Полоски на холсте и гнойники на попе: два одесских музея пригласили на встречу с жутким искусствомОткрытие персональной выставки Елены Домбровской «Моторош» состоялось в Одесском Музее западного и восточного искусства (Пушкинская, 9). Лица с развитой фантазией и недоразвитой брезгливостью могут даже получить своеобразное удовольствие от созерцания экспонатов. «Моторош» — ощущение надвигающейся опасности. Оно возникает неконтролируемо и бывает разной силы и оттенков: от легкой обеспокоенности до панического ужаса», — пишется в аннотации к выставке. На это хочется ответить словами из известного анекдота: «Ну, ужас, но не ужас-ужас». Экспозиция развернулась в Итальянском зале Музея западного и восточного искусства, лишенного из-за войны привычных шедевров. Свято место, как известно, пусто не бывает, и теперь тут начинается новый проект долгосрочной совместной выставочной деятельности с Музеем современного искусства Одессы. Как известно, МСИО, опять-таки, из-за войны, не успел переехать в новое помещение, открыл «Галерею Стойкости» на улице Грушевского, но со зрителями там не очень. Так что параллельно совриск поселяется здесь, в старинном дворце. Казалось бы, ничего плохого в этом нет, но как быть, если откровенно тошнит от видео, где довольно-таки неопрятная художница давит гнойники на попе и других частях тела. Такой прямой жест объясняется «табуированной темой селфхарма», то есть самоповреждения, которое должно заглушить внутреннюю боль. Будто бы волнения военного времени заставляют художницу такое с собой делать (а вообще мыться надо чаще, вот гнойников и не будет). Вспоминается довоенный опыт Никиты Кадана, который резал чуть ли не каждый день себе лезвием красивое лицо, делал селфи и выставлял в соцсетях. Было понятно, что здесь как раз речь идет о боли, что с художником происходит трагедия, что тяжелые предчувствия делают его жизнь нестерпимой. После этого говорить о селфхарме применительно к своему творчеству уже просто неловко. К счастью, видео демонстрируется в зале, до которого можно и не дойти (а то как стошнит на паркет, получится неловко уже перед музейщиками). Публика видит серию мрачных абстрактных картин «Зрелище», где будто бы схематично показаны места и люди, исчезающие из воспоминаний в подробностях. Рядом с картинами тексты, объясняющие, например, где на холсте полосочками обозначены зеленые деревья, а где, простите, грязные ноги (наверное, у художницы таки нехватка мыла, тема грязи становится навязчивой). Остается добавить, что выставка продлится до 7 ноября, после чего, стоит надеяться, здесь покажут что-нибудь поинтереснее. Автор — Ирэн Адлер, фото Александра Синельникова СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: |
Статьи:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||