«Думская» запускает новый проект, посвященный малоизвестным, а то и неизвестным одесским музеям. Самые интересные из них - при высших учебных заведениях. Первым мы посетили зоологический музей национального университета имени Мечникова. Паноптикум располагает огромной коллекцией — более 56 тысяч экспонатов — и входит в десятку лучших зоомузеев планеты!
Единственным разочарованием во время нашей экскурсии стало полное неведение студентов биофака, в корпусе которого находится собрание, о месте его расположения. Молодые люди лишь пожимали плечами. В конце концов дорогу указал консьерж. «Да не знают они ничего, им теперь, кроме айфонов, ничего не интересно», — сокрушается он.
Представленные в музее экспонаты заинтересуют даже самого привередливого и испорченного прогрессом посетителя. Заведующий Владимир Лобков берет в руки советскую указку, и мы начинаем наше путешествие по миру морской и сухопутной фауны
Музей был открыт одновременно с университетом в 1865 году на базе кабинета естественной истории Ришельевского лицея. Он стал учебной и научной базой биологического факультета.
Первые экспонаты — скелеты ископаемых животных и огромную коллекцию насекомых — привез из экспедиций российско-финский зоолог и палеонтолог Александр Нордман, который работал в Одессе и даже одно время заведовал университетским ботсадом. Внес свою вклад и гениальный Илья Мечников, подаривший коллекцию человеческих черепов. Большинство было найдено археологами и принадлежит древним людям, но крупная табличка с инициалами Мечникова у одного из них заставляет задуматься посетителей – не он вмещал некогда мозг лауреата Нобелевской премии?
Во время Великой Отечественной войны, спасая экспонаты от цепких лап оккупантов, сотрудники университета проявили недюжинную изобретательность. К примеру, коллекцию бабочек они замуровали в нишах стен главного университетского корпуса на Дворянской. Но часть коллекции все же была утрачена.
«После войны в музее была огромная груда костей. Многое мы так и не смогли восстановить. От скелета вымершей стеллеровой коровы (морское млекопитающее отряда сирен, достигавшее до 10 метров в длину; музеи мира располагают всего несколькими полными скелетами этого животного) и бегемота остались только головы. А скелет слона пришлось собирать из двух разных», — говорит Владимир Алексеевич.
После войны музей продолжил развиваться. Фонды богатели благодаря выпускникам университета и его друзьям со всех концов страны. Самый ценный подарок – 29-метровый скелет голубого кита — подарили китобои знаменитой флотилии «Слава». Млекопитающее добыли еще в 1949 году, а экспонировали только в день столетия со дня рождения Владимира Ильича Ленина, в 1970-м. Все эти годы скелет был прикопан в Ботаническом саду для расщепления остатков жиров, потом его разбирали по косточкам, чтобы смонтировать в главном зале музея.
Работники «Антарктики» подарили учреждения чучела 15 видов акул, морского дьявола, рыбу-луну, ядовитую рыбу фугу, громадного тунца, выловленного в дельте Дуная в 1956 году, и много других редких экземпляров.
В отделе птиц большинство экспонатов подарены одесским и николаевским зоопарками. Здесь можно увидеть большую коллекцию пингвинов, все четыре ныне живущих подвида страусов (быкновенный, масайский, сомалийский, южный), экзотических попугаев, колибри и маленькую, но очень ценную уточку гагу.
«У ее пух самая низкая теплопроводность, поэтому из него делают снаряжение для космонавтов и полярников. Птица гнездится в тундре, но бывает в Очакове и на Кинбурнской косе», — рассказывает Владимир Лобков.
Тут же нам показали и спрятанную в фондах музея серийную коллекцию лисьих черепов, которая характеризует региональные особенности одного вида. Музейщики называют ее уникальной. Отдельно стоит отметить легендарную шпанскую мушку — этот жучок из семейства нарывников с глубокой древности до XX века применялся в качестве стимулятора потенции. Эдакая «Виагра» доиндустриальной эры.
К слову, экспонированные экземпляры – всего лишь верхушка айсберга. Более 48 тысяч (из 56 тыс имеющихся) сокровищ биофака спрятаны в фондах, которые, ввиду отсутствия специального хранилища, разбросаны по кабинетам и лекционным залам.
Среди экспонатов, скрытых от глаз посетителей — необычной формы череп рапануйца — аборигена острова Пасхи.
«Выставить мы его не можем, так как он расколот и не имеет выставочного вида», — поясняет нам экскурсовод.
Интересны и шкафы для хранения экспонатов. Раритетные ящики помнят, наверное, еще самого Мечникова, но менять их не спешат. Это, дескать, музейный колорит. «Во-первых, денег на покупку новых нет, да и не сделают сейчас лучше», — говорит лаборант Юрий Суворов.
С финансированием в музее туго – давно нуждается в замене протекающая крыша, а сотрудники уже который год грезят о системе кондиционирования: из-за несоблюдения температурного режима ссыхаются и трескаются некоторые экспонаты. Насекомые портят чучела животных, на обработку которых тоже не хватает средств. Музейщики выкручиваются как могут: «Современные методики стоят дорого, так что мы опрыскиваем их «Рейдом», — поясняет Владимир Алексеевич.
Усложняют жизнь сотрудникам музея и хулиганистые посетители, которые так и норовят прихватить что-нибудь на память. Среди украденных экспонатов – рыба, которую достали из банки с формалином, черепаха и два чучела медвежат. Последними воры потом пугали пляжников.
Но, конечно, нечистых на руку посетителей — абсолютное меньшинство. В основном сюда ходят люди приличные. А бывает, в гости к зоологам заглядывают важные особы. По этим залам бродил когда-то нынешний кубинский лидер Рауль Кастро, а первый секретарь Волгоградского обкома после посещения музея презентовал университету убитых им на охоте сайгаков. А музейная антилопа первоначально предназначалась для Леонида Брежнева. «Ее подарил генсеку премьер Индии Джавахарлал Неру. Но в дороге животное погибло и его выгрузили в Одесском порту», — рассказал нам Юрий Васильевич.
Сегодня, в отличие от советских времен, представители власти в музее – редкие гости. «Из нынешних не было никого, кроме Боделана и Гриневецкого», — продолжает музейщик.
Впрочем, попасть сюда непросто – только предварительно записавшись на экскурсию. Группы по 15 человек пускают в музей несколько раз в неделю. «Зато 27 апреля у нас намечается день открытых дверей. Приходите, будем всем рады», — приглашает Лобков.
Автор — Надежда Маркевич, фото — Александр Гиманов