6 ноября 2022, 19:49 Читати українською
Похищение картин, или Куда делись полотна одессита из Новой КаховкиВойна всегда сопровождается перемещением (в лучшем случае), а то и уничтожением (не приведи Господь) произведений искусства. Сегодня внимание украинского художественного сообщества приковано к судьбе Новокаховской картинной галереи имени одесского художника Альбина Гавдзинского (1923-2014). Эта галерея — государственное учреждение, напомним, что Новая Каховка находится в подчинении Херсону, и сейчас там происходят удручающие события. Внучка мастера, руководитель одесской галереи «Дом художников» Линда Страутман рассказывает «2 ноября мне поступила информация о том, что из галереи вывезены все работы. В галерее, помимо 299 работ Гавдзинского разных периодов, были еще и работы других художников, в том числе и одесских авторов – Ломыкина, Попова, Шелюто, Цимпакова. Из не-одесситов – Глущенко, другие достаточно известные имена. Что касается произведений Альбина Станиславовича, я сама делала переучет, акт составляла со всеми инвентарными номерами, полной описью, все фотографии есть. В 2016 году, спустя два года после того, как дедушка умер, мы поехали в Новую Каховку, с нами поехал наш известный фотограф Олег Куцкий, и абсолютно безвозмездно, из доброго отношения к дедушке, которого очень любил и неоднократно фотографировал его работы для каталогов, два дня снимал в галерее произведения Гавдзинского. Потом еще два месяца он работал над снимками, обрабатывал их, вычищал, потому что работы хранились там с 1961 года в неидеальных условиях. Большая часть даже не была оформлена ни в рамы, ни под стекло, они просто лежали в папках, и от времени, конечно, пострадали. Были и загрязнения, и повреждения природного характера, Куцкий в фоторедакторе приводил их в надлежащий вид для того, чтобы можно было со временем издать каталог каховской коллекции. Новая Каховка достаточно далеко находится от Одессы и Киева, где проходят крупные культурные события, мы хотели эти работы репродуцировать, издать большой хороший альбом на нескольких языках для того, чтобы люди во всем мире могли увидеть эту коллекцию. Это даже не просто национальное достояние, такие работы не во всех музеях мира есть. Там уникальные произведения пятидесятых годов, они настолько высокого уровня исполнения, что масштаб этой потери для нашей страны сопоставим разве что с масштабом трудового подвига тех людей, которые строили Каховскую ГЭС. К сожалению, каталог мы так и не издали. В 2023 году будет столетие со дня рождения дедушки, мы хотели сделать масштабную выставку, издать каталог, попросить Каховку дать работы, чтобы заполнить один из музейных залов. Но в связи с тем, что началась война, ни о каком каталоге сейчас речи быть не может, так как это очень затратно и одной семье будет нереально осуществить такое издание». Каталог каталогом, но сейчас важнее установить местонахождение целого пласта творчества Гавдзинского, который вообще, как выяснилось, не представлен в Одессе. «Все произведения 50-х годов были подарены тогда, в 1961 году, после выставки в Одесском Музее западного и восточного искусства, — продолжает Линда. — Официально город Одесса подарил тогда все 237 произведений Новой Каховке. Когда мы просили оттуда небольшую часть работ, 10-20 картин на выставку в ОМЗВИ к 90-летнему юбилею дедушки, нам сказали: «Обращайтесь в Херсон». Херсон отказал, мотивируя тем, что даже если мы найдем перевозчика, у них все равно нет средств на покупку упаковочных материалов. Дедушка эти произведения создавал на протяжении семи лет. Первая работа датируется 1949 годом, и до конца 50-х годов он приезжал в Каховку и писал эти работы. Тогда Альбин Станиславович был еще молодым художником, после окончания института ему дали рекомендацию в Рижскую академию художеств, но он предпочел поехать на строительство Каховской ГЭС. Дедушка только женился, у него появилась дочка, моя мама, ей всего годик был, а он постоянно оставлял семью и ездил туда, чтобы не пропустить ни одного момента, ни одной сваи. Потрясает детализация этих работ, их масштаб. Как тщательно он прописывал каждую детальку, каждую опалубку, каждый краник! Даже не знаю, кто еще из украинских художников создавал такие гипер-индустриальные пейзажи на своих полотнах, маслом, в такой детализации – каждый винтик, каждый болтик здесь видно, колесико, проволочка, тросик, сварка Уникально прописывал трубы и ржавчину на них, это колоссальный труд. Масштабные панорамы писал, но есть и панорамы маленького формата, 8 на 15 сантиметров. Запечатлен каждый момент стройки, и как шлюзы устанавливали, котлован копали, сваи вколачивали, запускали станцию. Знаю, сколько сил и здоровья дедушка там оставил, может, это и звучит пафосно, но это были лучшие годы жизни, с 28-ми до 35-ти лет. В каждой работе его пот, его труд, часть его души». Альбин Гавдзинский был щедр на труд и на подарки, а выяснилось, что огромная коллекция бесследно исчезла. И это не только индустриальные пейзажи. «Более поздние работы 60-х, 70-х, 80-х в количестве 60-ти штук он тоже подарил в Каховку в 2003 году, — вздыхает внучка. — Ему было 80 лет, он приехал туда со своей персональной выставкой, как раз в этот год галерее присвоили его имя. Кстати, я не знаю другого примера, чтобы именем художника при его жизни была названа государственная картинная галерея. В этом же 2003 году ему было присвоено звание народного художника Украины. Там и немецкие пейзажи были, и виды Киева, Седнева, натюрморты, самые разноплановые картины разных лет… Некоторые картины снимались у нас дома со стен, это уже была наша семейная коллекция. А назад уже ничего не привез. Это, конечно, было его право, но не подари он тогда эти картины галерее, они бы сохранились и люди могли бы их видеть. Мне больно вдвойне от этой потери, хотя эти картины мне не принадлежат, они принадлежат государству. Настолько непросто ему все это давалось… В начале 50-х никто за это не платил, все делалось по доброй воле самого художника. Бывало, что на хлебе и воде сидел по нескольку дней, жил, где придется, какие-то бабушки, дедушки ему уголочек в хате выделяли, а он потом оттуда каждое утро по два часа шел на строительство Каховской ГЭС и там писал работы». По словам Линды, на престижных аукционах похищенные произведения Гавдзинского всплывать не могут, на каждом стоит инвентарный номер. Как обещает Комитет культурного наследия, об этом случае будет заявлено в органы правопорядка. Если они вывезены и не вернутся на то место, где должны находиться, а должны они находиться на улице Исторической, 28, в Новой Каховке, то инцидент получит большой резонанс. Законно продать их нереально. Если разойдутся по частным коллекциям – концов не найдешь. Автор — Ирэн Адлер СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: |
Статьи:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В Одесском райсовете появились трое новичков: «Евросолидарность» смогла преодолеть сопротивление ОПЗЖ, а у доверяйцев — техническая замена
В Одессе распустили общество почитателей Сергея Есенина: поэт был за большевиков
|