20 октября 2016, 21:14
Сквозь эпохи: исполнительница гимна Одессы родилась правнучкой фрейлины, видела слезы солдат и стала музой ТарзанаК 70-летию Одесского театра музыкальной комедии имени Михаила Водяного, в честь юбилейного сезона, «Думская» открывает специальную рубрику «Театральная гостиная Одессы», которая будет знакомить читателей с выдающимися деятелями этого творческого коллектива. С именем Идалии Ивановой связана удивительная страница в истории Одесского академического театра музыкальной комедии. Идалия Иванова — первая исполнительница партии Тони в оперетте Исаака Дунаевского «Белая Акация»! Ее удивительный, чарующий голос много лет звучал по радио в песне, ставшей официальным гимном нашего города – «Когда я пою о широком просторе…» Родилась Идалия Валерьевна Иванова в городе Кунгур Пермского края. Семья была театральная, творческая. И мама, и отец служили в театре. Мама была драматической актрисой, а отец из рабочих сцены дорос до директора театра. У папы к тому же был отличный голос, тенор. В стране имелись такие «передвижные театры», которые гастролировали летом по провинции, а зимой давали спектакли в сельских клубах, небольших городках и поселках, где не было своих стационарной сцены и постоянного коллектива. Тогда это называлось «нести культуру в массы»! У Идалии Валерьевны — французские корни. Ее прабабка была фрейлиной и служила при дворе российского императора. Семья жила в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, в большом и красивом доме. У бабушки сохранялась редкая фотография ее матери в кругу царской семьи. С самого раннего детства жизнь Идалии Валерьевны была тесно связана со сценой. Родители шли на репетицию в театр, а малышку, естественно, приходилось брать с собой. Когда девочке было всего год и два месяца, произошел забавный, почти мистический случай. Самостоятельно ходить девочка еще не умела. С кем-то за руку или держась за стенку – это получалось, а без посторонней помощи она очень боялась. В тот день родители, как обычно, пошли в театр на репетицию, мама вышла на сцену, а ребенка оставила на попечение кого-то из подруг-актрис. Девочка увидела, куда ушла мама и… потопала за ней на сцену. За малышкой побежали, хотели подхватить и увести. Но режиссер сделал выразительный жест – не мешайте! Девочка сама дошла до середины сцены, и, потеряв равновесие, шлепнулась на попу. Но вместо того, чтобы расплакаться, громко и весело сказала: «Бах!» А режиссер с улыбкой объявил: «Товарищи, мы с вами, быть может, сейчас присутствовали при рождении великой актрисы!» Учитывая необыкновенно творческую семью Ивановой, несложно было бы догадаться, что ее затейливое имя Идалия тоже некая романтическая прихоть кого-то из родителей. Но все оказалось намного сложнее. Мама назвала дочь Идиллией. В те времена было очень модно называть детей необычными, нетрадиционными именами: Индустриализация, Вилен (Владимир Ленин), Марлен (Маркс, Ленин) и т.д. Но когда пришло время получать гражданский паспорт, молодая девушка переделала свое имя на Идалию. Была в 19-м веке такая светская львица Идалия Полетика, троюродная сестра Натальи Николаевны Пушкиной… Но и в театре, и родные до сих пор называют ее «домашним» именем Ляля. Удивительно, но заслуженная артистка Украины Идалия Иванова ни пению, ни актерскому мастерству не училась! Ее необыкновенно чистый звонкий голос поставила сама природа. А актерскую профессию она осваивала уже непосредственно в театре, буквально на лету, в процессе репетиций и у коллег-актеров. Впрочем, ее карьера певицы началась очень рано, в 12 лет, во время войны. На Урале были организованы многочисленные госпитали, куда свозили раненых со всех фронтов. Дети помогали взрослым, как могли. А Ляля пела и декламировала стихи в палатах для выздоравливающих. Артистов возили по госпиталям на санях-розвальнях. Для тепла укрывали сверху тулупами. Ведь это так важно — поддерживать моральный дух солдат музыкой, хорошей задушевной песней или произведениями известных поэтов! Кроме современных авторов, Ляля любила петь классику, Шуберта например. Время было очень тяжелое, голодное. После каждого концерта девочку угощали манной кашей с маслом. Как же ей хотелось кушать! Но она очень стеснялась и брала ложку только после уговоров медперсонала. Летом 1941 года Константин Симонов написал самое известное свое стихотворение «Жди меня и я вернусь…», которое тут же переложили на музыку. Песня облетела всю линию фронта. Идалия Валерьевна на всю оставшуюся жизнь запомнила слезы в глазах солдат, когда она пела им «Жди меня…» Девочке было не совсем понятно, почему взрослые мужчины плачут. А как-то раз к ней подошла медсестра и попросила исполнить эту песню для офицера, лежавшего в отдельной палате. То, что он был в больших чинах, Ляля догадалась значительно позже. Уже после войны во время каких-то гастролей ее подвели к седовласому адмиралу, который радостно воскликнул: «Она! Точно она! — адмирал обнял девчушку, — ты помнишь, девочка, как ты мне в госпитале пела «Жди меня…»? А ведь ты тогда спасла меня…» Во время войны на Урал приезжали артисты Большого театра. Был балет имени Айседоры Дункан. Кто-то из солистов Большого услышал, как пела Ляля, и попытался уговорить маму отпустить дочь учиться в Москву. Но мама категорически отказалась! Ведь еще не кончилась война. Везде разруха, хлеб по карточкам. Уже после войны Идалия Валерьевна решила поступить в консерваторию. Но трагические обстоятельства ее жизни, маленький сын, заставили Иванову отказаться от этой мечты. А в 45 году солдаты в госпитале собирались написать командованию, чтобы девочку Лялю за ее работу среди раненых солдат, за ее песни наградили медалью «За победу над Германией». Но она категорически отказалась. Потом, признаться, очень жалела. Могла бы хвастаться перед ребятами! Настоящей профессиональной актрисой Идалия Иванова стала на сцене театра города Невьянска Свердловской области. Она пела в хоре. В 1953 году театр приехал на гастроли в Сочи. По счастливой случайности, в Сочи из Тбилиси, по пути во Львов, приехал солист Львовской музкомедии Михаил Григорьевич Водяной. Он увидел молодую актрису на сцене, услышал ее замечательный голос и от имени директора музкомедии пригласил на работу в Львовский театр. Она удивительно легко влилась в творческий коллектив театра, в том же 1953 году приняв участие в спектакле «Свадебное путешествие». Кстати, немногие одесские театралы знают, что до 1953 года в нашем городе существовал театр Советской Армии. Так вот, по решению руководства страны львовский Театр музыкальной комедии переехал в Одессу, а театр Советской Армии – во Львов. Вместе с театром в Одессу переехала и Идалия Иванова. Настоящую всенародную славу принесла актрисе роль Тони в музыкальном спектакле, а потом уже и в фильме «Белая акация» на музыку Исаака Дунаевского, премьера которого состоялась в 1955 году. К большому сожалению всей творческой группы композитор не дожил до премьерного спектакля. Одесситы опередили с премьерой «Белой акации» москвичей всего на 4 дня! А роль Тони в Московской оперетте исполняла Татьяна Шмыга. Когда Одесская оперетта привезла этот спектакль на гастроли в Москву, Шмыга так и не пришла посмотреть спектакль! После фильма «Белая акация» Идалию Валерьевну стали узнавать на улице прохожие, радостно здоровались продавцы на Привозе: «Здравствуйте Тонечка! Вот, купите у меня…» «Я не Тоня!» – безуспешно пыталась возразить Идалия Валерьевна. Известный в пятидесятые годы двадцатого века одесский стиляга Эдик Тарзан не обладал ни фамильным состоянием, ни прибыльным бизнесом, но зато был юношей со вкусом. Будучи без ума от таланта и красоты Идалии, он решил ради нее «жизнь свою превратить в цветы». Когда в один прекрасный вечер примадонна вернулась из театра домой, ее ожидала полная ванна роз. Оказалось, влюбленный уговорил соседей по коммунальной квартире допустить его с сюрпризом на общую жилплощадь и некоторое время обойтись без мытья и стирки Фильм «Белая акация» сняли буквально за один месяц, прямо на сцене театра. Работали по 12 часов. Когда в одном из спектаклей Иванову увидел заместитель директора Одесского русского драмтеатра, он радостно воскликнул: «Так это у вас молодая Любовь Орлова!» И тут же предложил ей роль Дженни Герхардт по роману Теодора Драйзера. Увы, из этой затеи ничего не вышло. Несмотря на то, что фильм «Белая акация» имел оглушительный успех, карьера в кино у Идалии Ивановой не сложилась. Хотя предложения были. Так из «Мосфильма» пришла заявка на участие в фильме «Мы с вами где-то встречались» с Аркадием Райкиным в главной роли. Но в последний момент роль передали Людмиле Целиковской. Министерство культуры решило перевести Иванову в Киевский театр оперетты. Сулили квартиру, звание… Но она осталась в Одессе. Следует отметить, когда одесский театр музкомедии выезжал на гастроли по стране, попасть на его спектакли было также проблематично, как в Театр на Таганке или в «Ленком»! Особой популярностью пользовалась чисто одесская трилогия «На рассвете», «Четверо с улицы Жанны» и «У родного причала». В этих спектаклях вместе с Михаилом Водяным играла Идалия Иванова. Особо ей удалась роль Веры Холодной в спектакле «На рассвете». За Веру Холодную она удостоилась похвалы самого Лемешева, который, кстати, терпеть не мог оперетту и всячески эту неприязнь подчеркивал. Но после спектакля он сказал Ивановой: «У вас на сцене были потрясающие руки! Как вам это удалось?» Рассказывать, что ей пришлось пересмотреть все фильмы с участием Холодной и долго репетировать перед зеркалом, Иванова не стала. Вообще, работа над ролью – очень длительный и кропотливый процесс. Поиск нужных интонаций, жестов – над этим иногда приходится трудиться многие месяцы. В театре до сих пор рассказывают, что Сатосова и Демина просили Идалию во время репетиций пойти сесть в зал и посмотреть, что не так. Ведь из зала виднее все промахи и недостатки. Но когда уж актер чувствует, что роль удалась – душа ликует! Тот же Лемешев признался Идалии Валерьевне, что относился к оперетте как к несерьезному жанру. Но после ее Холодной полностью поменял свое мнение. В одесском театре она переиграла почти все спектакли. Особенно любила «Марицу», «Сильву», «Веселую вдову», «Мою прекрасную леди»… Но самым любимым остался «Вольный ветер» Исаака Дунаевского. К сожалению, этот спектакль уже давно вне репертуара. А жаль! Специалисты утверждают, что такой музыкальной драматургии нет ни в одном произведении Дунаевского. Не обошлось и без завистников: «Наиболее яркие годы моей творческой жизни продолжались до семидесятого года, — рассказывала Идалия. А потом я кому-то перешла дорогу, кому-то стала мешать. Все было: и зависть, и мелкие, и крупные пакости. Как-то, помню, я готовлюсь к выходу на сцену, мне надевают парик. И вдруг падает шпилька и попадает в туфлю. Я поднимаю туфлю, вытряхиваю шпильку, вместе с которой выпадает… половинка лезвия от безопасной бритвы. Хорошо, что я не сунула туда ногу — беды было бы не миновать, и спектакль был бы сорван из-за меня. К счастью, это были единичные случаи». Она общалась и была в дружеских отношениях с такими корифеями сцены, как Аркадий Райкин, Василий Лановой, Алексей Кузнецов, Спартак Мишулин и Иннокентий Смоктуновский. Родившись на Урале, она преданно любит Одессу, хорошо знает ее историю и может многое рассказать об улицах и даже о старых деревьях, которые растут недалеко от ее дома. Несмотря на почтенный возраст, у актрисы прекрасная память – она с удовольствием читает наизусть стихи и отрывки из своих ролей, а на вопрос, кем бы она хотела быть, не сложись творческая судьба в театре, с уверенностью отвечает: «Я всегда хотела быть только актрисой!» Здоровья вам, Идалия Иванова! Авторы Сергей Куркаев, Галина Короткова, специально для «Думской» СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter |
Статьи:
13:33 Скандальный закон: бизнес в Украине могут "кошмарить" без суда и следствия?
Верховная Рада приняла закон 11443, который вводит новые механизмы наказания бизнеса за подкуп иностранных чиновников. Теперь компании могут ограничить деятельность или конфисковать имущество даже без решения суда достаточно ходатайства следователя. Читать дальше
12:56 Зеленский озвучил потери украинской армии 43 тысячи погибшими, еще 370 тысяч ранеными. По его словам, около половины из них возвращаются в строй.
Российские потери превышают 750 тысяч военных, из них 198 тысяч убитых и более 550 тысяч раненых. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Режим Асада в Сирии пал: оппозиция заняла Дамаск, диктатор бежал, а россия рискует остаться без военных баз
Войны, протесты, стихийные бедствия: на фотовыставке в одесском Худмузее показали, как человечество разрушает планету (фото)
|