сов_1



Мошул: в придунайском селе отметили григорианское Рождество «шаманскими» плясками с чудищами и дембелями  


Корреспондент «Думской» побывал в селе Орловка Ренийского района, чьи жители — православные молдаване — весьма необычно отмечают григорианское Рождество.

Огромное четырехметровое чудище под крики и улюлюканье толпы медленно передвигается по площади. «Мошул, мошул», — загудел народ, увидев процессию. Верхняя часть наряда Мошула (в переводе с молдавского «Дед») представляет собой большую шаманскую маску, сшитую из шкур животных. Она начинается от живота, имеет прорези для глаз и выглядит очень воинственно. Высокий верх украшен цветами, блестящими елочными украшениями и длинными разноцветными лентами. На поясе «шамана» висят большие приспособления, которые издают очень своеобразный звук, похожий на велосипедный звонок. Для того, чтобы эти штуки «заговорили», Мошул делает движения бедрами, похожие на танец живота.




Несут и поддерживают странное создание полтора десятка дембелей в расшитой по старой армейской традиции униформе. Навстречу им с другого конца села двигается такая же процессия — со своим Мошулом. Через несколько минут они сходятся, и начинается диковинный танец. Мошулы то соприкасаются лбами, как будто секретничая друг с другом, то откидываются назад, словно получая удар по маске.

Пока Мошулы общаются, молодые парни в форме, положив руки на плечи друг другу, танцуют вокруг чудищ заводные молдавские танцы. Некоторые со всей дури бьют о землю «мачуке» — большими плетеными приспособлениями, похожими на огромные веники. Таким образом они изгоняют из села злых духов. Это, напомним, происходит в центре Европы!

Заводная молдавская музыка, удары мачуке, танцы и крики толпы сливаются в какофонию. Наконец танец Мошулов заканчивается. Открывают шампанское. Взлетают пробки, и зрителей обдает пахучими брызгами. Шаманы обмениваются пенным продуктом и вливают в себя содержимое бутылок. Далее следует ритуальный обмен подарками — бутылкой кефира, водяным пистолетом, семейными трусами и календарем. Закончив с ними, Мошулы и их сопровождающие обращаются к сельскому голове, выпрашивая у него подношение. Скупиться не положено, и примар открывает кошелек. После этого начинается кульминационное действие – «битва». Дембеля снова поднимают своих Мошулов и обе группы сходятся лоб в лоб. Они толкают друг друга, пока одна из масок не упадет. Потерявшая Мошула сторона считается проигравшей. Победители получают барашка, которого забивают, чтобы приготовить из него традиционную каварму (блюдо из тушеного мяса).

Накануне ночью молодые парни села ходили от дома к дому, выпрашивая вино и еду. Колядующий может взять со двора все, что захочет (в разумных пределах), поэтому утром на празднике многие увешаны прищепками и гроздьями горького красного перца. У некоторых на головных уборах приколоты белые цветочки. Это означает, что юноша нравится незамужней девушке и та приколола ему этот знак. Иные молодые люди носят по два-три цветочка: видать, пользуются успехом.

Вот такие события происходят в Орловке каждое 25 декабря. Что характерно, местный люд - прихожане Украинской православной церкви, и Рождество отмечают 7-го января. Однако святочные гуляния у них начинаются по григорианскому календарю, что, кстати, не приветствуется церковными властями.

«Так повелось с периода, когда эта территория была в составе Румынии — Румынская православная церковь живет по новоюлианскому календарю, и Рождество у них 25 декабря, — говорит сотрудник кафедры археологии и этнологии Одесского университета, доктор исторических наук Александр Пригарин. — В самом же обряде ничего сверхординарного нет. Это вариант знакомого всем нам колядования с ряжеными персонажами — «дедом», «солдатом» (те самые дембеля) и другими. Но орловцы творчески переработали ритуал, развили его, дополнили своими элементами. Получилось необычно, хотя к христианству это никакого отношения не имеет».

Праздник не раз пытались отменить, особенно в советское время. Тогда за то, что допустили «шабаш», даже снимали секретарей райкома и председателей колхоза. Сейчас с традицией пытаются бороться церковники. Но тщетно: орловцы — народ упертый. В будущем они надеются превратить Мошула и другие особенности местной этнографии в замануху для туристов. Чтобы зарабатывать. Что ж, отличный план.

Автор — Сергей Смоленцев

 





















































































Т.А.
Забавно! )А жители села молодцы, сохраняют традиции!
   Ответить    
сам-борец
Какая-то полупьяная клоунада.Сомневаюсь, что кто-то из этой военизированной попойки был в АТО. Намного зрелищней было бы, если  они были в национальных костюмах.
   Ответить    
Suprug
Suprug   страна по ip - od 26 декабря 2016, 22:33     -3      
Синева…
   Ответить    
   Правила


6element
Реклама


        

25 января
23:51
8 коммент.
Горе-мать закрыла детей в квартире и пошла отдыхать с друзьями: один из мальчиков звал на помощь и пытался выпрыгнуть с четвертого этажа фотографии
18:23
32 коммент.
В одесской налоговой после турникетного скандала конструкцию убрали
18:11
4 коммент.
Мудрая простота: в Одесском художественном музее показали «внимательно живущего» Маринюка  фотографии
15:17
28 коммент.
На Таирова тоже перекрывали движение: активисты вместе с Зе-нардепом протестовали против незаконной застройки зеленых зон фотографии видео
15:06
21 коммент.
Мэрия против электрозаправок: чиновники требовали демонтировать даже те зарядные станции, которые выдавали за «муниципальные»
14:28
Баскетбол: «Одесса» на последних секундах дожала «Киев-Баскет» фотографии
14:12
12 коммент.
Под Одессой спасатели откопали на побережье морской буй, приняв его за авиабомбу фотографии видео
13:08
55 коммент.
На поселке Котовского недовольные своим бытом жители новостроев перекрыли две улицы фотографии
12:38
4 коммент.
Минрегионразвития рекомендует присоединить к Одессе села Лиманского района фотографии
11:52

1 коммент.
Свитолина завершила выступления на Открытом чемпионате Австралии по теннису
11:34
32 коммент.
Под Одессой горе-инкассаторы потеряли по дороге пакет с крупной суммой денег онлайн опрос
11:17
2 коммент.
В Одесской области заработает система видеофиксации экзамена по вождению
09:00
10 коммент.
Кабмин назначил временного исполняющего обязанности АМПУ
00:33
16 коммент.
В Черное море вошел немецкий минный тральщик
00:28
145 коммент.
Зеленский взял курс на диктатуру: как далеко мы позволим ему зайти? (колонка главного редактора)

Эксимер
Реклама


Новости от НВ


США хотят заключить новую торговую сделку с Великобританией до конца года



Boeing 777X провел свой первый полет



Полузащитник сборной Украины принес победу своему клубу в матче чемпионата Бельгии видео




Статьи:

Врачи-СПДшники и бесплатные частные клиники: как реформа меняет медицинский рынок

Агент на каблуках работала на «черных»: «зрада» в одесском театре

Будущее областного архива: из синагоги - в банк?



Новости Одессы в фотографиях:









Мудрая простота: в Одесском художественном музее показали «внимательно живущего» Маринюка    
Мудрая простота: в Одесском художественном музее показали «внимательно живущего» Маринюка    
На Таирова тоже перекрывали движение: активисты вместе с Зе-нардепом протестовали против незаконной застройки зеленых зон 
Видео: На Таирова тоже перекрывали движение: активисты вместе с Зе-нардепом протестовали против незаконной застройки зеленых зон