Расследование уголовных дел по событиям 2 мая 2014 года продолжит следственное управление Главного управления национальной полиции в Одесской области.
Об этом сообщил народный депутат, заместитель главы фракции БППС в Верховной Раде Алексей Гончаренко.
«Теперь это резонансное дело принимает одесская полиция. Новые люди будут изучать материалы, вникать в обстоятельства, допрашивать свидетелей, устанавливать виновных, искать вещественные доказательства – сейчас, спустя два года после событий», — поделился мнением Гончаренко в своем персональном блоге.
Источники «Думской» в областной полиции подтвердили эту информацию: «Действительно, еще 15 января Гепрокуратура приняла решение передать дело «по месту совершения преступления». Наши сотрудники уже получили больше ста томов и сейчас разбираются с материалами. Также им поручено расследование беспорядков, которые были возле горУВД на улице Преображенской 4 мая».
Напомним, с 6 мая 2014 года расследование массовых беспорядков 2 мая проводило Главное следственное управление МВД Украины. Год назад в суд были переданы материалы по событиям в центре города — дело слушает коллегия Малиновского суда Одессы. Также переданы в суд обвинительные акты в отношении еще нескольких активных участников событий. Что касается расследования пожара в Доме Профсоюзов, дело стоит на мертвой точке — нет ни подозреваемых, ни результатов комплексной экспертизы.
Обозреватель «Думской», участник «Группы 2 мая» Сергей Дибров согласился с мнением депутата о том, что решение Генпрокуратуры будет расценено как издевательство:
«В ноябре прошлого года Международная консультативная группа Совета Европы в своем докладе высказала целый ряд претензий к официальному следствию. Претензии были высказаны в том числе по поводу того, что расследование событий, в которых участвовали милиционеры, ведут сотрудники МВД. Это недопустимо», — рассказал Дибров.
В декабре прошлого года «Группа 2 мая» обратилась к генпрокурору с предложением передать дело в Управление специальных расследований. Это управление создано в Генеральной прокуратуре в прошлом году специально для расследования резонансных преступлений. Его сотрудники успешно продвинулись в расследовании событий на Евромайдане и имеют опыт работы в соответствии с рекомендациями Совета Европы.
Предложение было проигнорировано, и 14 января 2016 года участники группы заявили о недоверии и прекращении сотрудничества с официальными следственными органами. На следующий день Генпрокуратура передала дело в следственное управление одесской полиции.
«Фактически произошло понижение статуса событий 2 мая с «резонансного преступления национального масштаба» до «рядового случая массовых беспорядков», — считает Дибров. Он уверен, что передача дела — это попытка скрыть полный провал расследования пожара и переложить вину на одесских следователей.
«Я не буду оценивать профессионализм одесских следователей. Они, конечно, лучше разбираются в одесских реалиях, но неизбежно начнутся обвинения в предвзятости и ангажированности. Кроме того, им будет гораздо труднее расследовать эпизоды, связанные с высокопоставленными чиновниками и политиками — авторитет местного СУ гораздо ниже, чем главного управления министерства», — считает журналист.
Вместе с тем, Алексей Гончаренко уже заявил, что готов дать показания по этому делу.
«Я считаю своим долгом сделать все, чтобы события 2 мая были тщательно расследованы, а все виновные – найдены и наказаны. Я готов в любое время явиться на допрос к следователю и рассказать ему все, что делал и что видел в тот страшный день. Мне нечего скрывать. Надеюсь, что другие одесские и не только политики последуют моему примеру», — заявил политик в своем сообщении.