Пристанище сверженного монарха и не имеющая аналогов система кондиционирования 19-го века в Одесском дворце
«Думская» продолжает эксклюзивные экскурсии по наиболее интересным и, зачастую, закрытым для простого обывателя объектам нашего города. Один из таких — дворец Зенона Бржозовского, в народе называемый «Шахским». Гражданская застройка участка в районе нынешнего бульвара Жванецкого, где по плану Франца Деволана 1803 года планировалось возвдение воинских казарм и госпиталя, стала возможна благодаря строительству Сабанеева моста (1836). Визуальное соседство с находящимся за Военной балкой дворцом генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Воронцова резко повысило цену земли на этом участке, и в конце концов купить её смог себе позволить только один из самых богатых польских магнатов.
В этом году исполняется ровно 160 лет с тех пор как известный одесский архитектор Феликс Гонсиоровский создал для своего земляка Исидора Зенона Белина-Бржозовского частичку нео-готической «старой Англии» на одесских склонах. Для Гонсиоровского, приехавшего из Волыни в 1850 году, это была первая работа в Одессе. И во многом благодаря ей молодой архитектор стал известен и популярен в самом динамично развивающемся городе Российской империи. В последствии это проект стал для мастера «типовым» или как говорили в XIX веке «образцовым». Гонсиоровский использовал его варианты даже в Крыму. Бржозовские владели дворцом до 1909 года, а затем он перешёл польскому графу Иосифу Шенбеку. Именно он в 1909 году сдал замок в аренду бежавшему от конституционной революции персидскому монарху Мохаммеду Али. Именно этому царственному беженцу дворец обязан своим народным названием «Шахский». Мохаммед Али арендовал замок вплоть до октябрьской революции 1917 года (не считая небольшого перерыва на время «рабочей поездки» в 1911 году в Персию с целью вернуть себе трон). В советский период дворцовый комплекс использовался различными государственными учреждениями. С 1935 года в здании находились Горкомхоз, Индустриальный институт, партактив обкома КП(б)У. С 1967 года по адресу Гоголя, 2 находился дом народного творчества и училище культуры. В 70-е годы комплекс зданий был капитально отремонтирован. В конце ХХ века дворец пришёл в такое состояние, что учащиеся расположенной неподалеку «Грековки» приходили туда рисовать старинные развалины. В конце концов дворцовый комплекс был отдан в долгосрочную аренду ЗАО «Синтез Оил» с обязательный условием проведения ремонтно-реставрационных работ с минимальной реконструкцией зданий. В августе 1999 году реставрационные работы по договору ЗАО «Синтез Ойл» с фирмой «Архпроект-МДМ» были начаты и продлились ровно один год. Директор и основатель фирмы «Архпроект-МДМ» Михаил Повстанюк рассказал нашему изданию, с какими трудностями пришлось столкнутся, чтобы спасти памятник архитектуры. В рамках реставрации было изменено многое: появился ажурный, подобающий готическому зданию, забор по периметру территории, въездная арка, был достроен второй этаж над конюшнями хозяйственного корпуса. Однако полностью воплотить проект не удалось. К примеру, фонтан, устроенный в стене, примыкающей к дому №4 по улице Гоголя, должен был вытекать в искусственный пруд, а посетители дворца переходили бы его по ажурному мостику. В самой начале реконструкции был обнаружен существенный недостаток в геологии, который не был решён во времена строительства здания. Как оказалось, часть дворца стояла на ракушняке, а часть — на лёсах. Подземные воды с Преображенской улицы стекались в подвалы дворца, подмывая его фундамент и потихоньку сталкивая со склона. Эту проблему удалось решить, выстроив глубоко в породе подпорную стену в западной части дворцового комплекса и дренажную систему, отводящую излишнюю влагу. За хозяйственными помещениями комплекса располагается небольшой дворик. На его территории до сих пор находится несколько колодцев для постоянного мониторинга уровня подземных вод. Ещё одной проблемой при восстановлении здании стало использование Феликсом Гонсиоровским настоящего ноу-хау – не имевшей аналогов системы кондиционирования здания. Она работала следующим образом: холодный ночной воздух собирался в подвале дома, а во время полуденной жары, благодаря системе механических задвижек, циркулировал в специальных каналах, коими были просто испещрены все стены здания. В холодные времена года эти каналы использовались для отопления – по ним горячий воздух из котельни, расположенной в повале, поднимался во все помещения замка. Однако эта система сыграла плохую шутку со зданием, уменьшив несущую способность стен и долговечность материалов. К моменту реконструкции аутентичный внутренний облик здания, кроме вестибюля и парадной лестницы, были утрачен практически полностью: это мраморные камины, паркетные полы и изразцовые печи, столярные изделия ручной работы. Из-за неправильного водоотвода был утрачен и наружный декор. Архитекторам удалось, не меняя габаритные размеры корпусов, провести перепланировку с устройством дополнительных помещений (трансформаторной подстанции, инкассаторского бокса, бокса для автомобилей, спецпомещения в подвале). Перепланировка не коснулась только одного корпуса – проходной, напоминающую отдельно стоящую средневековую башенку. Несмотря, на, казалось бы, полное перепрофилирование здания и утраты в связи с этим части романтической ауры, вокруг дворца продолжают витать легенды. Например, о том, что шах Мохаммед Али наказывал нерадивых жён, скидывая их с балкона. Как рассказали нам сотрудники, проводящие ночи в замке, после заката здание наполняется таинственными звуками: звяканием, скрипами открывающихся дверей и т.п. Так что женщины, ночующие в здании, предпочитают спать при свете. Фото: Гиманов Александр Редакция благодарит администрацию ПАО «Эксимнефтепродукт» за возможность посетить «Шахский» дворец.
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
Так выглядело здание до реконструкции
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter
|
хорошо что реконструировали, плохо — что, тупо, забрали себе
и сделали себе там резиденцию
в центре города
Ответить
|
|
А чьим должно быть здание, которое полностью реставрировали? опять бесхозным?
Ответить
|
|
ну если так, тогда надо половину улицы гоголя кому-то отдать, а чего? рушится, отдадим, пусть люди живут
Надо проводить тендер какая компания будет там делать себе офис, но при этом оставить свободными столько-то площади, сделать потом там дни для посещения как музея.. а не тупо отдать, теперь это частный дворец, с землёй в центре города
Ответить
|
|
Денис, вы бы сделали бесплатно ремонт в чужой красивой квартире? А про музеи — это вы четко сказали. Не подскажете, когда в последний раз вы, или ваши знакомые, были в одесском музее? Вы пишите в стиле коммуниста Царькова, который держит свой электорат не то что за быдло, а вообще за существ, лишенных разума напрочь и навсегда.
Ответить
|
|
уточню, что вопросом о посещении музея я не стремлюсь вас оскорбить, а лишь намекаю на явную непопулярность наших музеев. Туда ходят либо в детстве 1 раз, либо с детьми 1 раз.
Ответить
|
|
Тут вопрос не то что или Кто сделал, но отдавать землю с памятником частному лицу и это в центре города — это более чем бред
Там дальше дом Гоголя, его можно отреставрировать и сделать супер квартиры — но чего-то стоит и стоит, а вот свой замок — другое дело
Сам бы купил, и это не на фонтане, а в центре
Ответить
|
|
ну подождите написано ведь на длительное время, а не навсегда
конечно если бы уточнили длительное время это скошлько было бы лучше, но тоже если бы они этого не сделали то сейчас там бы было сотояние как у белгороднестровского замка
а так хоть рядом проходишь и глаза адуются, что у нас в городе есть такая архитектура!!!
Ответить
|
|
100лет с правом продления (иначе обязаны вернуть деньги, которые вложили в строительство)
Ответить
|
|
Во многих странах принято продавать исторические здания за символический 1$?, если нет возможности их реставрации, ремонта и содержания. С определенными условиями по их использованию, конечно. И спроса на покупку. Но это дело мэрии-получить наибольшую выгоду для города, а не для себя.
Ответить
|
|
Денис, люди вложили деньги, спасли памятник архитектуры, который все одесситы знают как «шахский дворец». Да «сделали себе резиденцию» так она всегда будет в нормальном состоянии..Вас жаба давит, что не Вам подарили??? Смешно..
Ответить
|
|
вовремя договорились с Боделаном! тогда было намного дешевле!
Ответить
|
|
типа до ССР там сильно пускали.
Ответить
|
|
Во времена СССР там ведь был «Дом народного творчества» и что-то от музыкальных учебных заведений.
Ответить
|
|
Да, там был техникум, всех пускали
Ответить
|
|
Синтез-Оил занялся вдруг саморекламой, с чего бы это
? Проблемы! ? )
Ответить
|
|
не «синтез-ойл» занялся саморекламой, а повстанюк
Ответить
|
|
хоть что-то жуков сделал полезное в этой жизни
Ответить
|
|
вареник, прощаю, я имела в виду александра жукова владельца синтез-ойла, тестя романа абрамовича.
Ответить
|
|
а откуда такие познания в родословной?
Ответить
|
|
все перечисленные люди- люди публичные и особых познаний тут не нужно
Ответить
|
|
А Повстанюк Михаил Григорьевич, очень даже грамотный архитектор и сыновья у него, явно зачеты не покупали а ОГАСА.
Ответить
|
|
а я и не говорила, что повстанюк плохой архитектор- просто не имею на это право, я написала, что он занялся саморекламой.
Ответить
|
|
http://www.odessastory.info/displayimage.php?pid=10483&fullsize=1
Ответить
|
|
Красиво, может быть в будущем доделают. А те 3 высоких убогих Хрущевки, которые находятся в считанных метрах от этой красоты (и когда каждый раз любуешься видом с залива — они портят весь вид) хотелось бы снести. При этом компенсировать расходы жильцам. Но конечно я понимаю, что в наших реалиях — это фантастика.
Ответить
|
|
Я живу в одной из этих хрущевок, ты, Лобстер! И не горю желанием съехать даже если случится чудо и мне кто-то что-то компенсирует, а дворец откроют для посетителей.
Ответить
|
|
А кто ТЕБЯ будет спрашивать? Захотят — снесут, а в качестве компенсации дадут ТЕБЕ квартирку на другом конце города. (и это в лучшем случае). Я за снос этого совкового пережитка. Очень портит вид города.
Ответить
|
|
их можно достаточно недорого и красиво осовременить, а не сносить
Ответить
|
|
В туристких указателях эти три дома были представлены, как высотки, как украшение вида на Одессу с моря. Таков был стиль в те времена!
Ответить
|
|
не хрущёвки, а брежневки или советские высотки. Хрущёвок выше 5 этажей нет
Ответить
|
|
Трущобы и есть трущобы. Что то временно строилось, что то.
Ответить
|
|
У нас все делается на ближайшие полгода, особенно то, что поближе к дому «мастера». Чтобы заказчик не «заморачивался» к кому идти ремонтировать
Ответить
|
|
Красивая жемчужина в центре города! Пора бы властям заняться реконструкцией «Дома Гоголя», а не менять обои в Горсовете.
Ответить
|
|
Таких домов сотня минимум. Но у этих домов, как и у города нашего, нет хозяина. Временщики одни.
Ответить
|
|
Заметил, что много зданий реконструируются в центре. Но на деньги или жильцов, или предпринимателей. А что власти? Как леса поставили на десяти зданиях в 2010 году, так там и стоят. И остается лишь гадать, что за ними? Работа или фикция? Судя по времени скорее первое.
Ответить
|
|
Да, я ошибся. Конечно же второе)
Ответить
|
|
Позавчера шел мимо дома Гоголя
Закрыт маскировочной сеткой — реконструкция или всё?
Ответить
|
|
Главное — не показали, что внутри теперь, ну кроме холла
Евростиль в кабинетах? или просто пускать не захотели? В общем — темноватая история (
Да и к тому же смущает «скромная» отговорка: «Архитекторам удалось, не меняя габаритные размеры корпусов, провести перепланировку с устройством дополнительных помещений (трансформаторной подстанции, инкассаторского бокса, бокса для автомобилей, спецпомещения в подвале). Перепланировка не коснулась только одного корпуса – проходной, напоминающую отдельно стоящую средневековую башенку.»
Т.е. всё «перекроили» так, как им и хотелось? Фига се реставрация, сохранили коробку, а внутри себе сделали особняк, как захотели??? Вот это реставрация
((
Ответить
|
|
Лучше так, чем тупо спалить и построить бетонную коробку.
Ответить
|
|
Лучше из бюджета деньги не на Лексусы и прочее тратить, а хотя бы консервировать такие объекты, может хоть наши дети бы тогда дожили до нормальной реконструкции.
А так, как аренда к концу подойдёт, где гарантия, что не будет заключения архитектуры о том, что в «нынешнем виде он не является памятником архитектуры», а дальше всё по накатанной — взятки, выкуп в собственность и т.д.
Ответить
|
|
Гарантии — никакой. Вот именно так и вычеркиваются из списков памятники архитектуры, которые после всевозможных переделок — памятниками уже не являются.
Ответить
|
|
Вообще то до того как это здание захапал банк, там был Дом народного творчества и Одесский культурнопросветительный техникум. А то что какой то банчок захапал памятник архитектуры — совершенно незаконный акт, если не сказать обыкновенный беспредел! Какая мне, одесситу польза от того, что какой то купчик, забрал себе одно их красивейший зданий города и сделал в нем ремонт. Пусть бы себе построил здание для банка, а то благодетель видите ли! Аэропорт таким же образом захапан каким то врагом и теперь он тоже будет набивать себе карманы за счет городского имущества, а умники вроде OMKDJ будут писать что так и надо!
Ответить
|
|
конечно же польза от того, что это здание имело бы вид дома Руссова или особнячка напротив Дома ученых, была бы значительней. пусть себе ветшает, лишь бы оставалось в руках громады, аха?
Ответить
|
|
К примеру дом Гоголя совсем рядом:))
Ответить
|
|
Вас послушать, так и отобранный у одесситов пляж на Ланжероне им тоже не нужен, туда ведь тоже не будут пускать такие же шакалы, которые с помощью коррупции отобрали его! А на счет «стоят и разрушаются» — ежу понятно, отчего они специально стоят пока не разрушаться, чтобы потом ворье могло за бесценок, а то и вообще дарорм заграбастать их, что и делается повсеместно в Одессе
Ответить
|
|
Лозунг «дворцы — богатым, земля — крестьянам» по прежнему актуален. Чтобы построить один такой дворец 100 крестьянских семей должны 100 лет кормить одного Бржозовского. Где нет справедливости, там нет смысла искать правдивую информацию.
Ответить
|
|
Во время ремонта этого здания генподрядчик сбивал цены до неприличия, поэтому качество работ вызывает сомнения. Автору -лёСС.Похожая система кондиционирования есть в филармонии, правда не работает.
Ответить
|
|
Пора уже выгонять эту юридическую академию, всё равно от них толку нет. И вернуть туда строительное училище, только с реставрационным уклоном, городу это очень необходимо.
Ответить
|
Правила
|
|