Сегодня в рубрике «Наша индустрия» — рассказ о вагоноремонтных мастерских коммунального предприятия «Одесгорэлектротранс». Когда-то ремонтное производство одесских трамвайщиков располагалось на Водопроводной и носило гордое звание завода. Но в помещении, где десятилетиями латали и модернизировали одесские трамваи, сейчас находятся гостиничные номера отеля «Токио Стар» известного темного бизнесмена. Ремонтный завод переехал в бывшее депо имени Ильича на Молдаванке и был понижен в статусе до уровня мастерских.
Здания трамвайного депо на Алексеевской площади были построены еще в 1912 году бельгийскими концессионерами. Кирпичные постройки в стиле промышленного модерна, характерные для многих производственных зданий того периода, с годами не теряют своего шарма — особенно на контрасте с унылыми бетонными параллелепипедами «промзон» советского периода и современными металлоконструкциями. По мнению нашего фотохудожника Алексея Кравцова, сюда смело можно водить экскурсии — причем не прекращая работу ремонтников.
Основной вид деятельности мастерских — капитальный ремонт пассажирских и служебных трамваев. Здесь 26 рабочих и четыре инженерно-технических сотрудника. Руководит всем этим хозяйством Дмитрий Евменьевич Рыборак, который с удовольствием провел для нас маленькую экскурсию по своим владениям.
Обстановка в цеху никак не напоминает «гигант индустрии». Тут нет длинных рядов токарных и фрезерных станков с числовым управлением и прочих высокотехнологичных роботизированных линий. В просторном цеху стоят самые обычные металлорежущие станки, сварочные аппараты и другое необходимое оборудование. Весь этот «теплый ламповый heavy metal» и довольно неспешный ритм отлично гармонирует с архитектурой столетних зданий.
К каждому трамваю тут индивидуальный подход, поэтому чувствуешь себя не на заводе, а скорее в реставрационной мастерской. Здесь есть все необходимое для того, чтобы дать новую жизнь потрепанным одесскими улицами и пассажирами трамваям. Им полностью латают кузова, ремонтируют двигатели и электрооборудование, восстанавливают колесные пары.
В соседнем цеху — очередь вагонов, которые пришли на капиталку. Царапины и вмятины от мелких ДТП, облезшая краска, отпавшие куски обшивки — этот трамвай явно «видал виды». Трудно представить, что еще совсем недавно он возил пассажиров. Теперь кузов разберут буквально до остова, сделают новый новый «скелет» из металлоконструкций, на который потом нарастят «кожу» наружной и внутренней обшивки.
«Восстановить можно практически любой трамвай. Другое дело, есть ли смысл это делать», — говорит Дмитрий Евменьевич.
Сейчас одесситы ездят на относительно новых трамваях «Южмаша» и видавших виды чешских «Татрах» — самые первые экземпляры скоро отметят свое 50-летие. А в качестве служебных до сих пор трудятся вагоны, выпущенные в середине прошлого века.
Кроме восстановительных работ, ремонтникам приходится выполнять и особые задания. Например, сейчас город покупает за границей десять подержанных вагонов. Первым делом они приедут сюда, и их «перешьют» с узкой трамвайной колеи на нашу широкую. А в соседнем цехе Дмитрий Евменьевич с гордостью показывает кузов «тяни-толкая» — специального вагона с двумя кабинами и дверями на обе стороны. В прошлом году здесь сделали два таких — для линии пятого трамвая, оставшегося без аркадиевского кольца. Сейчас, с открытием нового поворотного круга между Аркадией и улицей Посмитного, необходимость в них отпала.
Помимо кузовов, в мастерских капитально ремонтируют двигатели, электрооборудование и колесные пары. Колеса у трамваев стальные, и «менять покрышки» приходится нечасто. Однако из-за плохого качества городских трамвайных путей страдают реборды — торцевые выступы, которые удерживают вагон на рельсах и направляют его на стрелках и поворотах. Здесь их наваривают, обтачивают и доводят до нужной толщины.
Из двух колесных пар собирают «тележку», на которой устанавливают тормоза и два электродвигателя. На каждый вагон приходится две таких тележки, весом по три с половиной тонны каждая. Суммарная мощность двигателей трамвая — 180 киловатт, или 245 лошадиных сил, а масса вагона — 17 тонн.
Двигатели ремонтируют здесь же, на специальном участке. Если линия ремонта кузовов — это «царство железа», то здесь — «царство меди». При напряжении в контактной сети 600 вольт через щетки и обмотки каждого двигателя проходит ток силой 75 ампер, а всего электрооборудование трамвая должно выдерживать нагрузку до 300 ампер. Ремонт такой техники — дело непросто и ответственное.
Ежемесячно рабочие и инженеры мастерских капитально ремонтируют в среднем два вагона. Помимо трамваев, здесь восстанавливают корпуса троллейбусов, а также помогают специалистам депо проводить плановое обслуживание ТО-2, которое делают через каждые 20 тысяч километров пробега.
Экскурсия закончена. Дмитрий Евменьевич, как радушный хозяин, провожает нас до ворот: «Коллектив у нас хороший, люди опытные. Текучки нет, главное, чтобы была работа. Сейчас руководство купило материалы, есть все необходимое — значит, будем трудиться »
На прощанье спрашиваю: «Говорят, что люди, которые работают на мясокомбинате, колбасу не едят. Скажите, вы не боитесь ездить на трамваях?»
«Нет, не боюсь, — хитро улыбается начальник мастерских. — Но вообще я на 191 маршрутке езжу. Очень удобно, от дома прямо до работы получается».
Автор — Сергей Дибров, фото Алексея Кравцова