А, собственно, что здесь комментировать? Стихийное бедствие. Что могла сделать власть в данном случае? Заковать всё побережье области в бетон? Это, кстати, только ухудшило бы ситуацию.
Берег держат деревья — маслины наши по склонам не зря рассажены, у них широкая и глубокая корневая система. Но и деревья не дают стопроцентной защиты от оползней: затяжные дожди и шторма всё равно «едят» берег.
Подпорные стенки — довольно дорогое удовольствие. У нас они и в городе-то не везде есть (а где есть — чаще всего ставились ещё при Союзе). А уж область или местные сельсоветы на такие траты точно вряд ли пойдут.
Нет, не удержат там подпорные стенки, структура грунта слишком сложна. Специальные конструкции, плюс уположение склонов могут помочь. Но это, во-первых, огромные деньги, а во-вторых потеря диких участков прибрежной полосы в их первозданном виде. Так что лучший выход не строить там ничего.
Расположение? Очистные сооружения. С правой стороны от спуска трубы к морю. Там когда снимали "Ликвадицию", кадры с выездным лагерем для подготовки женщин-военных к отстрелу уголовников. До Санжейки ещё около 3-4 километров. На фото виден дом вверху немного слева, который построили практически в голом поле. Вот это и начало Санжейки.
Вот так вот купишь домик у моря, а он в море сползет. От одного бывшего чиновника-инженера знаю что многие новые застройки под Одессой произведены в потенциально оползневых зонах. При этом по документам все в порядке «мол строить можно».
Валится склон и правильно делает. Он и должен валиться, чтобы пляжи формировались. Речного песочка не напасешься (вон уже Куяльник загубили добычей песка), а нормальный для наших берегов песок как раз из таких обвалов и формируется в значительной степени. Каждая подпорная стенка «ворует» весок и приводит как раз к дефициту песка и ускорению разрушительных процессов. Просто строить не надо на берегу ничего. Да, предположим центр Одессы — строился как береговая крепость, памятник архитектуры и т.д., без вариантов центральную часть надо защищать. А разные пригороды и прибрежные села — пошли оползни, надо просто эвакуировать опасные улицы и будет стоить это в десятки раз меньше, чем миллионные программы по укреплению, которые заведомо оборачиваются природной катастрофой.
Лузановские пруды (93 га) и 67 га территории санатория им. Пирогова включили в природоохранный фонд Национального парка «Куяльницкий». Земли остаются в собственности Одессы и войдут в зону стационарной рекреации, где допускается размещение санаториев, гостиниц и мотелей при соблюдении экологических требований и согласовании с администрацией парка.
При этом город сохранит доступ к водоемам и санаторной инфраструктуре. Директор департамента экологии и природных ресурсов Одесской ОВА Ирина Шатохина пояснила, что сейчас устанавливают границы парка.