14 августа 2020, 18:25
Правильные копии правильных шедевров: Одесский музей западного и восточного искусства показал свои богатства0 Выставка под названием Copy art matters открылась в трех выставочных залах Музея западного и восточного искусства (Пушкинская, 9). Директор ОМЗВИ Игорь Пороник не скрыл, что импульсом для подготовки экспозиции стали оскорбительные высказывания в сети одного недоброжелателя, дескать, оригиналы картин давно подменены копиями. Клевету можно и опровергнуть, но дело еще и в том, что в фондах есть такие копии, которые подороже иных оригиналов! Осталось отреставрировать и собрать об экспонатах максимум информации. Куратор выставки, искусствовед Ирина Глебова работала буквально без выходных, как и ее коллега Татьяна Балановская. Умение создавать копии – необходимая составляющая профессиональной выучки художника. Не будь древнеримских копий, мы бы не знали, как выглядели древнегреческие статуи. От шедевров живописи, бывало, тоже оставались только копии. «Из-за войн и стихийных бедствий мир лишился многих прекрасных произведений, но благодаря искусно сделанным копиям мы имеем представление о том, как, например, выглядела знаменитая в XVIII веке картина итальянского художника Помпео Батони «Раскаяние Марии Магдалины» — сам оригинал погиб в Дрездене в 1945 году в результате бомбежки, но замечательно написанная в 1798 году польским художником Августином Недзвецким копия дает уникальную возможность познакомиться с этим шедевром на выставке», — рассказывает Ирина Глебова. Прелестная Мария Магдалина в золотом плаще волос, вытянув ножки с трогательными пальчиками (слушайте, современные девы, перестаньте уже фотографировать свои криво растущие ножные пальцы и публиковать фото в соцсетях, это кошмарно выглядит!), явно отрекается от греховного прошлого и задумывается о душе… А вот так называемая свободная копия картины, очень отличающаяся от оригинала. На лужайке резвятся античные божества, из водоема выбрались на берег выдры в поисках поживы, но в процессе подготовки выставки музейщики полностью поменяли представление об экспонате. Имя копииста уже не удастся установить, но и авторство оригинала оказалось иным. Картина «Бахус, Венера и Церера» написана двумя авторами: фигуры писал Хендрик ван Бален (а не его отец Хендрик ван Бален-старший, как считалось ранее), а пейзажи — Абрахам Говартс. Как раз в пейзажных фрагментах копиист и допустил много вольностей, отойдя от оригинала, ныне находящегося в частной коллекции. Что копия сделана в семнадцатом столетии – несомненно. «В ходе подготовки проекта, которая длилась несколько лет, удалось установить достаточно прозрачный провенанс большинства картин. Одни были переданы Одесскому Городскому музею изящных искусств из музея Санкт-Петербургской Академии художеств в 1902 году, другие приобретались Одесским обществом изящных искусств для музея Рисовальной школы, третьи хранились в частных коллекциях. В начале 1920-х годов они поступили в Музейный фонд, а из него в наш музей. Источником поступления некоторых является Эрмитаж и частные коллекции. Есть картины, чьи приключения невозможно передать несколькими словами – например, копия с «Автопортрета Рембрандта», выполненная в XVII в. в мастерской великого голландца и приобретенная Екатериной II для эрмитажной коллекции. Изучение картин и архивных документов позволило узнать имена авторов нескольких копий. Среди них оказались такие известные живописцы XIX века, как профессор Санкт-Петербургской Академии Григорий Михайлов, знаменитый баталист Франц Рубо (широко известны его панорамы «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя»), неаполитанский живописец Федерико Чьяппа, одесская художница Екатерина Петрококино. С Одессой были связаны француз Поль Леруа и англичанка Анна Аллен Олни», — говорит Ирина Глебова. Реставратор ОМЗВИ Ольга Куцан утверждает: для успеха дела нужно максимально подавить в себе художника, чтобы не навредить и не нарисовать свою картину поверх старинного полотна. Также над подготовкой выставки трудилисьвсе реставраторы отдела масляной живописи Одесского филиала ННИРЦ Украины, технико-технологические характеристики изучала химик филиала Жанна Боровская. На выставке собрано немало интересных материалов о копиях и оригиналах, а еще можно заказать кураторскую экскурсию – воспользуйтесь такой прекрасной возможностью! Автор Ирэн Адлер, фото Александра Синельникова СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
0
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: 8 сентября: Свиновод из Галилеи, лживая Обезьяна и веселый Черт. Одесский Театр кукол показал малышам «Путь в Вифлеем» 2 сентября: Французский шарм и египетские интриги. На «Бархатный сезон в Одесской опере» прибыли звездные гости 30 августа: Собственная классика и балетоманы у станка: продолжается «Бархатный сезон в одесской Опере» (фото, видео) 28 августа: Опера про оборотня и зеленые платья: в Одессе прошли «Два дня и две ночи новой музыки» (фото, видео) |
Статьи:
11:14 В Украінї не залишилось людини без психічних розладів
Відомий одеський лікар, керівник клініки ментального здоровя Phoenix Mental Mansion Сергій Калинчук дав поради, як же зберегти свою менталочку. Читать дальше
10:43 Почетный знак городского головы вручили паралимпийцу Александру Литвиненко и его тренеру.
Александр завоевал бронзу на Паралимпийских играх-2024, соревнуясь в прыжках в длину.
09:02 Наручники на небезызвестного Олега Мальцева и его ближайшего соратника Константина Слободянюка надели 12 сентября. Читать дальше
08:06 Продать две сотки по адресу Генуэзская, 1 в Одессе предлагают депутатам горсовета.
Участок площадью 0,02 га намерена приобрести некая Наталья Бондарчук, управляющий директор и соучредитель ООО «Європейська юридична група «Дипломат». В 2015 году женщина баллотировалась в горсовет от мэрской партии Геннадия Труханова «Доверяй делам», по слухам, была его советницей. Читать дальше
22:05 «Чорне дзеркало» в реальності?
Одесити занепокоєні щодо законопроекту про загальне відеоспостереження в Україні. Є за що переживати? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||