Новая постоянная рубрика «Думской» — «Закулисье», посвященная повседневной жизни одесских учреждений культуры. И первый материал – о нашем государственном цирке, что на Коблевской. Цирк – искусство, с которым человек знакомится одним из первых, еще в раннем детстве. Я вспоминаю свое детство, когда особый, кружащий голову аромат цирка начинался еще у входа. Это был запах арены, запах мира сказки, мир волшебства. В этом мире все не так, как везде. Там особые люди, особый дух. Песок арены менялся еженедельно, но аромат оставался. Давайте переступим его порог, зайдем в цирк не со стороны главного входа, а зайдем за кулисы! Что такое цирк сегодня? Насколько он консервативен и есть ли у него перспективы роста и развития? Чем отличается сегодняшний цирк от того, каким он был в прошлом веке? Надо ли запрещать дрессировку, насколько она вредна и опасна для животных? Кто идет работать в цирк сегодня? Нужно ли передать все цирки в частное владение или оставить государственную систему? Об этом и о многом другом во время прогулки по «закулисью» цирка рассказал корреспонденту «Думской» многолетний художественный руководитель Одесского цирка Заслуженный деятель искусств Украины Алексей Григорьевич Купин. Мы идем по слабо освещенным коридорам цирка. Он кажется опустевшим. Если сравнивать с моим детством, даже запах стал немного иным. Может, он стал лучше, но что-то потерялось. Если раньше специфический аромат был слышен еще у входа, то теперь явно ослабел. Раньше манеж покрывался толстым слоем опилок, который не менялся неделю, то сейчас это лишь каучук, слегка присыпанный опилками. В цирке идет репетиция. «Работают» акробаты, прямо на арене. Руководителю акробатов Захарову просто невозможно дать его 60 лет: такой он сильный и гибкий. Юные артисты работают по старой армейской заповеди «Делай, как я!» и повторяют движения «шефа». У зверей сегодня день отдыха, им жарко, даже верблюдам. Представляете, каково было бы белым медведям или львам? После того, как был разобран первый одесский цирк Саламонского, основанный в 1879 году, на его месте хозяин пивоваренного завода, купец второй гильдии Вильгельм Иванович Санценбахер в 1894 году решил выстроить новое стационарное помещение. Новый цирк получил название «Железный цирк» или «Цирк-варьете». Наверное, не было таких знаменитых артистов цирка, как до революции, так и в СССР, которые не выступали перед одесситами. Начиная с Поддубного, Шемякина, Заикина, Лазаренко, Дуровых, Запашных, Кио, Олега Попова, Юрия Никулина, каждый известный цирковой артист считал за честь выступить здесь. Одесская публика всегда считалась самой взыскательной. Говорили, что артист, выдержавший «испытание Одессой», может не бояться выступить нигде в мире. Цирк – искусство в целом консервативное: в нем заранее задан размер манежа, существуют веками устоявшиеся жанры и правила. Но к сожалению, некоторые жанры уже практически исчезают — например, джигитовка, водные феерии, воздушная гимнастика с полетами под куполом, музыкальные эксцентрики, большие аттракционы с медведями, ну и настоящая клоунада. Это вызвано как материальными причинами, так и отсутствием настоящих имен и личностей. Клоуны идут в кино, акробаты приходят в цирк из спорта, ведь век спортсмена короток – в 25 он уже старик! Но цирковая акробатика отличается от спортивной прежде всего явной театрализованностью, синтезом с театром и зрелищем. Главная беда цирка, как и остального искусства, в том, что министрами культуры и их заместителями давно становятся люди без специального образования, управленцы и менеджеры, не владеющие тонкостями творческой работы. Уже поговаривают о возможности передачи цирков в частные руки, чтобы цирковые здания стали только аренами, а репертуар и общее направление будут определять хозяева помещений. По мнению Алексея Григорьевича, это приведет к превращению цирков в варьете и рестораны, что в конечном итоге убьет сферу (хотя пример «Кобзова» как бы намекает, что частный цирк вполне может быть успешным и даже суперуспешным). Этого допустить нельзя, цирками должны руководить творческие люди, прошедшие «огонь и воду» цирковой карьеры. Цирк как искусство изначально вырос из выступлений уличных артистов, балаганов и конного спорта. Но последние десятилетия идет тенденция усложнения и удорожания оборудования. Цирк пытается конкурировать с другими жанрами искусства, интернетом. Характерным примером является творчество Дэвида Копперфильда и его последователей. Цирк постепенно превращается в элитарное зрелище, доступное не каждому зрителю. В 1984 году появился канадский цирк «Дю Солей» («Цирк Солнца»), вдохнувший новую жизнь в цирковое искусство. От традиционного цирка он отличается синтетическими представлениями, где цирковое мастерство соединяется с музыкой, причудливым дизайном и хореографией, а также принципиальным отказом от номеров с использованием животных. Считается, что канадцы вдохнули новую жизнь в цирковое искусство. Это очень затратные и дорогостоящие представления, только оборудование для которых стоит миллион долларов, а общая стоимость измеряется десятками миллионов. Минимальная стоимость билетов составляет сто долларов. Участвуют в них в основном бывшие советские и китайские артисты, используются музыкальные и световые эффекты. Именно этот цирк стал инициатором шумной пропагандистской кампании «зеленых» против дрессировки и дрессировщиков. По мнению Алексея Григорьевича, многие упреки критиков в жестокости дрессировщиков справедливы. Но не все номера готовятся с использованием боли, дрессировщики стараются использовать естественные привычки и инстинкты животных. И речь идет не только о цирке Юрия Куклачева. Например, медвежат берут в цирк уже в два месяца, дрессировщик старается постоянно быть рядом, даже спит в специальном сверхпрочном костюме. Медвежата должны считать его как бы членом семьи. Он с ними гуляет и приучает к себе. Даже, казалось бы, элементарный проход лошадей вокруг манежа готовится несколько лет, при этом животным не причиняют боль. Если прекращать номера с лошадьми, то надо запрещать и конный спорт – как бега, так и выездку. Так же долго дрессируют слоних: самцы опасны для дрессировщика. Алексей Григорьевич показал нам помещения, в которых отдыхают животные. Лошади, ламы и верблюды спокойно позволили их фотографировать – очевидно, их успокоила жара. Они полусонно смотрят на нас. Животным негде в цирке гулять, только на манеже во время тренировок. Хищников сейчас в нашем цирке нет. Одной из главных проблем цирка, в том числе и нашего, являются материальные. Тигру необходимо в день давать9 кг мяса, да и остальных хищников тоже содержать накладно. Огромные суммы приходится платить за коммунальные услуги. Да и налоги высоки. Сейчас вместимость нашего цирка — полторы тысячи человек, а раньше было вдвое больше: с недавних пор запрещены стоячие места из-за опасности обрушения галерки. Персонал тоже сократили – сейчас в цирке работают 115 артистов, раньше было 140. При этом в Одесском цирке уже 20 лет работает студия для детей, куда берут с девятилетнего возраста. Уже выпущено десятки номеров европейского качества. В Киеве работает Академия эстрадно-циркового искусства, ежегодно выпускающая десятки молодых артистов. Алексей Григорьевич с сожалением констатирует, что из-за материальных трудностей появилась тенденция, что артист ездит по городам лишь с чемоданчиком реквизита, а раньше творческие бригады составляли 150 артистов с 9-15 вагонами оборудования. Сейчас максимальная бригада 30 человек. Но в целом он полон оптимизма. Цирк – самое честное, самое искреннее искусство. Зрителя невозможно обмануть трюками, даже если за дело берутся иллюзионисты. Но акробат должен честно выполнять трюки. По мнению Алексея Григорьевича, именно поэтому цирк пока еще не мафиозен. Здесь все решает мастерство и искренность артистов. Не хочется, чтобы он превратился в чисто зрелищное варьете со столиками для посетителей. Хочется верить, что цирк не умрет, а будет развиваться и дальше. Как поется в хорошей песне, Show must go on! Представление должно продолжаться! Автор — Леонид Кучеренко СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: 8 декабря 2023: Итальянец-основатель, подготовка как у морпехов и павший за Украину солист: в Одессе отмечают вековой юбилей балетной труппы Оперы (фото) 1 июня 2023: Старик, неадекватный контрабасист и 16-летний жиголо: многогранный талант артиста лучшего одесского театра (фото) 30 марта 2023: Привет от Фантома? Пожар в Украинском театре Одессы стал восьмым по счету в его истории — последствия неприятные, но исправимые 10 февраля 2022: Люстра Одесской оперы засияла, как новая (фоторепортаж) |
Статьи:
21:02 Королевы льда и Instagram: как «Сестры Кракен» из Одессы покорили хоккей и соцсети!
Одесский хоккей переживает ренессанс: в Украинской лиге дебютировала мужская команда «Шторм», а женская команда «Сестры Кракен» завоевала бронзу на чемпионате страны. Но этим их достижения не ограничились: один из рилзов команды уже собрал 15 миллионов просмотров! Читать дальше Думская в Viber |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||