Новый год Зарс1



«Спецфонд»: одесский Художественный музей представит работы, запрещенные коммунистами


Официальное открытие выставки «Спецфонд» из коллекции Одесского художественного музея состоится в пятницу, 21 сентября, в 17:00.

Вход на выставку свободный, сообщил директор учреждения Александр Ройтбурд.

Выставка рассказывает о самом драматичном периоде украинского искусства — его сломе в конце 1930-х, когда в стране был задушен художественный поиск, прервано естественное развитие художественного процесса, были похоронены надежды на национальное возрождение.

Многие художники стали жертвами репрессий, остальные вынуждены были «наступить на горло собственной песне» и замолчать, либо сдаться и начать производить одобренное режимом искусство с его унифицированным художественным языком («отражение жизни в формах самой жизни») и сервильной идеологической позицией (национальное по форме, социалистическое по содержанию). Итоги 20-летнего поиска молодого украинского искусства оказались изъятыми из художественного контекста, частично уничтоженными, а частично на десятилетия похороненными в так называемом спецфонде Киевского государственного музея украинского искусства (ныне Национальный художественный музей Украины).

Табу с этого периода украинского искусства было снято только в последние годы существования СССР, в годы так называемой перестройки. А впервые в полном объеме спецфонд был выставлен в НХМУ уже после Революции достоинства, в 2015 году. Тогда эта выставка стала настоящей сенсацией для искусствоведов, художников, зрителей. Теперь с ней может ознакомиться и одесская публика.

«Наша выставка не является простым повторением выставки НХМУ, — говорит Ройтбурд. — Дополненная произведениями из одесской коллекции, она наглядно демонстрирует перекличку между двумя музеями».

Так, например, рядом с «киевским» Анатолием Петрицким представлена «одесская» его работа «Отдых» — обе работы объединяет характерный для этого мастера колорит. Рядом с портретом Николая Беляшевского, директора Киевского городского художественно-промышленного и научного музея (ныне Национальный художественный музей Украины), кисти Михаила Козика мы экспонируем более ранний портрет Беляшевского работы Михаила Жука, который с 1920-х годов и до своих последних дней жил и работал в Одессе. Рядом с программными работами одессита Теофила Фраермана, встреча с которыми будет сюрпризом для зрителя, представлена его же довоенная работа «Интерьер» из коллекции Одесского художественного музея.

Параллельно с киевским художественным авангардом, который на выставке представлен работами Анатолия Петрицкого, Виктора Пальмова и другими, в Одессе работало общество «Независимых», в которое входил Амшей Нюренберг. К этому же кругу примыкал Петр Митковицер, работа которого до недавнего времени находилась в запасниках нашего музея. Нам было важно показать, что процессы художественной жизни Одессы были синхронны с художественной жизнью всей Украины. Выставка позволяет продемонстрировать, что одесское искусство было неотъемлемой частью искусства Украины и точно так же было сломлено в период укрепления тоталитарного режима, его идеологии и эстетики.

Например, в конце 1920-х – в начале 1930-х на сцену выходит новое поколение художников. Среди них когорта одесских бойчукистов, наследие которых до сих пор не исследовано в достаточной мере. Спустя несколько лет большинство этих художников подверглось репрессиям, оставшиеся в профессии стали правоверными соцреалистами и долго боялись даже вспоминать об этом периоде своего творчества.

Еще одна работа, характерная для того времени — «Выплавка стали» Николая Шелюто. Спустя несколько лет Шелюто, подобно многим другим художникам своего поколения, отказался от формальных поисков и до конца жизни работал в этюдной, реалистической манере.

В начале 1930-х годов в рамках кампании по борьбе с украинским национализмом был допрошен в ГПУ Михаил Жук, после чего отошел от творческой деятельности, сосредоточившись на преподавании. С этого же времени прекратил выставляться и Теофил Фраерман.

«Сравнивая украинское искусство 1920–1930-х с российским, нельзя не обратить внимание на очевидные стилистические различия. В частности, если мейнстримовая в российском искусстве группа «ОСТ» тяготела к выразительным средствам своих немецких современников, которых вскоре объявили представителями «дегенеративного искусства», то украинские художники того времени стилистически ближе к искусству раннему ссолиниевской Италии, где совершался в то время поворот от футуризма к фашистскому неоклассицизму.

Такое сходство позволяет говорить об «Украинском новеченто» и рассматривать украинское искусство 1920–1930-х в общеевропейском контексте парадигмы трансформации революционного авангарда в тоталитарное искусство», — отмечает директор Художественного.

Под выставку «Спецфонд» отвели весь второй этаж, где экспонируется искусство советского периода.

«После этого  экспозиция второго этажа будет радикально переосмыслена, что повлечет за собой изменения в экспозиции первого этажа», — говорит Ройтбурд.

 




Александр Ройтбурд
Александр Ройтбурд
художник, директор Одесского худмузея
49 новостей, 342 фото

Новости по этой теме:


адекват
Пройдет какое-то время и Художественный музей будет успешно выставлять работы, в рекламных целях назваными, «работами запрещенные националистами « 
   Ответить    
   Правила


Kador fitness
Реклама


          

23 января
23:47
14 коммент.
Только половина взрослых одесситов подписала декларации с врачами
22:43
45 коммент.
Гонения на православных в Украине: неужели правда? Нет! (колонка главного редактора)
21:17
7 коммент.
Заторы на Киевской трассе вызвали гнев губернатора Одесской области
19:55
14 коммент.
В Одесской области сотрудник райгосадминистрации пытался дать взятку следователю полиции  фотографии видео
19:01
21 коммент.
В одесском аэропорту — сильный туман: не смог сесть самолет польской авиакомпании
19:00
37 коммент.
Из одесского детсада уволили няню, которая обозвала ребенка  фотографии видео
19:00
25 коммент.
Юрий Бойко: «После выборов расследование трагедии в одесском Доме профсоюзов будет доведено до конца, а виновные наказаны» (политика)
18:58
3 коммент.
Суд прекратил процедуру ликвидации Одесской ТЭЦ: готовят к продаже?
18:11
28 коммент.
В Одессе две женщины с колясками пытались вынести из супермаркета товаров на 5 тысяч гривен
17:25
21 коммент.
Вспышка кори на юге Одесской области: число заболевших детей возросло до 71
16:54
15 коммент.
Север Одесской области заметает снегом  фотографии
16:35
5 коммент.
Пропажа мусорных контейнеров: одесский суд оправдал работника коммунального предприятия
16:33
7 коммент.
В Одесской области сгорела подпольная автомастерская с машинами внутри  фотографии
15:49
18 коммент.
У одного из пленных украинских моряков до сих пор не вытащили осколок из руки
15:24
29 коммент.
В зеленой зоне на Королева установили свежий МАФ  фотографии

Эксимер
Реклама


Статьи:

Общее, Агафангелово и ничье: кому принадлежат храмы Московского патриархата

Пульс города на Юго-Западном массиве: собственные оранжереи и мотиваторы от Моисеевны

Куда пойти в Одессе: фильм про Берлускони, марафон для юных стартаперов и Бах в Кирхе



Новости Одессы в фотографиях:







рис