В украинском обществе и политикуме разворачивается дискуссия по поводу очередной азарбайджанско-армянской войны в Нагорном Карабахе и того, как относиться к ней Украине и стоит ли вообще как-то реагировать. Как это часто бывает, точки зрения высказываются самые полярные. Кто-то настаивает, что мы должны занять сторону Баку и оказать Азербайджанской Республике, официально являющейся нашим стратегическим партнером (вместе с союзной ей Турцией), всемерную поддержку, включая военную. Кто-то, наоборот, говорит об исторической правоте Армении и что, мол, Украина должна вступиться за армянский народ, которому военная победа Азербайджана грозит чуть ли не повторением кровавых событий 1915 года. Третьи, и их немало, уверены, что единственно правильной позицией будет сохранение нейтралитета: мол, не наша эта война, поэтому надо призвать стороны сесть за стол переговоров и этим ограничиться.
Полагаю, что рациональные зерна есть во всех этих мнениях. «Как так», — спросите вы? Давайте разбираться.
Прежде всего юридический, международно-правовой аспект. В своей внешней политике Украина, по понятным причинам, последовательно отстаивает принцип нерушимости границ. Из-за этого, в частности, мы до сих пор не признали и не собираемся признавать независимость Косова, несмотря на то, что это сделали все наши западные союзники и партнеры. В случае с карабахской проблемой Украина всегда настаивала на мирном ее разрешении, но при обязательном сохранении территориальной целостности Азербайджана. Это раз.
Два – это то, что Азербайджан и Турция, которая его поддерживает и воюет в Карабахе, были и остаются важнейшими экономическими и военными партнерами Украины. В последние годы Азербайджан стал главным экспортером нефти в нашу страну, благодаря чему мы смогли практически отказаться от поставок «черного золота» из враждебной России. Внушительный товарооборот у Украины и с Турцией. Кроме того, с Анкарой у нас еще и военное сотрудничество: Украина приобрела шесть знаменитых ударных беспилотников Bayraktar, которые весьма эффективно действуют уже на третьей войне. И, надеюсь, не собирается останавливаться на достигнутом. В свою очередь украинские предприятия поставляют турецким двигатели для беспилотных систем. Ведутся переговоры о совместном строительстве военных кораблей. В общем, таких партнеров еще поискать надо.
С Арменией даже близко подобных отношений нет. Это государство – сателлит Российской Федерации, союзник страны-агрессора по блоку ОДКБ. После захвата россиянами Крыма оно проголосовало против резолюции ООН, которая подтверждает суверенитет и территориальную целостность Украины в ее международно признанных границах. И в дальнейшем армяне последовательно выступали против всех резолюций, которые так или иначе затрагивали интересы России и осуждали ее агрессивные действия в отношении Украины. В дипломатии есть принцип взаимности, согласно которому одно государство может и даже должно относиться к другому так, как оно относится к нему. Иначе уважать не будут. Согласитесь, Армения сделала все, чтобы настроить Украину против себя, и никакого морального права не имеет осуждать нас за поддержку Азербайджана. Хотите настоящей дружбы? Прекратите дружить с нашими врагами и осудите агрессию!
С другой стороны, не стоит забывать, что пророссийскость Армении навязана ей Москвой. Эта страна, по сути, является жертвой имперской политики РФ. Россияне контролируют довольно слабую армянскую экономику, держат там немаленькую военную базу, даже на границах и в ереванском аэропорту несут службу российские пограничники. При таком раскладе любой шаг в сторону может оказаться фатальным для небольшого кавказского государства. Уж мы-то знаем цену российской дружбы.
Что же касается Карабаха, то тут важно понимать, что отличий от ситуации с Крымом и Донбассом там больше, чем сходства. Во-первых, это, действительно, часть армянской этнической территории, они автохтоны на карабахской земле. Во-вторых, сейчас, в силу исхода, как вынужденного, так и добровольного, азербайджанцев, армяне составляют почти 100% населения бывшей автономной республики. Победа Баку, хотя, судя по всему, до нее пока далеко, создает серьезную угрозу для этих людей. Я не хочу произносить слово «геноцид», но Азербайджан до сих пор не поделился своими планами насчет реинтеграции отвоеванных земель. Не забывайте, что это авторитарное государство с непредсказуемым и неконтролируемым лидером, репрессивным аппаратом и прочими неприятными штуками. Вряд ли стоит ожидать от него мягкости и толерантности в отношении тех, кого оно считает исконными врагами. Одно это должно удерживать Украину от однозначной поддержки военных авантюр режима Алиева.
Еще один важный момент. Армянская и азербайджанская общины в Украине довольно многочисленны и влиятельны. Обе существуют с незапамятных времен. Встать на сторону кого-то в конфликте – значит, потерять лояльность другого. А еще ж всегда есть риск столкновений между диаспорами здесь, в нашей, не самой спокойной, стране. Надо ли нам это? Думаю, ответ очевиден.
Мне кажется, Украина должна относиться к этой войне максимально взвешенно и спокойно. Военную помощь Азербайджану оказывать категорически нельзя, но требовать урегулирования конфликта на принципах восстановления территориальной целостности этого государства надо. Также необходимо предостеречь официальный Баку, что необдуманные радикальные шаги по «наведению порядка» в Карабахе, если он снова будет контролироваться азербайджанцами, могут повлечь за собой охлаждение наших отношений. Вообще, следует заявить о недопустимости нарушения прав человека, причем не только в зоне конфликта. Армении же, наверное, стоит напомнить о принципе взаимности и о том, что Украина крайне негативно расценивает ее следование в курсе российской агрессивной политики. Ну и о нерушимости границ тоже.
И напоследок еще раз об аналогиях. Повторюсь, Крым и оккупированная часть Донбасса – даже близко не Карабах. До войны состав населения в этих регионах не особо отличался от такового в остальной Украине, разве что на полуострове было больше русских. Но в нашем противостоянии, в отличие от армяно-азербайджанского, этнического измерения почти нет (его усиленно навязывает, но без особого успеха РФ), и русские Украины в большинстве своем поддерживают территориальную целостность и независимость страны. Убери фактор Москвы – а это, понятно, главное условие победы – и пророссийскость, где она есть, исчезнет за считанные годы. Уверен, что после победы Украины реинтеграция будет быстрой и не потребует радикальных шагов, тем более что радикалов у нас не любят и во власти они не представлены. Максимум придется депортировать российских переселенцев, но земли в России много, есть Сибирь, будет где обосноваться.
Словом, карабахский конфликт – это не та история, где Украине нужно махать шашкой, однако и совсем самоустраняться не стоит. Внешняя политика должна быть разумной и предсказуемой. А вообще, Карфаген, то есть Кремль, должен быть разрушен.
Автор – Олег Константинов, главный редактор «Думской»