». А это, между прочим, была расстрельная статья. Я когда приезжаю в Одессу, то еду мимо джутовой фабрики, возле нее и был райком комсомола, и каждый раз вспоминаю, как они кричали мне: «Ты будешь убивать наших матерей!». Присутствовали все те, кого я хорошо знал. И все они проклинали меня. Потом говорили: «Ты же понимаешь, мы к тебе хорошо относимся, но нам сказали так говорить».
Я показываю Давиду Шехтеру фрагмент из фильма «Стиляги», когда на комсомольском собрании песочат стилягу Мэла. А потом все запевают хит Наутилуса Помпилиуса «Скованные одной цепью».
Спрашиваю: похоже на то, что творилось тогда?
– В «Стилягах» все воспринимается «понарошку», а у меня все было по-настоящему и серьезно.
«ПРИЕМЩИК СТЕКЛОТАРЫ»
В травле участвовали наши мамы и папы. Или считали ее само собой разумеющейся. Мне тоже заглядывали в глаза, проникновенно спрашивая: «Тебе обязательно дружить с этим Аликом? Мой тебе совет: держись от него подальше».
Я искренне не понимал «дружеских» советов. Мы с Аликом в школе были закадычными друзьями. Вместе казенили уроки, вместе сбегали с санации. Слушали рок-музыку. Алик был огненно-рыж и конопат. Один раз в переполненном троллейбусе мы ожесточенно спорили на задней площадке о том, кто из учителей самый «гонимый» (модное тогда слово, аналог нынешнего «отстойный»), как вдруг рядом возникла фигура взрослого мужика, по виду приемщика стеклотары. Небритый и нетрезвый, он распахнул рот и заявил на весь троллейбус, буквально выплевывая слова:
- Когда вы, жиды, уже уедете все отсюдава? Вас четвертовать надо! Продажные твари! — после чего зло выматерился.
Я был ошарашен. Я не мог понять причин такой лютой ненависти. Но что самое странное: остальные пассажиры молчали. Они вроде как одобряли! Дверь троллейбуса распахнулась, и Алик крикнул:
- Тикаем!
И мы бросились наутек. Уже позже, когда мы с друзьями провожали Алика на поезд в Москву, я его не спрашивал: «Зачем тебе уезжать? Что тебе, здесь не нравится?». Я запомнил «приемщика стеклотары».
Проводы еврейской семьи
ОТКАЗНИКИ
«Отказники» — это граждане, которым власти отказались разрешать выезд из СССР. Очень часто такого человека уже успевали уволить, и он буквально зависал между небом и землей. У него не было денег, не было работы. Он становился уголовным преступником: в СССР была статья за «тунеядство».
- Почему вам отказали в праве эмигрировать? — спрашиваю Давида Шехтера.
- У нас был «отказ по режиму», хотя никто из нас не работал на оборонку. Но мой тесть работал на заводе химических препаратов, где делали лекарства. Потом стало известно, что мы стали «отказниками» из-за него.
Этот завод делал витамин В12. Какой может быть секрет в том, что он делал витамины в далеком городе Курган? Оказывается, предприятие спешно построили после атомных учений на Тоцком полигоне, в 1954 году. Под командованием маршала Жукова прошло испытание ядерного оружия. Рельеф местности очень напоминал Европу, вот и решили попробовать, каково это - жахнуть бомбой по войскам противника. В результате облучению подверглись 45 тысяч советских военнослужащих и 10 тысяч гражданских. Жители были подвергнуты ядерному облучению тоже в качестве эксперимента, целью которого являлось выяснение того, как радиация влияет на человека. Выяснили. Херово влияет. Участники эксперимента подписали бумагу о неразглашении. И начали помирать. Их дети рождались уродами.
- Им никто не ставил диагноз «лучевая болезнь», — рассказывает Давид Шехтер. — Но для лечения нужен был витамин В12. Для этого и построили завод под Челябинском. Это была одна из самых ужасных тайн Советского Союза. Но мой тесть об этом не знал. Когда я уже прочел публикации о Тоцком полигоне, я понял, в чем было дело. Уже когда наша семья получила разрешение на выезд, тестю с тещей отказали. Мы сказали, что без них не уедем. И тогда моего тестя на улице отловил мой куратор из КГБ, лейтенант Мацегора, которого я прозвал Йецер Гара («злой дух» на иврите), и говорит: «Передайте Давиду, что у него два пути: или в тюрьму, или он уезжает в Израиль». Собрали семейный совет. Спросили совета у тех, кто нас поддерживал. Нам сказали: «Уезжайте». И пришлось тестя с тещей оставить. Чтобы их отпустили, просили даже американские сенаторы и премьер Великобритании. Какое-то безумие было в том, что за двух нищих стариков заступилась Маргарет Тэтчер и потребовала их отпустить. Когда Горбачев прилетел в Англию, то преподнес Тэтчер букет из двух «отказников». Звучит совершенно сюрреалистически — то, что двух стариков пришлось вытаскивать таким образом.
Советские евреи прибывают в Израиль, 1972 год.
СТУКАЧИ И СЛЕЖКА
«Обыска в семье ждали, и все-таки он застал их врасплох. За этот год Шломо научился следить — есть ли «хвост». Сперва было даже интересно — живешь, как в детективе! Потом надоело, грузом легло на нервы. Все в их семье уже давно вздрагивали от неожиданных звонков в дверь. Подходя к дому, Шломо всегда осматривал двор — не притаилась ли где серая «Волга», не ждут ли незваные гости? Они снились ему ночами, он ждал их, готовился к встрече. Но Полька сказала однажды: «Первый обыск, как первая любовь — читаешь про нее много, а переживаешь все равно по-своему ».
И вот в его комнате орудуют гебисты, а он сидит в халате на диване и беспомощно смотрит, как все переворачивают вверх дном. Следователь достал новый бланк. Заметил книгу, оставшуюся лежать на краю стола, перелистал.
— Так «Библейские сказания» В протокол!
— Секундочку! — остановил его Шломо. — Посмотрите на обложку — Москва, Политиздат.
Из автобиографической повести Давида Шехтера «В краю чужом».
«Еврей – отказник — сионист — предатель» — нехитрая логическая цепочка, выстраиваемая чекистами и вдалбливаемая обывателю. Книжные магазины Одессы заполнили тогда издания типа «Осторожно, сионизм», «В чем обвиняется сионизм», «Иудаизм — прошлое без будущего».
Таких книжек было много
И таких карикатур тоже
Одесские евреи собирались у кого-то дома. Учили идиш и иврит, штудировали Тору и Талмуд, справляли религиозные праздники. Все это строжайше пресекалось властями. Целый отдел КГБ на Бебеля (Еврейской!) неустанно следил за жизнью отказников. Ходили слухи, что и в синагоге были агенты Комитета. Всюду была опасность. Гебисты врывались домой, забирали хозяев, срывали с дверных косяков мезузы — молитвы в специальных футлярах. Стукачи были везде.
- Мальчишка моряк мог за свою зарплату привезти 20 аудиокассет, а привозил из рейса тридцать, — рассказывает директор музея контрабанды Александр Отдельнов. — Десять из них автоматически становились контрабандой с санкцией от трех до десяти лет с конфискацией. Ему говорили: «Сынок, чего ты хочешь больше, пять лет валить лес или абсолютно добровольно помогать органам в пресечении противоправных действий? Ты готов, как настоящий Штирлиц, работать в глубоком тылу?». И получалось, что каждый первый стучал на каждого второго. И действовало это очень эффективно.
- Я знаю, что стукачи были, — говорит Давид Шехтер. — КГБ имело о нас информацию, но мы никого ни разу не смогли отловить. Мы подозревали, конечно, кое-кого, но, как говорил один из наших: «Пока я не увижу подпись в ведомости КГБ, что он получает у НИХ зарплату, я не могу обвинять его в том, что он стукач»
- За вами следили?
- Не скрываясь. Следили и прослушивали. Я помню, мы улетели самолетом в отпуск. И вдруг нахлынуло такое чувство облегчения. Ощущение, что за тобой никто не следит. Это было так странно вообще! — смеется он.
Отказники: Дэвид Шехтер и знаменитая Ида Нудель
Митинг отказников в Москве
КВАРТИРЫ
Свидетельствует Анна Мисюк:
- Мои родственники эмигрировали из Одессы в 1978-1979 годах. Уезжали через Вену. Там был пересыльный лагерь для беженцев. В Одессе их лишали советского гражданства, они еще за это платили 500 рублей (немалая сумма, семь минимальных зарплат, — Ред.). Весь багаж отправляли в больших коробках со станции на Пересыпи, там был пункт. Все было очень тяжело и сложно. Везде они были врагами народа. Квартиру они сдавали в ЖЭК, в основном эти квартиры себе забирали работники исполкомов, участковые. Ходили слухи, что те, у кого оставалась хорошая квартира, быстро получали разрешение на выезд, так как их квартиры распределялись по службам и начальству.
- Евреи квартиры не продавали, — говорит Александр Отдельнов. — Они сдавали их в ЖЭК. Их нельзя было продать. Самые хитрые и изворотливые делали обмен на меньшую жилплощадь с доплатой. Надо понимать, что как только ты заявлял о том, что хочешь ехать, шла «вказивка» в бюро обмена, которое находилось на улице Моисеенко (Мельницкой, — Ред.), и блокировались все попытки разменять квартиру. Я видел очень много таких квартир, и, как правило, это были прекрасные квартиры с хорошим ремонтом. В эти квартиры заселяли работников горкома и обкома, прокуратуру и суды. Те квартиры, что были похуже, на Молдаванке, Пересыпи, на поселке Котовского, отдавали просто очередникам. Были варианты уйти от этого. Прописывали дальних бесквартирных родственников.
ТАМОЖНЯ
Давид Шехтер:
- Таможня все тщательно проверяла, что отправляли из СССР. Они даже нашли в подушках три иголки. За что мы им были очень благодарны. Когда у них на таможне заканчивался рабочий день, «скромные» грузчики в джинсовых костюмах выходили с работы, садились каждый в свою машину «Жигули» и ехали домой. Для того, чтобы заработать на «Жигули» с официальной зарплатой, им бы понадобилось лет 15.
Анна Мисюк:
- Это рассказывал человек, который лучился счастьем, так как ему удалось отправить багаж за одну попытку (обычно надо было приезжать на таможню несколько раз, стоять в очереди). Так вот, он говорил, что ему поведали волшебный рецепт! Нужно в авоське (авоська — это обязательно, чтобы было видно) преподнести старшему смены такой набор: литровую бутылку «медальной» водки, бутылку шампанского, коробку черной и коробку красной икры, две палки сырокопченой колбасы, головку сыра и коробку шоколадных конфет. Все это вручается со словами: «Это вам, ребята, за ваш нелегкий труд, после смены хоть отдохнете, расслабитесь». Знающие люди утверждали, что после этого подношения сдача багажа проходила с блистательной скоростью, а во-вторых, вещи доходили неповрежденными.
- Сколько разрешали с собой вывозить вещей и денег?
- 100 долларов на взрослого и 50 на ребенка, — говорит Давид Шехтер.
- И все? Вы не пробовали вывезти с собой картины или драгоценности?
- И все. Во-первых, у нас не было драгоценностей и картин. Во-вторых, ничего же не разрешалось вывозить! Даже книги! Я вывозил с собой книгу «Возвышенное и земное» о Моцарте и должен был провести ее через Литературный музей. Получить специальное разрешение на вывоз этой книги.
Александр Отдельнов:
- Я как-то спросил у евреев, заехавших в гости, как вы вывозили тогда контрабанду? И ответом была тишина. Они до сих пор боятся. Самый распространенный вариант — вывозили в прическах, приклеивали лейкопластырем драгоценные камни. Или к каким-то укромным частям тела. А вообще, на теле каждого человека есть 120 мест для тайного провоза контрабанды. Провозили достаточно много денег с помощью иностранных дипломатов. Те брали небольшой процент. Но в связи с тем, что дипломатов бдительно стерегла госбезопастность, это могло закончиться очень плохо.
Есть знаменитая история, которую я слышал трижды в разных вариациях. Некий зубной техник имел около трех килограммов золота, и в КГБ «стуканули», что он будет их вывозить. У нас на Сортировочной был склад, где проверяли вещи эмигрантов. За тарным заводом стояло небольшое одноэтажное здание. Там и проводили досмотр контейнеров уезжавших на ПМЖ. В народе этот склад назывался «Байконур», потому что оттуда «все стартуют». И вот когда зубной техник отправлял контейнеры со своими вещами, его там ждала оперативная группа. Они стали все разбирать. В контейнерах — старая мебель, барахло. Они все разобрали до иголочки, до ниточки. Ничего. Разбили, разломали мебель. Ничего. Один из оперативников резко повернулся на каблуках, собирался уже уходить и тут увидел, что гвоздь, торчавший из доски, на которой он развернулся, заблестел! Оказывается, техник отлил из золота гвозди и покрыл их затем сплавом хрома и никеля. А нихром похож на сталь. Насобирали больше двух килограммов таких гвоздей. И тут у него случился сердечный приступ. Даже до Еврейской больницы не довезли.
Человеку, которого задерживали с контрабандой, грозила статья 78 УК СССР — от трех до 10 лет с полной конфискацией. Боялись все. И угроза провести 7-8 лет не на Брайтоне, а на Колыме — она была весьма ощутимой. Так что, люди бросали все, лишь бы уехать без помех.
Были и те, кто рисковал — как упомянутый зубной техник. Была семья «цеховиков», которые одни из первых в Союзе начали производить газобаллонное оборудование. Они устанавливали его на легковые машины в Москве, Кишиневе и Одессе. Газ тогда вообще ничего не стоил. Комплект оборудования, по-моему, стоил 600-700 рублей. Это два цветных телевизора. То есть очень большая сумма на то время. И они на какую-то часть своего состояния купили серебряную брошь XIII века. Ювелир специально замаскировал им ее под дешевую бижутерию. Они ее на самое видное место прицепили и так прошли таможню. Израильский журналист привозил сделанную из мельхиора, нарочито дешевую брошь с куском янтаря. А в ней был контейнер, куда покидающие СССР прятали бриллианты. Зимой зашивали в ватные шапки. Они были ужасны. Плохо пахли. Они были пропотевшие, и никто из досматривавших не хотел иметь с ними дело. Вставляли бриллианты в зубы. То есть вместо пломбы вставлялся бриллиант. Но большинство покидало СССР полностью обобранными, и ступали на Землю Обетованную нищими и голыми.
ПРОЩАЛЬНЫЙ ПОЦЕЛУЙ «РОДИНЫ»
Сын Давида Шехтера Иманнуэль, которого не хотели выпускать из СССР, и жена Хана
Спрашиваю у Давида Шехтера:
- В книге у Эдуарда Тополя описывается безобразная сцена в аэропорту. Инвалиду войны, эмигрирующему в Израиль, отпиливают деревянную култышку якобы с целью проверки. Скорее всего, просто для того, чтобы унизить старика, заставив его при помощи рук ползти в самолет. Такое могло быть? Или это авторское преувеличение?
- Нет. Это не преувеличение. Они издевались как хотели. Они обожали «курощать и низводить». Пример. Нам нужно было фотографироваться на визу. Была в ОВИРе чиновница Дмитриева, я ее спрашиваю: «У нас двое маленьких детей. Их нужно фотографировать?». Она говорит: «Нет. Только старшего. А младшему (ему три года, — Д.Ш.) фотография не нужна». Мы оформили визы с фотографиями, все-все прошли. Уже в Москве, в Шереметьево, подходим к последнему кордону. А пограничник говорит: «Я вас пустить не могу. Это ваш ребенок или нет? Почему его нет на фотографии?» — «Нам в нашем ОВИРе сказали, что фотография не обязательна!». Вышел какой-то чекист, полковник КГБ, и говорит: «Сейчас мы отправляем самолет, а вас снимаем с рейса». Затем он начал говорить с сыном: «Это твоя мама?». А мой ребенок отвечает: «Я с тобой говорить не буду». Чекист, хмыкнул, махнул рукой: «Под мою ответственность. Пропустите». Это, на мой взгляд, было сделано специально, чтобы потрепать нервы в последние секунды перед отъездом. Мы побежали к самолету. Двери были уже полузакрытыми. Мы забежали, и за нами их тут же закрыли.
Потом наша знакомая, когда оформляла документы в ОВИРе, пришла к этой чиновнице Дмитриевой и говорит: «Мне точно не нужно фотографировать детей? У семейства Шехтер была проблема…». На что чиновница скривилась и ответила: «То была специфическая проблема семьи Шехтер!»
- Когда вы выбрались из СССР, почувствовали облегчение?
- Я почувствовал счастье. После всех этих историй мне никогда не были понятны ностальгические стоны о прошлой жизни, березках, снеге и русской зиме. У меня никогда не было ни одной секунды ностальгии, я не знал, что это такое. Когда я уезжал, то плюнул на землю и сказал: «Прощай, империя зла». Через 15 лет после репатриации я впервые попал в Одессу. Я был советником министра алии и абсорбции и приехал по заданию министра. Я все ждал, шевельнется что-то во мне или нет. Ничего не шевельнулось. Никаких эмоций у меня Одесса не вызвала. Все уехали. Кроме могил, у меня ничего там нет. Вот такое у меня теплое отношение к «доисторической Родине».
P.S. Это грустно. И наверное, звучит обидно. А каково было этим людям? После всех этих общих собраний, товарищеских судов, «всенародного» осуждения, обысков, арестов. А каково должно быть нам? Ведь часть поколения 1970-80-х или участвовало в этой показательной травле, или делало вид, что это их не касается. Я спрашивал бывших диссидентов и отказников, а стоит ли искать ГБшников, таможенников, стукачей с тем, чтобы обнародовать их фамилии и имена. И они, те, кто должен был бы жаждать мести, не нашлись, что ответить. Может, не хотят, чтобы этих людей травили, как когда-то их самих?
- Можно ли найти сейчас этих героев таможни? «Прославить» их? - спрашиваю директора музея контрабанды.
- К сожалению «прославить» таких людей вряд ли получится. Они достаточно уже пожилые люди. 30 лет – это начало самостоятельной работы инспектора таможенной службы. В паре с ним должен был стоять опытный, проверенный сотрудник. Тем более, что большую часть таможни после создания украинского государства уволили. И даже сегодняшним ветеранам украинской таможни уже под семьдесят. Надо отдать должное, у таможенников корпоративная солидарность очень развита. И потом… Данных никаких нет. Документов нет. Советская таможня входила в структуру министерства внешней торговли, а все документы по «внешторгу» являлись прерогативой КГБ и сразу после развала Союза были вывезены из Одессы. То есть, архивов у таможни нет. Все они уехали в Москву. Я думаю, там было много интересного. Однако мы продолжаем искать.
Продолжение следует
Автор — Дмитрий Жогов
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
0
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter
Хорошо наживались те, кто мог квартиру выехавших «получить». Как правило, это были шикарные квартиры с отличным ремонтом. Даже были общегородские скандалы, но они, как правило, заканчивались ничем. Очень интересная тема.
Я до сих пор переписываюсь с однокласницей корорая уехала в Израиль после 4го класса, столько лет прошло с тех пор а ее мама мне до сих пор приветы передаеет!
это так романтично. Подруга моей супруги Гродская Лиля живёт в Израиле, но что-то пока не можем найти её в соцсетях. Как впрочем, и моего одноклассника Каушанского Сергея тоже в Израиле не можем найти. Интересно было бы пообщаться. Если вдруг, кто-то что-то знает о них, то напишите в личку. Заранее спасибо!
так и знал что будет замечание. Я ведь написал о тех, кто действительно наживался на выехавших. А текст обязательно прочитаю, так как заранее знаю, что он будет интересным. Сейчас пишу и апелляционную жалобу на незаконный приговор, и одним глазом просматриваю новости на "Думской". Но замечание справедливое. Принимается.
Т.е. вы добровольно и с песней признаёте, что строчите комменты не читая тему? "А текст обязательно почитаю". Правильно, Неравнодушный — это по нашему, по партейному, главное что-то ляпнуть — первым да погромче. А в тему оно будет или нет — оно и пофигу.
для меня "Думская" как вдохновение при написании серьёзного документа. Прочитал новость, оставил комментарий и дальше — непосредственная работа по специальности. Кстати, весьма красиво и убедительно написал апелляционную жалобу, аж самому нравится. Невозможно будет отказать в её удовлетворении.
там ещё конца и края судебному следствию по третьему кругу не видно. Никак не соберусь написать заявление Генеральному прокурору Украины, чтобы на уровне ГПУ провели совещание и наконец-то решились отказаться от незаконного обвинения и не позорились с этим делом. На местном уровне страшные перестраховщики и до конца будут тупо тянуть линию виновности по принципу "Усрюся, но не покорюся! "
Друг, Есть правда в ваших словах Этот текст, тем не менее, надо полностью прочитать и осмыслить У меня времени нет к сожалению, постараюсь найти В отличии от информационных статей, где думать особо не надо, эта совсем из другой категории. Здесь много о чем нужно думать, например вот даже вот над этим: « А кто травил, не помните? Фамилии? - Нет. Давно дело было…»
Вопрос вот ведь в чем — делая паскудство, и радостно осознавая, что это паскудство делают очень многие окружающие, и в общем стадном чувстве «мне за это ничего не будет», надо чтобы индивидуум осознавал — будет! И эта грязь останется до конца жизни. И каждый отвечает за свои поступки. Спрятаться за стадом — не получится.. К тому же наш мир станет намного чище, когда каждый будет осознавать, что только он сам в ответе за свои поступки. Ни умалишенный «вождь», ни свора воров и казнокрадов при нем, ни продажные подлецы, делающие фейковые «новости» и мерзкие «шоу», набивая свои карманы твёрдой валютой Мерзость всегда останется мерзостью И ее каждый должен избегать У кого насколько хватит сил и мужества
Прямо Юлий Цезарь. И аппеляцию строчит, и на "Думской" крутитися. Ударник коммунистического труда. А качество жалобы? Поэтому ваши подзащитные годами ждут защиты.
Вам не приходило на ум, что человек, например, взятки не носит? И рано, или поздно все станет на свои места. Черное будет называться черным, а белое — белым. Воры сядут в тюрьму, казнокрады и коррупционеры — туда же. Вопрос не в идеализме. Вопрос в сохранении общества. Ведь все хотят какой—то стабильности и предсказуемости, в том числе денег и власть придержащие. А продажность судебной системы ее не дает. Ну вот завтра другой очень богатый человек слепил пару «решений суда» и вперёд — отжимать твою собственность Т.е. жизнь как на вулкане
Не обращайте внимание на сволочей. Вам спасибо. И ссылки ваши интересны. Понятно, что может каждый сам найти в сети, но не всегда же время есть. Вам удачи и успехов во всем!
А сколько лет, месяцев и дней Кравчук просидел в СИЗО? Или вы считаете, что об этом вашем самом громком и позорном провале в карьере адвоката уже никто не помнит?
Этих стукачей, гэбэшников и ментов особо и искать не надо.Они продолжают гадить даже здесь на Думской, меняя ники и заводя по пять клонов.Вся эта срань из великолепных, жирных, седьмых-восьмых, бабахиных и прибабахиных(всех и не упомнишь), периодически выпиливаемая модераторами-это они и есть.Для них ничего не поменялось.Даже без методички из Москвы, они сами мониторят инфоповоды и гадят, гадят, отравляя нам жизнь.
надо же! получается это не воровство и коррупция отравляет вам жизнь, а так же и всем остальным жителям страны? это во всем виноваты с десяток комментаторов с Думской? в принципе, этого и следовало ожидать, кто ж признается что его имеют как лоха под патриотичные лозунги?
эти люди изподтишка гадят и продолжают вредить, нося дулю в кармане и камень за пазухой. А Россия продолжает дёргать их за ниточки, используя как явных своих агентов влияния, таких как Труханов, так и глубоко законспирированных, о которых мы ничего не знаем, но они есть. Их просто не может не быть, так как именно так было устроено советское государство.
Олег, прочитал полностью и скажу предельно откровенно, что давно не было такого интересного и жизненного материала как этот. Кое-что тоже помню, хотя и не всё тогда понимал так, как сейчас. Были статьи в газете «Знамя коммунизма», осуждающие тех, кто выезжал из СССР, на них действительно смотрели как на врагов народа. Это гадко, противно и мерзко с высоты сегодняшнего дня, а ведь тогда верили советской пропаганде. Даже обыкновенные юбилейные награды и значки типа «Победитель социалистического соревнования», «Ударник коммунистического труда» нельзя было вывозить. Сколько хороших врачей, ювелиров, мастеров по пошиву одежды, артистов, тогда на всегда уехало из СССР. Да и Одесса не той стала чем была, когда в городе было много еврейских семей.
Жгёте напалмом, уважаемый. Итак "прочитал полностью" — комментарий написан в 22.49, а первый ваш комментарий к статье написан в 21.04. Потрясающе, чо. Пастернака не читал, но осуждаю.
да ладно Вам. Я знал о чём там речь будет идти и, кстати, первый комментарий ведь правильный. Я никого не осуждал, а полностью предвидел то, что материал будет интересным, но не было времени читать, так как пришло вдохновение для написания апелляционной жалобы на приговор, а то иногда очень долго приходится подступать к её написанию, а тут резко появилось вдохновение, которое и помогло всё качественно сделать с первого раза. Спасибо «Думской»!
Вовочка квадратная головочка, в соответствии с идеологией того времени о том, что лица, выезжающие на ПМЖ являются предателями Родины, он их не мог не осуждать. Особенно на партийных собраниях.
и первый комментарий о квартирах ведь соответствует действительности. Помню как зам. начальника УВД г.Одессы Пожар И.Д. занял одну очень благоустроенную еврейскую квартиру на пр.Шевченко, был огромный скандал в городе, даже, кажется, освободили от должности с понижением, но квартиру он так и не вернул государству. Что-то о нём больше ничего не было слышно после этого скандала с квартирой.
В 70-х начала 80-х не знаю как уезжали а во второй половине 80-х и 90 тые годы помню. Работал на предприятии с людьми позже уехавшие в штаты Израиль ли Германию.Ничего из рассказанного в статье ни от одного уезжающего не слышал хотя со всеми был в хороших и дружеских отношениях.Кто то уехал не попрощавшись а кто то с накрытием поляны песнями и танцами. Общаемся по скайпу до сих пор и передаем друг другу приветы.
В 1979 году наш «А» класс, СШ 63, директорствовала тогда Нина Михайловна Касай, был созван на экстренное комсомольское собрание — собрали нас в актовом зале, только наш класс. Комсорг, усатая жгучая брюнетка, далеко за тридцать, «вечная комсомолка», поперек себя шире, в белой сорочке с отложным лопатным воротником, звали ее Наталья, фамилию не помню, буравя глазами всех и каждого, отчеканила : - Комсомольское собрание, посвященное исключению из рядов ВЛКСМ Евгения П. и Павла Н. в связи с отьездом в Израиль, считать открытым! Помню липкое чувство страха и гадливости одновременно : тяжелый подозрительный взгляд комсорга школы, не оставляющий ни малейших сомнений касательно твоей собственной участи, если только пикнешь что-либо поперек линии партии и правительства и лично дорогого Леонида Ильича Брежнева — начиная от писем на работу родителям и заканчивая исключением — а значит все, прощай университет, о котором так мечталось! — и заливающий щеки стыд, потому что давалась команда травить одноклассников — а с Женькой П. я целых два раза ходила в «курятник» — летний кинотеатр, был такой полусарай в начале Черноморского шоссе, потом Ленинской «Искры», потом Маршала Жукова, и теперь Небесной сотни Класс поначалу монолитно молчал — а потом поднялась одна активистка, потом другая выразили заранее выученное по бумажке возмущение, отреклись от имени всего класса, наконец эта публичная порка завершилась и мы поплелись назад в кабинет — но по лицу багровой комсоргши было понятно, подвел «А» класс, вегетарианское собрание получилось, недостаточно выразили, не разорвали в клочья пособников мирового сионизма, смалодушествовали, словом — предстоит огромная работа по формированию умов молодого поколения и одним собранием тут не обойдешься Было, все было. И слова «ж д» и «ж довка» имели постоянное хождение в стране победившего социализма и зазорными не считались.
у нас так примерно в тот же год на третьем курсе истфака исключали из комсомола студентку 5 курса, которая "вздумала" выйти замуж за англичанина и уехать в Великобританию.
Дмитрий, веди себя прилично! Не с отжатых! Было общее комсомольское собрание всего факультета, никто особо не осуждал выход студентки замуж за гражданина Великобритании, выступили штатные выступающие, а все комсомольцы единогласно поддержали исключение, не до конца всё понимая что на самом деле происходит. Такие были времена, что даже для поездки в Болгарию, как тогда говорили — 16-ю республику СССР, нужна была характеристика, утверждённая на общем комсомольском собрании. Всё было искусственным, поэтому и развалилось как карточный домик.
Так и было: сьезжались из своих гандрабур в Одессу, дружно голосовали/осуждали, мечтали о "партейной" карьере, а тут, сука, горбатый все поломал (( Пришлось покупать кидаловский диплом, устаиваться на более хлебное место следака )) Зато овладев компьютером мы нашли себя, заработала комуняцко-агитаторская жилка. Не важно, что как адвокат мы ноль без палочки, но мы умеем забабахать идеологически правильный коммент, не читая статью )) Удачи тебе, Питрович ))
В ряды ВЛКСМ принимали с 14 до 28 лет, но функционеры надолго задерживались «вечными комсомолками» и «вечными комсоргами» — далее они последовательно, как и полагалось верным ленинцам, переходили на партийную работу. Как правило, члены руководящих органов комсомола одновременно были также членами или кандидатами в члены КПСС. Мелкая сошка перебивалась партийными инструкторами но кто пьянками-саунами, кто доносами, кто множеством мелких услуг — но каждый изо всех сил прокладывал себе дорогу к партийной кормушке, каждый из них спал и видел себя в рядах видных партийных деятелей.
Ну многие мечтали пересесть с этого комсомольского кресла в партийное Конечно смешно было видеть «комсомольца» за 50 Это же карьера была Войти в клан правящих. Не только пьянки—сауны, на задних лапах ходили перед вышестоящими. Со стороны очень противно было на это смотреть. И вполне закономерен конец той власти. Ведь по такому дарвинизму только самые отъявленные подлецы пролезали наверх.
Вспомнился старый советский анекдот. Улетает из Одессы предпоследний еврей, и говорит провожающему его последнему еврею: —Когда будешь улетать- не забудь выключить свет в аэропорту!
В 1991 уезжали наши соседи. Были с ними в очень хороших отношениях. Их не прессовали, но самое интересное, через пару лет приехали и рассказали как вывезли пару сережек с бриллиантами. Рисковали конечно, носережки засунули в яблоко, а у них была дочка лет 5, дали ей это яблоко, она его начала есть еще в очереди и так с ним прошла дальше.
Удивительно то, что про это молчали все эти годы. Если удастся достать фамилии стукачей то это будет забавно Вот это и будет декоммунизация. Что бы все знали такой то был «стукачем». В тексте уже 3 фамилии названы гбшников и тетки из миграционки. Право сейчас такие же стервы сидят
Три истории о «русских израильтянах», которые поменяли страну, поменяли свою жизнь, и все начали с нуля. О «нелегкой судьбе репатрианта» сняты километры видеопленки. А это несколько минут о людях, которые не испугались, не ныли, рисковали и добились своего. Три истории об успешных репатриантах, три истории о сильных людях.
Каждый пятый израильтянин живет за чертой бедности – таков вывод специального отчета, опубликованного на минувшей неделе в Израиле. Есть миллион семьсот тысяч граждан страны, которым не хватает своего заработка или пособия для того, чтобы элементарно выжить – иными словами, не умереть с голоду. Бедным в Израиле считается тот, кто получает в месяц менее 3 тысяч шекелей – это порядка семьсот пятидесяти долларов. Для некоторых стран – это огромные деньги, там ни них можно жить не только месяц, а целый квартал. Только не в Израиле.
Вставлю и свои пять копеек. В 1979-м уезжал мой друг с семьей. Пошел провожать его на вокзал, и, не помню уже кто, активно меня от этого отговаривал, мотивируя тем, что ГБ следит и берет «на карандаш» всех провожающих. Друга я проводил, никаких последствий не было, но факт запомнился.
Запомнились первые неуклюжие советские пропагандистские передачи в начале 70-х, рассказывающие о том, как ужасно и чуждо все советскому человеку за границей, что эмигранты «вообще не могут получить работу», а если и получают, то это исвлючительно неквалифицированная, пресловутое «мытье туалетов». Какие-то даже вроде «реальные примеры«- даже с фотографиями семей, истории якобы тех, кто вернулся из тамошнего рая «в родную советскую страну».
советская пропаганда работала так, как сегодня российская пропаганда всё перекручивает. Но тогда правдивой информации было значительно меньше чем сегодня.
Советская пропаганда не была такой изощренной, в-отличие от современной российской, советская была прямолинейной и закостенелой на штампах 40-х-50-х (что иногда проскальзывает и в российской пропаганде), по-существу ей верили всецело, наверное процентов 5-10 от-силы. По поводу собраний с осуждениями «отщепенцев» у нас в 90-й школе в конце 70-х как-то обошлось без этого, насколько я помню. Хотя, был один случай, когда в 9-м классе выдвинули парня из класса в кандидаты на должность комсорга школы, а он вдруг берет самоотвод. Как? Почему? Конечно это была бомба на собрании. Потом, через пару дней поползли слухи- он уезжает с родителями «туда», в Штаты. Все как-то спокойно к этому относились, подошел комсорг класса ко мне, «Как ты считаешь, он же Родину предает, он же должен остаться, пусть родители его едут! « Я как думал так и ответил, «А чего он должен тут оставаться, он же с родителями едет, одному что-ли тут в СССР остаться?» Потом по «Обществоведению» учительница (она вроде-бы была парторгом школы) на уроке пыталась забросить тему со словами: « Я удивляюсь, у вас на глазах ваш товарищ пропадает, вы так наблюдаете спокойно». В 90-х и тот комсорг класса и та учительница уехали сами в Штаты.
когда царила советская пропаганда, не было правдивой информации о внешнем мире. «Голоса» глушили беспощадно. К сожалению, люди верили советской пропаганде.
Можно было и тогда через глушилки что-то услышать, сопоставлять с советской пропагандой и делать выводы. Не так-то уж советской пропаганде верили безоговорочно, просто процентов 75-80 населения это простые обыватели, которых "политика" ни в какое время не интересует. Ждут когда "политика займется ими".
Ничего нового в статье кроме жутких подробностей, однако мне всё ещё непонятно, почему люди, бежавшие из ада, сейчас любят русский мир через океан! У меня есть живой пример из Израиля и это печально.
Я́ков «Я́ша» Ке́дми (ивр. יעקב קדמי; род. Яков Иосифович Казако́в; 5 марта 1947, Москва, СССР) — израильский государственный деятель, руководитель спецслужбы «Натив» в 1992—1999 годах, признанный эксперт по военно-политическим вопросам и международной политике. Имеет существенное политическое влияние в русскоязычной общине и среди русскоязычных политиков Израиля В 1969 году совершил алию в Израиль. Служил в Армии Обороны Израиля во время Войны Судного дня.
Еще один лауреат. Авигдор (Виктор) Валерьевич Эскин родился 26 апреля 1960 года в Москве. Отец Эскина происходит из известного в Белоруссии раввинского рода[1]. Дед со стороны матери был расстрелян по пятьдесят восьмой статье во время сталинского террора в 1938 году[2]. Труды Солженицына и рассказы бабушки со стороны отца о Холокосте убедили Виктора в необходимости изучать еврейский вопрос.
В 1974 году был задержан за расклеивание листовок в поддержку Александра Солженицына и исключён из школы. В 1975 году поступил в музыкальное училище имени Гнесиных по классу фортепиано у Натальи Андреевны Мутли. Начал преподавать иврит и вести семинар по изучению иудаизма. Подвергался преследованию за диссидентскую деятельность.
В 1979 году переехал в Израиль, где поступил в иешиву в Кирьят-Арба. Служил в Армии обороны Израиля, принимая участие в боевых действиях в Ливане в 1982 году.
Эскин позиционирует себя убеждённым патриотом Израиля и еврейским традиционалистом, стремящимся к укреплению связей с российскими консерваторами. В политической жизни тесные отношения поддерживает с Дмитрием Рогозиным. Эскин — частый гость в ток-шоу Владимира Соловьёва («Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым») на телеканале Россия-1 и на радио Вести ФМ («Полный контакт с Владимиром Соловьёвым»)
Это есть и тут, я имею в виду «любители русского мира через океан». Я думаю, люди, пережившие две эмиграции, сами себе изобретают сказку и миф о родине, где было все прекрасно и все были счастливы.» Непонятно почему сказки эти экстраполируется на современную РФ, вот это вообще непонятно. У меня тут были с друзьями споры на эту тему. Правда, на вопрос о том, «почему они тут, если все так справедливо в русском мире там» у них нет ответа. Зрители российского ТВ тут мгновенно определяются на пятой секунде общения.
Люди умудряются ретранслировать нынешнюю московскую пропаганду, уверять, что у меня в стране отменили девятое мая, так далее. Я вообще заметил, что многие евреи почему-то любят москву и коммунорейх. Как называется синдром привязанности жертвы к террористу?
Не тупите. Про "дело врачей" вспомните. Дело врачей (Дело врачей-вредителей[1] или врачей-отравителей, в материалах следствия Дело о сионистском заговоре в МГБ) — уголовное дело против группы видных советских врачей, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. Истоки кампании относятся к 1948 году, когда врач Лидия Тимашук на основании электрокардиограммы диагностировала у Жданова инфаркт миокарда, однако руководство Лечебно-санитарного управления — Лечсануправ Кремля заставило её написать другой диагноз и назначило Жданову лечение, противопоказанное при инфаркте, приведшее к смерти пациента.
В тексте официального сообщения об аресте, опубликованного в январе 1953 года, было объявлено, что «большинство участников террористической группы (Вовси М. С., Коган Б. Б., Фельдман А. И., Гринштейн А. М., Этингер Я. Г. и другие) были связаны с международной еврейской буржуазно-националистической организацией „Джойнт“, созданной американской разведкой якобы для оказания материальной помощи евреям в других странах». В связях с этой же организацией ранее были обвинены и проходившие по делу Еврейского Антифашистского комитета. Огласка дела местами приобрела антисемитский характер и влилась в более общую кампанию по «борьбе с безродным космополитизмом», проходившей в СССР в 1947—1953 гг
Slavik Lyamov, Вы явно насмотрелись подлой российской пропаганды. Глупо сегодня не понимать истинное состояние дел при таком большом наличии информации.
Странно, что вы выбрали страну США, на которую вы гадите, а не страну РФ, которую вы постоянно защищаете. Или вы не там живете или вы солгали, что там живете.
Да врёт он и глазом не моргает, жил бы в штатах, писал бы латиницей, можно подумать, что он в рашке или у нас клаву заказывал с рузке раскладкой Все мои знакомые и родственники живущие за рубежом, все как один пишут мне латиницей, только те, кто недавно уехал или часто бывают у нас и у них труба наша, те да, пишут кириллицей
Кто получил за Львовский погром, поляки? Зачем вы все в кучу мешаете? Я вам написал о конкретном погроме, а вы смешали все в кучу. Почему Укоаина признала Холокост, а Израиль из-за дружбы с Москвой не признал Голодомор?
Армия Крайова убивала мирных украинцев, но в Польше ее участников считают героями. Израильская армия убивала мирных палестинцев, но в Израиле они тоже герои. Что получили поляки?
Очень интересной могла бы получиться тема о планах Сталина создания в Крыму автономной еврейской области и почему он потом резко всё переиграл и создал эту так называемую еврейскую республику в Сибири.
в Украине к евреем сегодня относятся вполне нормально, уважительно и толерантно, в отличие от той же современной России. Поэтому не советую разжигать тему.
В расеи городские с деревенскими в постоянных контрах, фильмов наснимали уйму об наглых бедняжках из Мухосранска и Зажопинска. Масквичи в контрах со всей остальной расеей, которые лезут нагло в их город: "Масква вядь ни рязинавая" А все остальных они называют хачами и т.д.
В 89 ничего не поменялось, когда уезжал Я, и все что написанно в первой части, правда! И все издевательства в ОВИРе, на таможне и на работе, всё к сожалению так!
Жалею что мои родители не решились уехать раньше, в 1975г например! Ностальгия, да, есть!!! Люблю я Одессу!! Приезжаю часто! Противно смотреть как приезжие и бандиты(в руководстве) уничтожают мой любимый город! А вы как слепое стадо их продолжаете выбирать!
Я в те годы завидовал евреям, что они могут пусть и бросив все нажитое уехать из этой империи зла.Простите за высокопарность, но точнее эту страну не назовешь.Я терпеть не мог этот театр, когда люди говорили одно, думали другое, а делали третье.Как я радовался в 1991! Но момент счастья оказался не долгим.Театр продолжил свою работу переместившись на верх.Большинство из нас, кто не любит носить маски, оказались просто зрителями этого мерзского фарса с нынешними властями в главных ролях.Я здесь имею ввиду всех "царьков" СНГ.
В начале 90х, уже после развала совка в Майами уезжала одноклассница Гретта, идиотка биологичка по кличке Сова сказала, как ты можешь Родину продавать.
Прочёл внимательно, и статью и колмментарии. Шо я могу сказать? Я отлично помню как всё начиналось-это был 1972-ой год, м учились в восьмом классе, когда уехали первые-Фред Зилюк, Нюмка Шапошников, Димка Мандель, потом потянулась остальная вереница, если перечислять всех надо будет потратить часа два. Комсомольские собрания по этому поводу в школе я не помню, но в техникуме, где я учился год на стационаре, шото было-двое из параллельной группы уезжали, и был небольшой шухер по этому поводу. По поводу антисемитизма-шото было, шото не было. То говорит Давид Шехтер(мнен его привычней называть «Дима»», так мы его звали в детстве) нужно разделить по меньшей мере на четыре. Я рос с ним и с его братом Яном-на Каролино-Бугазе наши родители имели участки, и мы летом всегда там отдыхали. Сейчас Дима неплохо «пригрелмся«на израильском ТВ(девятый «русский» канал) и живёт себе. По поводу «сионистов в Одессе«-были отдельные небольшие группки, которые кучковались на кухнях друг у друга, «крутили дули в карманах«и мечтали как они хорошо заживут«там». Я встречал некоторых из них в Израиле, и не скажу шо они там шикарно живут. Большинство из них забывали за свой патриотизм сразу по приезду в Вену, на пересыльный лагерь, и начинали протаптывать путь в США, ФРГ, Канаду.
Помню в детстве (80е, начало 90х) во дворе в центре жило очень много еврейских семей, хотя родители говорили что это «те кто остались». С каждым годом их становилось все меньше, многие уехали, кто-то умер. Не помню случая, чтобы они кому-то сделали что-то плохое. Прекрасно ладили со всеми и люди старались не делить на украинцев, русских, евреев, армян и так далее. Но, конечно, было и пару бабок, которые были всем не довольны и постоянно обзывались жидами, при чем даже на тех, кто не имел ну никакого отношения к еврейскому народу. Я думаю что многонациональность Одессы — неоспоримое, уникальное свойство, которое является часть души нашего города. Уверен, что советские «реформы» ничего хорошего простым людям не сделали.
Ну да, никаких притеснений. Поэтому количество Ивановых уменьшилось на миллионы, как только разрешили уезжать. Представьте, каково это — скрывать национальность, особенно, когда всем и так всё понятно.
Когда евреев загоняли в склады на площади Толбухина, то многие тоже как бы « не знали». На самом деле не хотели знать. Даже когда по городу дым пополз. Статья горькая. Она о том как человек плюнул на эту землю и проклял ее перед тем как уехать. А на самом деле мало, что изменилось. Я уверен и сейчас найдутся те кто готов унижать, а если и надо уничтожать евреев или русских? Надо найти ТЕХ замшелых гбистов и стукачей. И показать всем их морды. Что бы другим неповадно было. Тогда от статьи будет польза.
Кстати, мой отец работал мастером жека в конце восьмидесятых и сумел получить нам квартиру после уехавших евреев. И мебель туда покупали тоже у евреев. Под конец существования империи они хотя бы могли продать имущество, а не просто бежать квартиры — это понятно, никто не дал приватизировать, да и людям важнее было вздохнуть полной грудью на свободе, чем пытаться что-то выцарапать у системы. В любом случае мы невероятно благодарны тем людям за собственное жильё, хоть его и пришлось позже отстаивать в суде у бывших партийных чертей, которые положили на него глаз.
А квартир было множество: отца уже давно нет, но многие бывшие сотрудники жека до сих пор благодарны
Да, лучше бы всё жильё забрали и приватизировали партийные функционеры, из-за которых люди и валили на свободу. Хотя в основном честные комсомольцы так и сделали.
Ой"Гамлет"-я Вас умоляю- какая "свобода"? Для кого? И в чём она заключалась7 Если брать родителей моих однокласников, которые "рванули" в семидесятые, то в основонм это были делдьцы различного уровня-мелкие и средние, "цеховики", наясники с "Привоза"и директора мелких овощных лавочек на том же "Привозе" Их "стремление к свободе" состояыло в том, шоб быстрее "свалить", пока ОБХСС их не взяло за тухес, и кстати-они были правы-некоторые из тех шо не успели, таки получили срока. Пределом их мечтаний было открыть маленькую лавочку, и потихоньку на бывать тамошний люд, как они привыкли делать тут. Я помню как один из тех шо уехал тогда, приезжал в Одессу году эдак в 89-ом. Так когда его спросили выучил ли он английский язык, он ответил-"А на хрена? Я рабогтаю с русскими, хожу в русский магазин, а когда мне надог шото разобраться в банке, или ещё где-н6ибудь, я беру соседского пацана, даю ему десять долларов, и он идёт со мной за переводчика" и таких там большинство.
нерваный сетует на то что в те времена уехали многие специалисты-врачи инженеры артисты -но они уезжали на родину своих предков и их можно понять. Но я не понимаю как сейчас довели народ украинский до того что он толпами покидает свою Родину в поисках лучшей жизни и если мы справедливо осуждаем коммуняков за издевательства над уезжающими то не вижу со стороны нерваного и ему подобных шо он думает по этому поводу за нашу владу.
Ой, вот только не надо здесь пи Прям толпами, где те толпы? Вот именно, что стадо, толпа, как вша с кожуха на кожух скачут, ищут где теплее, взять хотя бы мою улицу и всех знакомых, уехало пару человек, ну и родственников как репатрианты, никаких толп, есть просто отдельная каста людей, вечно ищущих где бы рвануть, такие и раньше пальцем в карту и вперёд, терять не чего, вот и имеем пол города " Одесситов" из северов и условных Сызраней, не сравнвнивайте тогда и сейчас
Если человек хочет работать в Европе то едет. Никто не отбирает у него квартиру. Никто не садит его в кутузку. Никто не отбирает у него квартиру. Свобода и лагерь? Есть различие? Или у вас ностальгия по совку: -Зато там макароны давали в заводской столовой!
вы наверное кроме рашн ТВ ничего несмотрите а поукрТВ как врачи со всей Украины а особенно из Западной выезжают целыми автобусами на работу в Польшу Словакию и дальше.Медсестра во Львове получает2500 грв в Польше ей предлагают в десять раз больше. Иопчему бы не поехать если там по всем показателям жить и работать лучше. А до ре мишка сравнивает своих земляков со вшами а может он пригрелся гдето в теплом местечке и оттуда гавкает на отьезжающих.
Шура, пилите гири. Они золотые. А если они не золотые, то какие они, по вашему? (с) Один аналогичный случай произошел с нашими соседями. Только в роли Шуры была милиция или ГБ. Они пришли к ним с обыском золотых украшений и драгметаллов. У жены соседа был дорогой по тем временам за 180 рэ костюм с металлическими пуговицами желтого цвета. Не поленились и распилили каждую из них. Потому, что они были толстенькие, мм 3. Хотя по внешнему виду было видно, что эти пуговицы не золотые. Так она была в ужасе о того, что они перед отъездом испортили ей костюм. Еще был один случай, когда квартиру художника ограбили тоже перед отъездом. Ясно и понятно, что не воры, а сотрудники милиции или ГБ. По тем законам запрещалось вывозить произведения художественного искусства. Он сфотографировал свои картины, а они были такие, какие сейчас продают на Соборке, чтобы получить разрешение на их вывоз. Буквально через день их украли. Кто-то из ОВИРА стуканул. Потому, что никто, даже его соседи не знали об их отъезде из страны.