Балтская райгосадминистрация приступила к сбору и изучению документов, касающихся трагической гибели майора авиации Николая Козлова, который в апреле 1986-го года ценой своей жизни предотвратил падение самолета МиГ-21 на город Балту.
Как рассказал «Думской» глава РГА Василий Бабанский, после выяснения всех деталей трагедии администрация намерена представить пилота к званию Героя Украины (посмертно).
«Мы подадим документы в комиссию по наградам облгосадминистрации, а та, рассмотрев их, примет решение, направлять или нет представление Президенту Украины», — отметил чиновник.
Летчик, повторивший подвиг Бориса Капустина и Юрия Янова (этому событию посвящена песня «Огромное небо» на стихи Роберта Рождественского), родился в селе Холодное Белгородской области РСФСР 4 октября 1957 года. С самого детства Николай Козлов мечтал о небе и самолетах.
В 1974 году поступил в Армавирское высшее военно-авиационное училище войск ПВО, которое окончил в 1978 году. К 1986 году майор Козлов, летчик инструктор 1-го класса, налетал уже 1500 часов, считался опытнейшим пилотом…
День 17 апреля выдался солнечным. Козлов с товарищем получили приказ перегнать с одного аэродрома на другой два старых МиГ-21, которые собирались списать. Прямо над Балтой у истребителя Николая отказал двигатель. Вместо того, чтобы катапультироваться, офицер решил отвести машину подальше от города. Он еще мог спастись, когда пролетал над окраинами райцентра, но там – нефтебаза и склады с 400 тоннами аммиака. В конце концов, летчик направил МиГ на плантацию черной смородины совхоза «Балтский»… Потом это поле назовут его именем. У майора Николая Козлова остались жена и новорожденный сын.
«Я была на огороде с мужем, когда он падал, ломая тополя. Потом бахнуло, — вспоминает жительница поселка Белино Татьяна Солопейко. – Я бросилась к телефону, чтобы сообщить в воинскую часть».
«Там, где он упал, была глубокая яма, куски самолета. Из останков, насколько я помню, нашли только руку с часами», — рассказывает еще один очевидец, в 1986-м году служивший в балтской в/ч. По его словам, после трагедии военнослужащие собрали деньги и отправили их семье Козлова – вместе с письмом- благодарностью за сына. А коллектив местного молочноконсервного комбината установил на могиле майора скромный памятник, который уже в наше время пострадал от вандалов, укравших звезду с обелиска и ограду.
К слову, официально о результатах расследования авиационной катастрофы нигде не сообщалось. Ничего не сказали даже родителям парня. В балтском краеведческом музее хранится письмо, которое прислала в город через месяц после трагедии мать героя: «Муж пытался выяснить в Майкопской военной части. Пока ясности нет. Дело расследует Москва. В части Коля числится живым Нам сказали, что виновные в его гибели понесут ответственность. Но это не то, чего бы мы хотели. В нашем большом горе легче нам не станет Ни единой бумаги отцу Николая на руки не дали. Извините за почерк. Глаза затуманены слезами. Мне, матери, особенно трудно. Сколько болезней я перенесла, сложную операцию, а гибель сына совсем подкосила. Валентина Даниловна Козлова».
Спустя год Балту посетил отец Николая. Он встречался с сотрудником райкома Иваном Ковалевым и рассказал ему, что устал ходить по кабинетам и добиваться правды. В 1991-м году Козловы прислали в Балту последнее письмо. Увы, и тогда, спустя пять лет после смерти сына, они ничего не знали о причинах катастрофы.
Светлана Кондратюк, специально для «Думской»