И снова наша постоянная рубрика «Субъективно о загранице», в которой корреспонденты «Думской» балуют читателей нетривиальным взглядом на заграницу. В этот раз субъективные заметки будут посвящены Дании и небольшому городку на ее севере — Хельсингеру, в первую очередь известному как место действия пьесы Уильяма нашего Шекспира «Гамлет, принц датский». Но обо всем по порядку.
Наверняка, рассказывать что-то о целой стране, прогулявшись лишь несколько часиков по тихим улочкам далеко не столицы, несколько самонадеянно. В Хельсингере, или, как его называют местные, Эльсиноре, живет чуть более 60-ти тысяч человек. Но других наблюдений (и других фотографий), интересных для публикации в наших широтах, попросту нет. Не до того было;). С другой стороны, те, что есть — могут быть вполне интересными. А посему, извольте
Итак, первое, что бросается в глаза и не отпускает до прибытия в родные постсоветские края — это кристально чистая, я бы даже сказал, «звенящая» европейскость бытия. Как будто на дворе 1990-е, и ты где-нибудь под Мюнхеном: людей на улицах мало, грязи на дорогах нет вообще; птички, кораблики и прочий транспорт ходят по секундам, а актуальная нынче в европах проблема беженцев до Дании не докатилась. С девяти утра до пяти вечера люди на работе, потому на улицах до неприличия пусто. К этому быстро привыкаешь, и от этого «родные» конфликтные ситуации в каком-нибудь Борисполе, вроде очередей в туалет или бытового хамства, по возвращении кажутся еще более дикими. Как будто на дворе не 2015-й, и глобализация до бюргерской Дании так и не дошла
Далее, что может быть интересным нашему читателю — это велотранспорт и соответствующая инфраструктура. Пока усилиями «Критической массы» этот вопрос только набирает свой вес в одесской повестке дня, Данию вполне можно назвать страной победившего велосипедизма. Специализированные дорожки, парковки, профильные магазинчики и станции технического обслуживания — здесь это обыденность. Малышня вовсю рассекает за своими мамашами на прицепах, а пенсионеры норовят наехать на зазевавшегося туриста. Ходить пешком тут неудобно. На двух колесах ездят все и везде. Собственно, как и с любой идеей, превращенной в культ, доходит до идиотизма. У датчан велосипедное сообщение начинает потихоньку мешать нормальной жизни. Так, общественный транспорт, лишившись клиентуры, ездит совсем редко, а из-за сотен велосипедов, припаркованных не по правилам, затруднен проход для пешеходов.
Пожалуй, брошенные своими хозяевами велики — единственный мусор, который можно встретить в Эльсиноре. Но до такой проблемы нам еще ехать и ехать
То, что принято высокопарно именовать «культурой» и «цивилизацией», выше всяческих похвал. Домики исторического центра, хоть и построены в ХVI-ХVII веках, но все еще находятся в отличном состоянии. На некоторых даже висят таблички, говорящие об охранном статусе. Жить в них, возможно, и не очень удобно, зато почетно и выгодно с точки зрения налогового законодательства. Красить такие дома можно только в разные цвета, от чего целые кварталы выглядят пряничными. При этом у здешних «доверяйделамов» и «бизнесменов с лицом» и мысли воткнуть по соседству высотку почему-то не возникает. Вся «инновация» и «инвестиция» либо прячется вне центра города, либо где-нибудь под землей, на месте старого сухого дока. А если что-то стекло-бетонное и вылазит на поверхность (как, скажем, эльсинорский театр), то оно максимум о двух этажах.
Небольшое наблюдение за туризм. Поскольку Эльсинор — городок туристический, то возле каждой мало-мальски значимой финтифлюшки муниципалитет поставил здоровенный хэштег, раздающий вай-фай. Тут же нарисован QR-код, с помощью которого на десятке языков рассказывают, что конкретно означает этот серебряный голый мужик, который в позе русалочки смотрит через залив в сторону Швеции. Такой хештег местные «коммунары» (то есть представители коммуны, по-нашему громады) умудрились всунуть даже в охраняемый ЮНЕСКО замок Кронборг, из-за которого собственно в Эльсинор все и едут. Любопытно, что последний вояка вышел из замка только в 1991-м году, и с тех пор замок имеет исключительно музейное значение.
Быть может, для туристических поездок Дания — не лучшее место на планете. Но как место для жизни родина викингов очень выгодно отличается от большинства стран старушки-Европы, и уж тем более от постсоветских пространств. Ну а залечивать экзистенциальный кризис и искать ответы на пресловутые вопросы бытия здесь так вообще — самое место.
Автор — Алексей Кравцов