3 декабря 2021, 09:43
Рисовал семью, детей, одесских женщин и писателя Довлатова: в Еврейском музее открылась выставка художника Ильи Шенкера0 Небольшой двор в центре Одессы — белье, коты и чудом сохранившийся колодец для сбора воды. Тут, на Нежинской, находится скромный Еврейский музей «Мигдаль-Шорашим». В нем с начала декабря работает выставка «Фамильные истории Ильи Шенкера» — мастера, теперь, наверное, больше известного в США, чем у себя на родине в Одессе. Илья Шенкер был успешным художником в Союзе — он воевал, прошел Вторую мировую, вернулся в Одессу, окончил тогдашний инженерно-строительный (теперь — Академия строительства и архитектуры), во студенческие годы занимался в Грековке — его учил рисовать Теофил Фраерман, друг Анри Матисса и Анатоля Франса, представитель знаменитой Парижской школы, живший в «Улье» и работавший в мастерской самого Родена. «Европейскую художественную школу начала ХХ века не пропьешь, — шутит куратор выставки Гера Грудев. — Фраерман сумел передать Шенкеру мастерство парижского рисования. Посмотрите его работы — какие линии, угадывается влияние и Матисса, и Пикассо». На выставке представлена серия графических зарисовок 1960-х, которую сам художник называл «Мои старики». Кроме родителей автора, на рисунках изображены и другие члены семьи — дети, тети, сестры и даже соседи, а точнее соседки — пышные одесские женщины. Вот тут в тазике моют детей, вон там на плите жарят рыбу и пекут синенькие, а в общей ванной стирают белье. Отдельно — серия зарисовок с одесских пляжей: вот женщины в шляпах с большими полями и полотенцами на плечах, вот плещущиеся дети. Особый интерес представляет стенгазета, созданная Шенкером к юбилею брата Юлия. Используя отсылки к традиционной еврейской культуре, художник в шуточной форме рассказывает историю семьи в стихах. Эта «газета» была передана в дар Еврейскому музею другой семьи художника Евгением Голубовским. «Это такая честная одесская история — коммунальная квартира на Малой Арнаутской, дети, старшие взрослые, несколько поколений — все вместе. Суровый быт, теснота, неустроенность, хотя и Илья Шенкер, и его супруга Лариса были успешными людьми: он рисовал акварели Одессы и Пушкина, которые потом выставлял музей поэта, а жена, тоже архитектор, вообще проектировала ресторан «Братислава» на Дерибасовской, известный магазин «Радуга» и даже кафе «Алые паруса», — рассказывает Гера Грудев. — Но в 1974-м они сорвались и уехали. Оставили все. Застойный воздух был слишком плотным для творческих людей». В Нью-Йорке Илья продолжал рисовать, а Лариса устроилась работать по специальности в муниципалитет — и до глубоких лет она оставалась верна профессии. Но при этом энергичная одесситка создала и была редактором эмигрантского двуязычного журнала «Слово — Word», в котором издавались Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Алексанр Генис, Петр Вайль и другие. Портрет Довлатова работы Ильи Шенкера долго висел в редакции — наверное, до самой смерти Ларисы Шенкер в 2015-м. Выставка в Одессе организована из фондов Еврейского музея «Мигдаль-Шорашим» и будет работать ближайшие пару месяцев. Автор Алена Балаба СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
0
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter |
Статьи:
Новости Одессы в фотографиях: Думская в Viber |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||