На пересечении улицы Краснова и безымянного переулка расположилась своего рода выставка различных промтоваров: сельхозтехники, детских площадок, скамеек и прочей садово-уличной мебели. При более подробном рассмотрении «выставка» оказалась магазином изделий одесских пенитенциарных учреждений — тюрем и СИЗО.
Как выяснилось, в одесских «зонах» налажено серьезное производство прежде всего сельскохозяйственной техники — плугов, борон, культиваторов и всего остального, что можно прицепить к трактору.
«14-я колония — это, по большому счету, завод. Есть три литейных цеха. До кризиса 2008 года они работали в три смены, круглосуточно. Сейчас заказов меньше, часть мощностей простаивает», — рассказал нам один из надзирателей во время импровизированной экскурсии по «зоне».
По объемам производства сельхозтехники тюрьма запросто соперничает с ведущими украинскими предприятиями это отрасли. Оно и понятно, ведь себестоимость продукции в колонии намного меньше, поскольку используется труд заключенных, а им платят совсем не те деньги, что свободным рабочим.
Кроме сельскохозяйственной техники, в тюремных цехах делают садовые скамейки, детские площадки с металлическим каркасом, простую мебель «советского» дизайна, мангалы, тротуарную плитку и даже солнечные элементы для нагрева воды.
В небольшом павильончике под звучной вывеской «Товары казенного дома» — постельное белье, трикотаж, одежда, вышедшая из швейных цехов женской колонии, а также то, что называется «художественно-прикладным творчеством осужденных». Речь идет о деревянных, ручной работы, шахматах, нардах, шкатулках, статуэтках и изделиях попроще — различной кухонной утвари.
«Заключенным есть чем заняться, и труд не остается безрезультатным. Все эти вещи — ручная работа, которая пользуется очень большим спросом. Мастера чаще всего выходят раньше своих сроков по амнистии, а потом на воле не засиживаются без работы и без куска хлеба с маслом. А те, кто на производстве занят, — получают зарплату, меньше чем на воле, но все равно свой кусок хлеба имеют», — делится продавец Андрей, скуластое лицо, короткая стрижка и напряженный взгляд которого выдают знакомство с тюремным трудом не понаслышке.
В 14-й колонии заключенные, занятые на производстве, пользуются относительной свободой. Да, их охраняют и конвоируют, но не слишком строго. По территории колонии они перемещаются почти без ограничений. Заработанные деньги тратят на сигареты, продукты, слушают радио, смотрят телевизор. Многие откладывают заработанное и по окончании срока оказываются с немаленькой суммой денег в кармане, что помогает заново обустроиться в жизни.