телеграм1



19 мая 2015, 23:23   

«Сентябристы» против «майцев»: война дат и история Одессы (мнение редакции)


0

Возраст любого города можно отсчитывать по-разному. В Санкт-Петербурге считают от даты закладки первого камня — 16 мая 1703 года. В Москве — от даты первого упоминания в летописи, 4 апреля 1147 года. Дата основания Киева точно не установлена. Много веков наша нынешняя столица вообще не имела «дня рождения», пока в 1982 году не постановили, что Киеву 1500 лет, а день города будут праздновать в последние выходные мая.

До недавнего времени днем основания Одессы признавалось 2 сентября (22 августа) 1794 года. Мы привыкли отмечать его народными гуляниями и фейерверками и даже включили в Устав Города как «сугубо одесский» праздник, наряду с первоапрельской «Юмориной».




В этом году на государственном уровне было принято решение отмечать 600-летие первого упоминания города Коцюбеев (он же Хаджибей, который, по мнению ряда историков, просто переименовали в Одессу).

Новый праздник обойдется без массовых гуляний — как-никак идет война. Основной упор будет сделан на научные мероприятия — выставки, конференции, круглые столы. Однако нынешняя дата уже представляется как альтернативный день основания Города.

В связи с этой инициативой среди краеведов, активных граждан и даже ученых-историков разгорелась горячая дискуссия, и вопрос, «сколько лет Одессе» стал очередным поводом для, простите, срача, сопровождающегося инвективами и даже рукоприкладством.  

До конца XIX века тема доимперской Одессы не была политизированной и тем более табуированной. Велись научные исследования. Одесское общество истории и древностей публиковало научные работы. Ни для кого не было секретом, что на месте нынешней Одессы находился многонациональный городок под турецкой властью. Здесь жили и турки (до 1830 года в центре работали общественные турецкие бани), и евреи (в районе современного автовокзала была каменная синагога), и греки (в 1789 году де Рибас праздновал победу в таверне грека Аспариди), и украинские казаки, которые ушли в эти края после разгрома Сечи, основав множество поселений в округе и составив весомую часть населения города.

Также не было секретом, что турецкий Хаджибей находился на месте поселения Коцюбеево — одного из литовских форпостов на Черном море, наиболее известным из которых является основанный в 1415 году Дашев (Очаков).

Даже знаменитый рескрипт Екатерины Великой, который почему-то считается указом об основании Одессы, начинался словами: «Уважая выгодное положение Хаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали мы нужным устроить тамо военную гавань купно с купеческой пристанью…». Де Рибасу на это выделялось 26 тысяч рублей.

Сегодня, однако, ситуация радикально поменялась. Исследователь, который пытается объективно и беспристрастно разобраться в истории Одессы, немедленно подпадает под критику коллег и городских интеллектуалов, которые обвиняют его либо в пророссийской, либо в проукраинской позиции. Увы - история Одессы стала полем для пропаганды, имеющей мало общего с исторической наукой.

Между тем, с точки зрения все той же старушки Клио, отсчет истории нашего города со 2 сентября 1794 года выглядит довольно странно. Российская власть в Хаджибее появилась после взятия крепости в 1789 году. Тот самый императорский рескрипт о строительстве порта подписан 27 мая (7 июня) 1794 года. Все это время речь шла исключительно о бывшем турецком, а ныне русском городе Хаджибее. Впервые название «Одесса» начало применяться с января 1795 года, и произошло это «явочным порядком», потому что никаких указов и распоряжений по данному поводу никогда не издавалось. Как установили историки, 2 сентября не было ни торжественной закладки церкви на Екатерининской площади, ни разметки улиц города.

Что же мы празднуем?

Дата 2 сентября (22 августа) появилась только в 1830-х годах. По странному стечению обстоятельств она совпадает с датой коронации правящего тогда императора Николая Павловича. По всей видимости, эта дата имеет мало общего с настоящей историей города и является условным днем — поводом для праздника.

В принципе, в этом нет ничего страшного — если бы не попытки полностью отсечь и забыть все, что не относится к российскому периоду истории этих земель. По мнению иных интеллектуалов, до прихода русских войск здесь была незаселенное чистое (Дикое) поле, посреди которого по императорскому указу построили новый город.

Такой сугубо пропагандистский перекос не только является неправдой, но и исключает Северное Причерноморье из европейской истории — получается, что вся история Одессы началась с приходом русских войск.

Сейчас происходит попытка исправить этот перекос — путем принятия в качестве даты основания Одессы первого упоминания литовского Коцюбеева. Знаменитый польский историк Ян Длугош в своей «Хронике» говорит о том, что в 1415 году через портовый город с таким названием король Владислав Ягайло отправлял пшеницу в осажденный Константинополь.

Ян Длугош не был летописцем — он не описывал события, очевидцем которых был. Историки подвергают упомянутую им дату сомнениям. Но в любом случае, 19 мая 1415 года вполне можно считать датой первого письменного упоминания города Коцюбеева.

Безусловно, изучение истории Одессы как городского поселения, просуществовавшего шестьсот лет, позволяет лучше понять роль города и всего Северного Причерноморья в истории Европы. Коцюбеев основан выдающейся фигурой европейской политики, великим князем Витовтом. Построенный здесь замок стал форпостом христианского мира на границе с остатками Золотой Орды. Через Коцюбеев уже в XV веке проходили торговые пути, которые связывали Восточную Европу с Византией.

Однако можно ли считать дату первого письменного упоминания Коцюбеева датой основания города Одесса? В конце концов, если сесть в машину времени, переместиться на 600 лет назад и спросить у жителей поселения на берегу залива, в каком городе они живут — никто из них не скажет, что живет в «Одессе».

Ну и самое главное. Перенос даты основания города на «дополнительные» 400 лет - хоть и расширение истории города, но тоже может в итоге привести к искусственному отрезанию огромного пласта нашей истории. В конце концов, согласно справочнику «Археологические памятники Одесской области» (А.В. Гудкова, С.В. Охотников, Л.В. Субботин, И.Т.Черняков, 1991 год), на территории нынешней Одессы находится большое количество древнегреческих поселений. Они расположены буквально по всему городу: на Жеваховой горе, в районе Дюковского парка, в Лузановке, на Балковской улице, на Шкодовой горе, в Кривой Балке, на Приморском бульваре (самый настоящий античный полис, хоть и не чета Ольвии и Тире), на Слободке, в Черноморке, на Сухом Лимане, в парке Шевченко, в Аркадии, на 16 станции Большого Фонтана. Самые ранние поселения датируются V веком до н.э, то есть основаны 2500 лет назад. И этот тоже часть истории Одессы.

Как же быть с Днем города? Получается, что сегодня поводов для празднования у одесситов множество. Это и первое упоминание о литовском Коцюбееве в 1415 году, и начало строительства (или восстановления?) крепости в турецком Хаджибее в 1765-м, и взятие города русскими войсками в 1789-м, и начало строительства русского порта в 1794-м, и первое упоминание названия «Одесса» в 1795-м.

В какой из них веселиться и праздновать? Вряд ли этот вопрос можно считать строго научным. Как сказал почетный гражданин Одессы Михаил Жванецкий: «День города – это день, когда городские власти отмывают городские деньги». И вообще, интересоваться возрастом дам - неприлично.

Редакция «Думской»


СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
0


Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter




inquisitiо77
inquisitiо77   страна по ip - od 19 мая 2015, 23:32     +9      
нужно отмечать три даты
Одессы, как есть
Кочубеева 600лет
гаджибея 2500 или 6900 или сколько там 
   Ответить    
Khmer
Khmer 20 мая 2015, 08:04     +13      
С Т А Т У Т
ТЕРИТОРІАЛЬНОЇ ГРОМАДИ
МІСТА ОДЕСИ
 
Наслідком різноманітних культурних, політичних та етнічних впливів через часті завоювання, зміну населення краю, колонізації стали виникнення і занепад поселень і міст, що передували Одесі, зокрема Джинестри, Ісіакова, Качибея та Хаджибея. Перша письмова згадка про порт Качибей датується 1415 роком. Фортеця Єні-Дунья в Хаджибеї була збудована в 1766 р. 
   Ответить    

assedo1
assedo1   страна по ip - od 20 мая 2015, 08:27     +22      
Все достаточно просто объясняется, после руско-турецких воин 1760-1780 и захвата росией земель Причерноморья произошло изгнание коренного населения и что бы оправдать свои действия екатерина 2 приказала повсеместно  давать информацию что наши земли были плохо заселены безлюдны небыло древних поселений, но возникает вопрос почему на территории  где очень плодородная земля теплый мягкий климат не жили люди, ответ прост — если все разрушить всех разогнать то земля будет пустынной и не заселенной а потом через пару лет издавать указы о строительстве городов и поселений
   Ответить    

CROWN
CROWN 20 мая 2015, 10:51     +13      
как ни крути- а российский период Одессы-это политика и идеология-даже сегодня мы видим как за 2-3 месяца людям попавшим под умышленную и целенаправленную пропаганду выбивают в мозгах всю память и закладывают туда то что выгодно на данный момент толкование истории фактов и событий- Крым, Донбасс тому яркий пример, так и с Одессой отрезать все то что было до ТОГО до захвата этих территорий Россия захватывала и как всякий агрессор, она Империя искала красивые легенды или сотворила их сама и умышленно забывая или искажая факты и последовательность полуправда хуже в разы- чем прямая ложь..да и с точки международного права признавая связь с прошлым можно ведь всегда получить требование восстановить историческую справедливость- а тут как всегда победитель переписывает историю и излагает ее так как победителю выгодно..и если есть исторические факты что там где сегодня стоит город Одесса давно еще раньше жили люди, было поселение, крепость, порт, гавань то ту дату что удалось найти и надо ставить как День основания города вообще не важно как его звали те кто тут жил, а надо исходить из самого понятия город-селение-поселение-гавань-порт..
   Ответить    

Неравнодушный
Одессе значительно больше  200 лет. Зачем искусственно уменьшать возраст города? Пусть специалисты спорят. Я за истину в этом споре!
   Ответить    
НЕКАКТУС
НЕКАКТУС   страна по ip - od 19 мая 2015, 23:59     +13      

   Ответить    
Неравнодушный
Россию надо бить по всем направлениям…
   Ответить    
Chironex fleckeri
Две причины поражения россиян очевидны! Во первых они были без огнестрельного оружия, а вторая — им не спел кобздон!
   Ответить    

Черепашка ниндзя
Пшеки красавчики, зап.из.дили как свиней, в козлов опустили русское быдло.
   Ответить    
Великолепный
Это Вы, к чему?
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Сергей Ефименко
одессе 200 лет ..империи больше нет, значит пора быть историками и говорить истину..что ни в голом поле, а на платформе поселений турков, казаков, евреев и др. жителей ИМПЕРИЯ строила город ОДЕССА, и ни какой политики, а дата — не так уж и важна, важен смысл
   Ответить    
nejnost
nejnost 20 мая 2015, 02:10     +11      
600 лет — мне нравится.
   Ответить    
Nitro
Nitro 20 мая 2015, 04:34     +11      
Да, мне то же. Не слишком много. 2500 это наверное не скромно. А 600 лет — вполне нормально я считаю)
   Ответить    
Kol-o-Bok
Kol-o-Bok 20 мая 2015, 07:17     +16      
Читайте только на «Думской», потому что на других сайтах…
   Ответить    
eqmlista
eqmlista 20 мая 2015, 07:39     +7      
Нужно поставить памятник основателю —  Великому Князю Витовту и назвать площадь в честь него.
   Ответить    
Жора с Адесы
А мне кажется, что чем больше, тем лучше :)
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Serge Dibrov
У вас комплексы :)
   Ответить    
Khmer
Khmer 20 мая 2015, 07:57     +5      
тут есть проблема признания — мировая история больше 1500 никому не позволит, а 600 вписыватся во все каноны
   Ответить    
Kol-o-Bok
Kol-o-Bok 20 мая 2015, 08:59     +18      
Моя Одесса-мама дама солидная!
   Ответить    
moskalhohol
Проще переименовать Одессу в Хаджибей или Коцубей и прекратить споры!
Шутка.
   Ответить    
Пиотрович
19 мая 1415 года — плохая дата потому, что тогда выходит, что 600 лет было вчера, никто не успел подготовиться, и попилить деньги на этой дате властям уже не удастся.
Во всех прочих отношениях — вполне неплохая дата.
   Ответить    
тетя Сима
Мы с удовольствием отметим 600-летие письменного упоминания в исторических летописях Витовта об поселении на месте Одессы, прекрассная дата и официальное доказанное историческое событие!

Но Одессе все равно больше лет и намного большая история поселений, мы не можем отказаться от захватывающей древней истории нашего города.
Мы морской город и здесь таки был древний порт и заходили суда и ловили рыбу рыбаки. Мы должны докопаться до самой древней даты, это шмат работы и исторических исследований. «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья путь! Если граждане отказываются от своих древних корней, то история этого не прощает!
Ясно одно, что город совершенно не гармонирует с искусственной датой в 200 лет! Все приезжие удивляются, как может быть городу на территории древней Византийской империи быть 200 лет? Мы сами себя ограничиваем. Ну пусть будет день императорского указа, но никак не истории Одессы. Несоответствие видно каждому приезжему невооруженным глазом!
   Ответить    
Варенуха
Принять возраст Одессы 3000 лет и праздновать каждый день!
   Ответить    
Stirlitz
Stirlitz 20 мая 2015, 13:14     +12      
2 сентября 1794 г. по новому стилю начались строительные работы (в порту). Разве не так?

Что касается Хаджибея, то…

1. Назовите хоть одну улицу Одессы, которая была в Хаджибее. Покажите хоть одно сооружение в Одессе, построенное до 1794 г. Если Одесса построена на месте Хаджибея, то это не значит, что Одесса — Хаджибей.

2. Расскажите, что происходило в Хаджибее в 1676 году. В 1525-м. В 1498. Что? Единственное, что известно: в 1709 г. камергер и летописец шведского короля Карла XII Густав Адлерфельд, сопровождавший его в бегстве из-под Полтавы в Османскую империю, видит «презренную татарскую деревушку близ Куяльницкой Пересыпи». А шведский историк Тунманн, описывая в 1783 г. поселения Северного Причерноморья для немецкой географической энциклопедии, писал: «Прежде существовал Качибей у Черного моря, неподалеку от устья Днестра, очень значительное торговое место, особенно в литовский период. Главные предметы торговли были зерно и соль. Теперь даже и развалин его не осталось».

3. Севастополь старше Одессы лет на десять. Но если пойти таким путём и вспомнить про Херсонес, то что, Севастополю уже 2500 лет? А что не так, та же логика. Можно ещё вспомнить, что древние поселения на месте Парижа датируются 4000 лет до н. э. Значит, Париж в 10 раз старше Одессы, ура :) А если учесть, что за последние 100 тысяч лет на земле куда ни плюнь, было какое-то поселение или стоянка человека, можно любой деревне, не глядя, присвоить статус античного города. На выбор от 2000 лет и старше.

Короче говоря, на мой взгляд, утверждения о 600-летии Одессы притянуты за уши, мягко говоря.
   Ответить    
Хычник
Хычник   страна по ip - ua 23 мая 2015, 13:56     +1      
Согласен! Если Киевская Русь собралась и ушла в Московию, то почему многонациональное население Хаджибея после «освобождения»не могло уйти в Турцию?Вот Колумб открыл Америку,а до этого был только океан!
 Да,а Москва что,сразу возникла с Кремлём и Путиным?
   Ответить    
Янина
Янина   страна по ip - od 20 мая 2015, 13:53     +7      
«В конце концов, если сесть в машину времени, переместиться на 600 лет назад и спросить у жителей поселения на берегу залива, в каком городе они живут — никто из них не скажет, что живет в «Одессе».»

Ну, каг бэ, если на той же машине времени отправиться, к примеру, в Днепропетровск в год эдак 1780, то там тоже никто не скажет, что он живёт в Днепропетровске. Но при этом история города Днепропетровска охватывает и этот период.
С С-Петербургом вообще ещё интересней, как его только не переименовывали, так что разъезжая на машине времени можно в разные периоды наслушаться разных названий. Но никому в голову не приходило отсчитывать возраст города с момента очередного переименования.

А споры относительно возраста Одессы велись издавна, постоянно и непрерывно, даже без оглядки на политику, а на основании одних лишь фактов. Редкий из наших студентов-историков, покопавшись в рамках практики на местных раскопках, не задался вопросом, а какого чёрта мы ведём отсчёт с промежуточного старта, игноря всё то, что накопали исторического и чем располагаем в качестве фактов и доказательств.
   Ответить    
Комментарий получил много негативных оценок посетителей
Янина
Янина   страна по ip - od 20 мая 2015, 15:02     +3      
В смысле "тоже переименовать"?
Что-то уже переименовали? Или в статье, кроме полемики относительно исчисления возраста города, упомянуты предложения о переименовании? Что-то я упустила сей момент.
   Ответить    
Єгор Лупан
До того, как стать Чёрным, это море именовалось Русским. Про Понт Эвксинос древних я в курсе тоже.
   Ответить    

Джек
Джек   страна по ip - od 20 мая 2015, 14:18     +11      
Есть мнение, что «историки», махающие кулаками, сами себя поубивают. А в сторонке останется объективность и конформизм, что положительно скажется на установлении истины, т.к. люди, наконец, займутся наукой, а не боевыми искусствами и словесной эквилибристикой.

Хотя лично мне все равно, городу 200, 600 или 3000 лет. Это никак не спасает его от того, что дома рассыпаются на глазах, перманентно целые кварталы обесточены (то свет, то вода) и, что город катастрофически переполнен моральными уродами. Тут не столько историки нужны, сколько неподкупные судьи и психиатры.
   Ответить    
Stirlitz
Stirlitz 20 мая 2015, 14:21     +7      
Кстати. Есть сведения, что на итальянских морских картах, изданных в 1297 г. поселение на месте Одессы называлось Джинестра. Так что, Одессе 718 лет?
   Ответить    
Добродій
там такі карти, що Джинестра від Дунаю до Миколаїва могла знаходитись
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Иванушка Царевич
вы йопнутые, об этом нужно говорить теперь?
Где вы были раньше, или теперь патриотизм зашкаливает? какой бред, вам это так принципиально? (если это правильно с исторической точки зрения, пусть будет так, но делать из этого показуху и тем более делать это из за каких то политических убеждений, да шоб вы сдохли! ) 
   Ответить    
Газетчег
Совершенно правильная расстановка точек. И историки к этому действительно относятся более спокойно. Но есть масса народа, в том числе проукраинского, которые начинают орать что только 1794, только хардкор. Не умеют у нас иную точку зрения уважать, даже обоснованную — хоть убейся.
   Ответить    
Великолепный
Мало ли, что там нашли ученые. Есть официальный документ о начале строительства города, которому было присвоено название Одесса.
А если копнуть глубже, то можно и до поселения мамонтов дойти. Если не ошибаюсь, то ученые бивни мамонта уже находили на территории нынешней Одесской обл. Вот вам и доказательство, что здесь когда-то жили мамонты.
   Ответить    
Газетчег
Читайте внимательнее текст. Нет такого документа
   Ответить    

Stirlitz
Есть лишь документ о строительстве порта. В котором не упоминается никакого основания города и, более того, уважается выгодное положение Хаджибея! Т.е. признаётся существование города. Кстати, Одессой Хаджибей стал в 1795 году. Странно основать город, а назвать его лишь в следующем году. Ещё быль про то, как пороли тех, кто употреблял название Хаджибей — с чего бы они так упрямо называли новый город этим названием, если оно раньше обозначало пустое место? И наконец, крепость Ени-Дунья… она тоже защищала голую степь?
   Ответить    
   Правила




3 октября
22:28 Азербайджан задержал бывших «президентов» непризнанного Нагорного Карабаха, — СМИ
2
21:32 Зерновые караваны: еще два сухогруза зашли в порты Большой Одессы фотографии
20:54 Уничтожение деревьев в ботаническом заказнике в Одесской области: черным лесорубам помогал замглавы местной громады от «Батьківщини»
7
19:51 Ездил продавать наркотики с маленькой дочерью: одессита подозревают в распространении кокаина фотографии
13
19:00 Курортные поселки Одесской области на 30 часов останутся без воды
18:20 Одесские спасатели провели мастер-класс по тушению пожара и эвакуации людей автолюлькой (фоторепортаж) фотографии
17:34 В Одесской области мужчина выстрелил из пистолета во время ссоры с девушкой – его задержали
4
16:59 Создали преступную группировку: «вор в законе» и «смотрящий» за одесским СИЗО получили новые подозрения фотографии
5
16:37 В Одессе будут судить мужчину, который сливал врагам маршруты перемещения комплексов ПВО фотографии
9
15:54 Минобороны Великобритании: черноморский флот россии понес «функциональное поражение»
7
15:11 Миллионный залог и электронный браслет: подозреваемому во взяточничестве главе суда в Одесской области избрали меру пресечения видео
6
14:38 Смертельная авария в Одесской области: два человека погибли, третий госпитализирован (фото, видео) видео
1
13:52 В Италии женский клуб пляжного футбола из Одесской области завоевал золото на Кубке чемпионов мира фотографии
3
13:13 На Николаевщине нейтрализовали одну из крупнейших агентурных сетей рф за время войны: задержаны 13 информаторов фотографии
45
12:36 Избитая блогерша, окровавленный богач и самоубийца: одесситам показали драму о мариупольцах в бомбоубежище фотографии




Статьи:

Неизвестный герой: как старлей Дидычук Одессу от нападения с моря спас

Суд важнее? Одесские власти отказываются помогать жильцам общежития Военной академии, которых выселяют после ракетного удара

Изнасиловал и выбросил в окно: в Одессе снова слушают дело друга Маркова





Новости Одессы в фотографиях:










Думская в Viber