Высшие учебные заведения Одессы бьют тревогу: из-за нововведений Минобразования они второй год подряд теряют государственный заказ и финансирование.
Как рассказал «Думской» глава совета ректоров Одесской области, руководитель экологического университета Сергей Степаненко, в этом году количество абитуриентов, рекомендованных к поступлению на бюджетные места в 13 вузах региона, находящихся в подчинении МОН, уменьшилось по сравнению с 2016-м на 25%. В прошлом году дело тоже было швах.
«При сохранении таких тенденций через несколько лет четвертый по численности студентов вузовский центр Украины практически исчезнет», — считает Степаненко.
По ряду специальностей бюджетных мест Одессе не дали совсем – скажем, по социологии, политологии и немецкому языку. По некоторым наши учебные заведения получили меньше, чем вузы других регионов. Соответственно, и финансирование их из госбюджета будет меньшим, а это чревато необратимой деградацией, предупреждает ректор экологического.
Всему виной – так называемая система широкого конкурса, внедренная МОН в прошлом году. Отбор на бюджет проводится теперь не в каждом вузе отдельно, а по всей стране, в рамках конкретных специальностей. У абитуриентов есть результаты внешнего независимого оценивания, из которых, с учетом оценок в аттестате и других достижений, формируется так называемый конкурсный балл. Он умножается на три коэффициента – региональный (составляет 1 для Киева и 1,01 для городов-миллионников и Львова), отраслевой (1,03 для инженерно-технических и естественных специальностей, Украина делает ставку на технарей) и сельский (1,02 для абитуриентов из провинции). Далее все абитуриенты страны, подавшие заявления на данную специальность, ранжируются. Определенное их количество – в зависимости от утвержденного госзаказа по специальности — рекомендуются на зачисление. Таким образом, поступают лучшие – в те вузы, в которые хотели. Если по такой-то специальности в такой-то вуз все абитуриенты показали конкурсный балл ниже проходного, то и бюджетных мест по этой специальности у этого вуза не будет вовсе.
«Абитуриенты Одесской области в течение 2012-2017 годов показывают одни из худших показателей по Украине, если не самые худшие, — говорит Степаненко. — В основном речь идет о жителях сельской местности. А так как одесские абитуриенты подают заявления в основном в одесские вузы, а львовские — во львовские вузы, то, естественно, что рекомендации к зачислению получают именно львовские абитуриенты. Результаты ВНО абитуриентов Львовской области на 8-15% выше, чем Одесской. В итоге во львовские вузы рекомендации к поступлению на 44 специальности негуманитарных отраслей получили на 77% больше абитуриентов, чем в одесские. По естественнонаучному блоку специальностей и математике рекомендаций у Львова больше в 2,8 раз!».
«В таких условиях вузы разных регионов конкурировать на равных не могут. А поскольку исправить ситуацию с результатами ВНО по Одесской области за год-два не удастся, это означает разрушение высшей школы нашего региона!» — констатирует профессор.
Совет ректоров области обратился в Кабмин с предложением поделить госзаказ между укрупненными образовательными регионами (округами) и проводить широкий конкурс в них. А регионы эти, считают ректоры, надо сформировать, исходя из численности населения и «наличия исторического центра высшего образования». Одесса, согласно проекту Совета, должна войти в состав Южного образовательного региона, состоящего из Одесской, Кировоградской, Николаевской, Херсонской и Запорожской областей. Население этих регионов превышает 7 миллионов человек.
Сотрудники одесских институтов и университетов в целом согласны с руководителем бывшего Гидромета. «Два года назад у нас было 50 первокурсников-бюджетников, в прошлом стало 10, и в этом их столько же, - констатирует заведующая кафедрой археологии и этнологии истфака ОНУ Елена Смынтына. – А деньги, согласно нынешней концепции, идут за студентом, и чем меньше студентов, тем меньше денег. Сокращаются ставки – это называется «оптимизацией». И состояние «плохо» становится стабильным. Мы знаем, что дальше будет хуже, потому что страна богаче не становится. В недалеком будущем, думаю, на всю страну останется 5-6 классических университетов. Может, так оно и надо, хотя я не согласна со столь радикальным подходом. Но важно другое. Создав дикую конкуренцию за абитуриентов, государство сохраняет советскую уравниловку по отношению к профессорско-преподавательскому составу. Не учитываются ни защищенные диссертации, ни научные достижения, ни количество подготовленных научных кадров, ни публикации, ни индекс цитирования. Не учитывается даже то, является человек пенсионером или нет. Сказали: «Надо сократить 3 ставки», — и сокращают ровно три ставки, неважно каких. Так делать нельзя. Раз уж мы вводим всеукраинский рейтинг студентов по специальностям, что мешает ввести такой же среди научно-педагогических кадров? Грубо говоря, государство готово платить зарплату пятистам преподавателям истории. ОК, все выстраиваются в рейтинг, исходя из заслуг и научного уровня. 501-й и остальные за ним идут на кислород. Это было бы справедливо, стимулировало бы людей развиваться».
Кстати, по словам Смынтыны, еще сильнее, чем количество бюджетных мест на бакалаврат и в магистратуру, сократился госзаказ по аспирантам. «Раньше у нас в аспирантуру на бюджет шло 10-15 человек ежегодно, сейчас всех объединили, пять специальностей слили в одну «История и археология» и дали три бюджетных места. А профессоров на истфаке 15. Большинство лишается таким образом возможности создавать свои научные школы, разрабатывать темы, требующие времени и человеческих ресурсов. Это вредит уже науке».
Директор департамента образования и науки Одесского горсовета Елена Буйневич полагает, что низкие результаты области по ВНО связаны с тремя моментами: «Во-первых, это следствие недостаточного использования в школах именно тестов, отсутствие целенаправленной подготовки детей к работе с ними. Во-вторых, разный уровень владения основным предметом — украинским языком, знание которого в отдельных районах значительно уступает той же Львовской или Ивано-Франковской области. В-третьих — низкий уровень мотивации детей и родителей к целенаправленной учебе на протяжении всех лет школьной жизни».
В Минобразования алармистские заявления одесских ученых и преподавателей считают «надуманными»: «Они просто боятся за места и зарплаты, которые десятилетиями платились просто так, — считает представитель ведомства, попросивший не называть его имени. — В Украине сохраняется созданная в советское время крайне неэффективная система высшего образования, которая стала еще более неэффективной за последние четверть века. Ситуация, когда чуть ли не в каждом пгт есть университет, а высшее образование получают почти все выпускники школ, никак не может считаться нормальной. Произошла чудовищная девальвация знания, и это уже невозможно исправить безболезненно. Многие пострадают от реформы, но зато у лучших появится будущее, которого раньше не было ни у кого».
Автор – Николай Ларин