В старые добрые дореволюционные времена одесская элита отличалась куда большим патриотизмом, нежели нынешние сильные мира сего. Тогдашнее дворянство и купечество тоже грабили простой народ, но тратили выжатые путем нещадной эксплуатации средства они с пользой в том числе для родного города. Строили больницы и школы, жертвовали на развитие театров и музеев. Все в порядке у них было и с художественным вкусом. Если усадьба — то памятник архитектуры, а не пошлое уродство, как в наши дни. Даже иные промышленные объекты, возведенные до 1917-го года, смело можно включать в туристические маршруты.
Нашему корреспонденту удалось побывать на закрытой для простых смертных территории одесского комбината хлебопродуктов, где расположена старейшая и самая большая мельница города, которая носит имя своих создателей — купеческой семьи Вайнштейнов.
Мукомольное производство на Пересыпи торговый дом «Эммануил Вайнштейн и сыновья» основал в 1844 году. После неоднократных реконструкций и перестроек первоначально деревянный комплекс зданий мельницы превратился в настоящий замок из красного кирпича. Кстати, автор этого шедевра — известный одесский архитектор Александр Бернардацци, создавший в том числе здания реформатской церкви на Пастера, гостиницы «Бристоль» («Красную») на Пушкинской и Новой биржи (филармония) на Бунина.
Сейчас мельница Вайнштейна принадлежит государственной продовольственно-зерновой корпорации, которая активно модернизирует производство.
Кстати, сын Эммануила Вайнштейна Григорий был выдающейся личностью – он первый осознал, что городу, который экспортирует почти половину российского зерна, просто необходимо иметь собственные научные и профессиональные кадры мукомольного дела. В 1902 году в зданиях, пожертвованных сыном Григорием Вайнштейнам Одессе образовалась школа мукомолов, эволюционировавшая позднее в Одесскую академию пищевых технологий им. Ломоносова.
Кроме собственно мукомольного дела и торговли зерном, Григорий Эммануилович был председателем Одесского биржевого комитета, членом Российского Государственного совета, возглавлял одесское общество распространения просвещения среди евреев, химический отдел Русского Технического Общества. После революции этот выдающийся одессит эмигрировал в Париж, где работал инженером и руководил предприятиями самого Ротшильда.
Фото: Гиманов Александр