24 октября 2017, 20:26
Субъективно о Литве. Часть вторая: Каунас — город патриотов, врагов советской власти и друзей УкраиныОбозреватель «Думской» Сергей Дибров продолжает рассказывать о Литовской Республике в нашей постоянной рубрике «Субъективно о загранице». Первую часть, посвященную столице страны Вильнюсу, читайте здесь. Второй город, который мы посетили в ходе этой короткой поездки — Каунас. В межвоенный период, когда Вильнюс был оккупирован поляками, здесь находилась «временная столица» независимого литовского государства. Каунас имеет репутацию бастиона литовского патриотизма и национализма. Еще со времен советской перестройки каунасские активисты организации «Саюдис» (по-русски — «Движение», по-украински — «Рух») отличались от своих вильнюсских товарищей радикализмом и бескомпромиссностью. Эти три литовских воина охраняют родную землю, родной язык и родные традиции. На щитах у них "Колюмны" - родовой герб династии Гедиминовичей, который сейчас используется как национальный и военный символ Литовской Республики. Такая же скульптурная группа стоит на фронтоне Дома офицеров На подъезде к городу наши друзья предупредили, чтобы мы случайно не заговорили здесь по-русски, — мол, могут неправильно понять. Мы, собственно, и не собирались. Но на встречу с нами, помимо местных украинцев, пришло немало литовцев, которые русский язык понимают все-таки лучше — так сложилось исторически. Осторожно убедившись, что мы свободно владеем украинским, наши собеседники предложили продолжить разговор на русском. «Для пользы дела». Встреча проходила в каунасском Доме офицеров, который был построен еще в 1930-е годы. Бывший офицерский клуб литовской армии снова используют по назначению, также здесь работают члены Союза стрелков Литвы. Союз стрелков ведет свою историю с 1919 года, когда создавалось ополчение для обороны молодого государства от Красной армии и польских частей. В те годы Литва, в отличие от Украинской народной республики, выстояла. В межвоенный период Союз стрелков стал самой массовой общественной организацией и объединял более 60 тысяч членов — литовских граждан разных национальностей. Деятельность организации была восстановлена в 1989 году. Сегодня Союз стрелков Литвы — это массовое объединение, которое не только занимается патриотическим воспитанием, но также является частью вооруженных сил. Организация играет важную роль в жизни страны: по сути, ее можно представить как некий аналог «Пласта», ДОСААФ и ассоциации ветеранов, причем под одной крышей. Вступить в организацию могут граждане Литвы с 11 лет. Молодые стрелки (дети и подростки) занимаются спортом, изучают историю страны и военное дело. В 18 лет они принимают присягу стрелка и готовятся к сопротивлению внешней агрессии — вооруженному и безоружному. До 45 лет стрелки являются фактически армейским резервом первой очереди, организованным по швейцарской модели. Они имеют форму и личное боевое оружие, еженедельно проходят тренировки по военной подготовке. В случае агрессии стрелки готовы в считанные часы встать на защиту родины с оружием в руках в составе воинских подразделений. После 45 лет стрелки получают статус «небоевых», но тем не менее продолжают быть готовыми к защите родины — как в армейских рядах, так и в качестве партизан. В последние годы организация начала стремительно расти: события в Украине стали предупреждением и заставили многих литовцев пересмотреть свои взгляды на безопасность страны. Нам довелось пообщаться с литовским экспертом по вопросам безопасности. Он считает, что на сегодня стрелки — наиболее боеспособная и дисциплинированная часть литовской армии. «В армии служит молодежь, призывники или контрактники. А «шаулис» (стрелки, — Ред.) — это серьезные взрослые люди с большим жизненным опытом, в основном бывшие военные 40-50 лет. Они десятилетиями поддерживают физическую форму, изучают военную науку и отрабатывают навыки. О моральном уровне и говорить не приходится», — считает он. Так что всем, кто раздумывает о внедрении в Украине «швейцарской модели» формирования армии, рекомендую присмотреться к опыту Литовского союза стрелков. Стрелки пришли на нашу встречу с каунасскими украинцами. Если в Вильнюсе чаще задавали вопросы о жизни в Украине, о коррупции, о Саакашвили с барыгами, то в Каунасе разговор получился совершенно другим. Много говорили о тактике гибридной войны, о событиях «русской весны», о противодействии пропаганде и информационным атакам. Наша беседа в Каунасе носила более «прикладной» характер: литовцы явно примеряли различные наши ситуации на себя и делали выводы. После окончания встречи разговор продолжился в узком кругу за чашкой чая. Я заметил на груди у одного из военных не только литовские, но и украинские награды и знаки отличия. «Ну, мы здесь тоже не сидим сложа руки», — сказал он в ответ на мой недоуменный взгляд и скромно улыбнулся, а я поздравил его с Днем защитника Украины. Отметим: Литва — единственная на сегодняшний день страна в мире, которая предоставила Украине летальное оружие и боеприпасы со старых советских складов. Экономика Литовской Республики понесла наибольший экономический урон от российских «контрсакций»: по мнению экспертов, из-за этого рост экономики замедлился вдвое. Более того, ввиду возможной угрозы со стороны России в 2015 году в Литве был восстановлен призыв на воинскую службу. Беседа продлилась до позднего вечера и закончилась исполнением украинского и литовского гимнов, после чего командир каунасских стрелков Витаутас Жиманчюс (Vytautas Žymančius) предложил посетить памятные места Каунаса, связанные с освободительным движением Украины и Литвы. Еще в межвоенный период литовские стрелки поддерживали тесные отношения с украинскими организациями. Здесь хорошо помнят, что основатель ОУН Евгений Коновалец имел литовское гражданство. Это позволило ему ездить по всему миру и, в частности, поднимать вопрос о международной реакции на Голодомор в Женеве, в Лиге Наций. Неудивительно, что во время визитов в Каунас Коновалец останавливался в здании Союза стрелков на Аллее Свободы (Laisvės alėja) — главной улице города. В память об этом в 2012 году здесь торжественно открыли мемориальную доску, под которой мы и сфотографировались — несмотря на поздний вечер и проливной дождь. Затем мы направились на площадь Единства (Vienibes), где установлены знаковые для литовцев памятники. Здесь стоит мемориал Неизвестному солдату с Вечным огнем и бюсты выдающихся граждан. Здесь можно увидеть памятники тем, кто сохранил литовский язык и письменность (которая была под запретом вплоть до 1904 года) — матери, которая прядет нити и учит дочку читать, и смельчаку, который несет через границу отпечатанные в Пруссии и запрещенные в России литовские книги. Особая боль каунасских патриотов — памятник «Дух Свободы», который стоит здесь же, на площади перед музеем. Говорят, это высокая стела со Свободой в виде девушки-ангела на вершине, но увидеть ее мы не смогли. И дело не в том, что было поздно, темно и дождливо. Некоторое время назад городские власти Каунаса разрешили некоему японскому художнику «доработать» памятник. В результате стела оказалась в строительных лесах, а Свобода — запертой в коробку с окнами. Внутри коробки воссоздали интерьер обычной советской кухни. Смысл своей инсталляции художник видит в том, что «нужно дать людям возможность прикоснуться к духу руками». Впрочем, каунасские патриоты придерживаются другого мнения. Активистка «Саюдиса» Юлия Искевичене (Julija Iskeviciene) уверена, что это - грубое издевательство над национальными чувствами литовцев. «Сергей, посмотрите, что они сделали с нашей свободой. Вы понимаете — они показали, что нашей свободе место на кухне, на советской кухне!». Гуманитарное, культурное противостояние — важнейшая составная часть борьбы за независимость Литвы. Здесь запрещали родной язык и письменность, здесь искореняли память о государственной традиции — Великом княжестве и Республике, здесь уничтожали памятники литовскому прошлому. Причем уничтожали не просто так - это была не «реконструкция» не «оптимизация», а именно целенаправленное циничное уничтожение и унижение всего, что дорого для литовцев. Например, установленный в 1921 году памятник Неизвестному солдату в 1947-м по приказу Суслова не просто уничтожили. После взрыва монумента захороненное здесь тело вместе с обломками вывезли на военный полигон. То есть уже после смерти его взяли в плен, где он пропал без вести: дальнейшая судьба останков неизвестна. Советские власти уничтожили даже символическую статую литовского воина-хранителя родной земли, которая «стояла на боевом посту» — на стене башни, возвышающейся над площадью Единства. На место ее вернули совсем недавно. В Литве можно встретить множество подобных примеров унижения святых для людей мест и символов. Например, Три Креста в Вильнюсе, установленные в память о монахах-францисканцах, которых зверски убили язычники, в советские времена взорвали. Каменные кресты полетели вниз, в реку, — туда же, куда, по преданию, сотни лет назад сбросили кресты с распятыми монахами. Конечно, можно списать уничтожение святынь на типично советский рационализм и безбожие. Мол, «ничего личного» — в те годы по всей стране церкви превращали в склады и конюшни. Но вряд ли было случайным, например, что в 1948 году в вильнюсском костеле Сердца Иисуса устроили тюрьму. Трудно найти способ сильнее оскорбить и унизить католиков, для которых Сердце Иисуса — символ любви к людям. Именно в многолетнем циничном глумлении над литовскими святынями нужно искать причины негативных чувств литовцев к советской власти. «Это чувство сильнее ненависти», как писал Лев Толстой в «Хаджи-Мурате». Я смотрел на изуродованный памятник Свободе с некоторым, мягко говоря, удивлением. Что это - творческий эксперимент или продолжение старой войны? Местные активисты связывают ситуацию с фигурой каунасского мэра Висвалдаса Матийошайтиса — бывшего советского милиционера, а ныне крупного предпринимателя с коммерческими интересами и «липецкими фабриками» в России и Крыму. Я сказал, что в Одессе такое непотребство долго бы не простояло. «Не могу представить, чтобы, например, статую Тараса Шевченко засунули в какой-то сортир и сказали, что это новое произведение искусства и видение автора. Если бы это произошло, то уже наутро люди просто разобрали бы это безобразие по частям». Такое простое и уже привычное для нас решение вопроса для радикального Каунаса оказалось слишком радикальным. И дело даже не в том, что литовцы — народ законопослушный. «У нас вся молодежь разъехалась по Европе. Некому снести этот кошмар, некому», — сетует Юлия. К сожалению, на этом наше знакомство с древним Каунасом закончилось. Очень хотелось прогуляться по улицам, посетить музей Чюрлениса, который находится рядом с площадью Единства, зайти в Военный музей имени Витовта Великого. Но увы - пришло время возвращаться. В Вильнюсе мы заехали к телецентру. В январе 1991 года, после провозглашения независимости, московские власти пытались «навести порядок». В город ввели войска, и в ходе столкновений под телебашней погибли 13 безоружных патриотов. Я стоял возле монумента с именами погибших, вспоминал наши разговоры о гибридной войне, о пропаганде, о вещании российских каналов. И думал о том, что борьба за независимость Литвы еще не завершена. Мира вам, литовские друзья! Автор — Сергей Дибров СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Так выглядит этот памятник сейчас. Нет, он не на ремонте и не на реконструкции - это видение японского художника Памятник смельчаку, который несет через границу напечатанные в Пруссии книги на литовском, запрещенные в России Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: 18 мая 2021: В Испанию хлынул поток мигрантов из Марокко: в страну пытались прорваться тысячи нелегалов 14 марта 2021: Масленица по-испански: как в Валенсии по весне произведения искусства сжигали (субъективно о загранице) 26 марта 2020: Одиннадцать Одесс, печенье тети Джессики и экскурсии по радио: Нью-Йорк глазами одесского экскурсовода (фото) 26 октября 2020: Субъективно о загранице: Греция - гордый и суверенный дачный поселок Европы. Часть первая (фото) 19 июля 2019: Литва: практические советы путешественнику |
Статьи:
Думская в Viber |
||||||||||||