Ведущие артисты одесского оперного театра распространили в СМИ заявление по поводу ситуации, сложившейся в творческом коллективе. Письмо подписали не только работники театра, но и известные руководители предприятий, представители общественности, творческие деятели. Публикуем текст заявления.
Защитим одесский оперный!
Мы, представители общественности Одессы, заявляем о своей глубокой обеспокоенности в связи с конфликтной ситуацией, возникшей после назначения и. о. директора Одесского оперного театра Проскурни Сергея Владиславовича.
Национальная опера — это не только символ Одессы, но и одно из самых знаковых учреждений культуры всей Украины. Поэтому внимание к нормальному развитию коллектива одесской оперы нам представляется чрезвычайно важным. И тот факт, что всего через пару месяцев деятельность новоявленного руководителя вызвала жесткое неприятие как у солистов, так и у оркестра театра, говорит о многом.
Основной вектор деятельности нового директора уже очевиден — разрушение постоянного творческого коллектива, в первую очередь, большого ансамбля солистов оперы, и перевод театра на модель использования его сцены как площадки для антрепризных спектаклей. Так, в одном из интервью С. В. Проскурня заявил, что из 290 спектаклей, планируемых на год, только 90 будут собственно театральные, все остальное — привозные проекты. Нет никакого сомнения, что это приведет к разрушению не только одесской оперы, но и в перспективе — знаменитой одесской вокальной школы, известной на весь мир и невозможной без функционирующей в городе на постоянной основе большой оперной труппы.
Действительно, одесская вокальная традиция знаменита во всем мире, и мы уверены в том, что столь неадекватная и непродуманная деятельность, какую позволяет себе С. В. Проскурня по отношению к этому по-настоящему заслуженному коллективу с давними прекрасными традициями, абсолютно недопустима. Немаловажен и тот факт, что г-н Проскурня не имеет ни базового профессионального образования, ни опыта работы с таким крупным театром. Как, впрочем, недопустима и его самоуверенно-хамская манера общения с ведущими артистами театра, многочисленные непрофессиональные и уничижительные заявления в адрес оркестра и солистов.
Уже в первые дни своего директорства С. В. Проскурня поставил общественность перед фактом перевода театра из разряда национального учреждения в разряд предприятий. Отсутствие четких, понятных мотивировок этого решения сразу же вызвало в коллективе подозрение о создании новым директором почвы для использования площадки одесской оперы в своих личных целях.
Это нашло подтверждение как в директорском бизнес-плане на будущее, объявленном Проскурней, так и в заявленных его «новаторских» начинаниях: театр должен быть прежде всего прокатной площадкой для разных, в том числе и крайне сомнительных проектов. Понятно, что в таком будущем нет места не только для одесских мастеров сцены, но и для регулярного репертуара театра как такового. И первый звонок уже прозвучал: в первую декаду июля театр оказался закрытым для зрителей, поскольку г-н Проскурня отдал все сценическое время на подготовку собственного международного проекта «Кармен», имеющего, кстати, крайне отрицательные отзывы после его осуществления и представления в других местах. Дальше — больше: весь (!) существующий репертуар театра на летний сезон снят. Сам факт закрытия театра для зрителя летом — в то время, когда в Одессе традиционно огромен спрос на спектакли оперного, особенно у гостей нашего города — совершенно возмутителен.
Должны отметить, что и многочисленные интервью С. В. Проскурни дают ясное представление о нем как о человеке агрессивном, не склонном ни к малейшим компромиссам, к тому же не разбирающемся в профессиональной сути вопросов, которые он пытается обсуждать. Невозможно слышать его постоянные обвинения в низком музыкальном уровне в адрес ведущих артистов театра — людей, пользующихся заслуженной любовью публики. Причем в этих обвинениях ярко видна не только его некомпетентность, но и склонность к обыкновенному вранью.
Понятно, что коллектив солистов оперы и оркестра на своих собраниях выразил недоверие директору. Да и сам факт многочисленных митингов коллектива театра и даже готовности к забастовкам, который просто беспрецедентен для одесской культурной жизни, с очевидностью говорит о невозможности для С. В. Проскурни занимать такой важный для культуры страны пост. Театр со столь славной историей и уникальными традициями не может быть отдан на откуп деятелю с сомнительной репутацией. В этой связи совершенно непонятна позиция министра культуры Украины г-на Вовкуна. Через несколько дней после начала массовых акций протеста министр, вместо того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, после блиц-визита Проскурни в Киев, издает указ о назначении бывшего и. о. генеральным директором и художественным руководителем театра — причем в обход установленной процедуры, в частности, без представления человека на эту должность от руководителя обладминистрации. Что это, как не оскорбление нашего богатого культурными традициями города?! При этом мы уверены, что решение сложных творческих процессов методом «через колено» неприемлемо не только в Одессе, но и в любом другом украинском городе.
Мы не можем допустить даже мысли об угрозе уничтожения понятия «одесский оперный», которое всегда было гордостью нашего города и страны. И мы настаиваем на немедленном отстранении С. В. Проскурни от должности директора одесской оперы, а также на том, чтобы при принятии решения о будущем директоре театра было обязательно учтено и мнение творческого коллектива.
Поливанова Г. А. Народная артистка Украины, профессор, академик, зав. кафедрой сольного пения Одесской музыкальной академии.
Литвак Б. Д. Создатель и руководитель Центра реабилитации детей-инвалидов, Почетный гражданин Одессы, Герой Украины.
Жванецкий М. М. Народный Артист Украины, Почетный гражданин Одессы.
Павлюк Н. П. Начальник Одесского морского торгового порта, почетный гражданин Одессы, Герой Украины.
Митрополит Одесский и Измаильский Владыка Агафангел, Почетный гражданин Одессы.
Филипчук В. С . Председатель Одесского областного Совета Мира, Почетный гражданин Одессы, Герой Украины.
Ботвинов А.И. Пианист, Заслуженный артист Украины.
ИГУМЕНЬЯ СЕРАФИМА Настоятельница Св.-Архангело-Михайловского монастыря, депутат Одесского горсовета
ХАИТ В.И. Вице-президент Всемирного клуба одесситов, главный редактор журнала «Фонтан»
Спивак Д.П. Лидер общественно-политического объединения «Справедливая Одесса»
Кохрихт Ф.Д. журналист, культуролог,главный редактор журнала «Дерибасовская –Ришельевская»
Коваленко Б.Н. Председатель Президиума Одесской областной коллегии адвокатов, Заслуженный юрист Украины
Сущенко Л.Л. Тележурналист, депутат Одесского горсовета
Гончар А.П. Народный артист Украины
Голубенко Г.А. Писатель, Заслуженный деятель искусств Украины
И ещё нужно обратить внимание на тот факт, что Проскурня, находясь в Одессе — полностью русском городе и по культуре, и по языку — разговаривает исключительно на украинском языке, тем самым он выказывает неуважение к языку и культуре нашего региона.
Комментировать можно только одно: дилетантов и карьеристов у нас много, а вот артистов работающих на энтузиазме и сохраняющих школу и традиции Одессы — мало. К счастью не так мало, как бы хотелось руководству и Министерству. Всячески поддерживаю смелость и твердость работников Оперного театра, за то, что отстаивают \«последние пристанища искусства\» в том, что осталось от Одессы Одесситы с Вами, наши Артисты!!!
Да, звучит набатно. Многие позиции обращения выглядят весомо. Может статься, что буду себя потом корить за неправильную гражданскую позицию, но пока все это окончательно не убеждает, уж больно известен бэкграунд нынешних событий. Вот еще какое мнение — даже если Проскурня — опасный дилетант, это никак не значит, что хороша противостоящая сторона. Оба хуже, как говорил эффективный менеджер Сталин. В целом ощущение от этой кампании против одного человека — самые гадостные. Я против дискредитации, саботажа и травли целым обществом одного человека, пусть он сто раз и заслуживает порицания. И возникают некие стойкие ассоциации. Если вчитаться в тексты, которые я сейчас приведу, то видно, что они тоже очень убедительны и гладки. Однако, здесь история уже все рассудила, и мы знаем, как и за что травили этих людей, как уничтожили и поломали их жизни. Я не то что не поклонник Проскурни, я просто ничего не знаю о его способностях и талантах, так же как и подавляющее большинство. Но когда видишь, как всем миром травят одного человека, не покидает ощущение стыда и брезгливости. И СРАЗУ ХОЧУ ОГОВОРИТЬСЯ КРУПНЫМ ШРИФТОМ, ЧТО Я ДАЛЕКА ОТ СРАВНЕНИЯ ПРОСКУРНИ С НИЖЕПРИВОДИМЫМИ ВЕЛИКИМИ ИМЕНАМИ! Показателен лишь подход. Все на одного. Охота на ведьм. И бессмертные методы, образцовые, хретоматийные. Статья против Шостаковича кажется довольно невинной, но за ней последовали письма деятелей культуры и разгром композитора (какое счастье, что он сумел найти способ дальнейшего существования! А ведь был на пороге самоубийства). Примечание для незнакомых с историей: после появления этих документов следовали масштабные кампании осуждения и уничтожения гонимых, и письма уважаемых граждан. А лозунг подписантов вошел в поговорку – «я автора не читал, но осуждаю». Итак, читаем. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — ЦК ВКП(б)отмечает, что издающиеся в Ленинграде литературно-художественные журналы «Звезда» и «Ленинград» ведутся совершенно неудовлетворительно. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Предоставление страниц «Звезды» таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции «Звезда» хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь как «Перед восходом солнца», оценка которой, как и оценка всего литературного «творчества» Зощенко, была дана на страницах журнала «Большевик». Журнал «Звезда» всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе. Как могло случиться, что журналы «Звезда» и «Ленинград», издающиеся в Ленинграде, городе-герое, известном своими передовыми революционными традициями, городе, всегда являвшемся рассадником передовых идей и передовой культуры, допустили протаскивание в журналы чуждой советской литературе безыдейности и аполитичности? …наши журналы являются могучим средством советского государства в деле воспитания советских людей и в особенности молодежи и поэтому должны руководствоваться тем, что составляет жизненную основу советского строя, — его политикой.
Из постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах «Звезда» и «Ленинград» 14 августа 1946 г. _ — — — — — — — — — — — — — — — -- — — Вместе с общим культурным ростом в нашей стране выросла и потребность в хорошей музыке. Никогда и нигде композиторы не имели перед собой такой благодарной аудитории. Народные массы ждут хороших песен, но также и хороших инструментальных произведений, хороших опер. Некоторые театры как новинку, как достижение преподносят новой, выросшей культурно советской публике оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». // Это музыка, которая построена по тому же принципу отрицания оперы, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реализм, пон
Окончание статьи/ Это музыка, которая построена по тому же принципу отрицания оперы, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова. Это — перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины» в умноженном виде. Это левацкий сумбур вместо естественной, человеческой музыки. Способность хорошей музыки захватывать массы приносится в жертву мелкобуржуазным формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приемами дешевых оригинальничаний. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо. // Опасность такого направления в советской музыке ясна. Левацкое уродство в опере растет из того же источника, что и левацкое уродство в живописи, в поэзии, в педагогике, в науке. Мелкобуржуазное «новаторство» ведет к отрыву от подлинного искусства, от подлинной науки, от подлинной литературы. // В то время, как наша критика — в том числе и музыкальная — клянется именем социалистического реализма, сцена преподносит нам в творении Шостаковича грубейший натурализм. // Композитор, видимо, не поставил перед собой задачи прислушаться к тому, чего ждет, чего ищет в музыке советская аудитория. Он словно нарочно зашифровал свою музыку, перепутал все звучания в ней так, чтобы дошла его музыка только до потерявших здоровый вкус эстетов-формалистов. Он прошел мимо требований советской культуры изгнать грубость и дикость из всех углов советского быта // Сумбур вместо музыки Об опере «Леди Макбет Мценского уезда» ( с купюрами) Газета «Правда», 28 января 1936 г. < Статья появилась по указанию ЦК и выражала мнение ЦК об опере Д.Д.Шостаковича >
оперный театр уже давно превратился в склеп хранения древностей оперной культуры, а лучшие люди города, которые подписались под возваниями, спасем театр, явятся могильщиками этого памятника архитектуры, в театре идут оперы возрастом 30 и 40 лет, с такой возрастной эстетикой, форпост культуры Украины простоит, до следующей реставрации.а ваши дети ходят в оперный в лучшем случае на балет, потому как оперу детям показывать ни кто не хочет, страшно нафталин, пыль, и народные с заслуженными стоят, потому как за границу их брать не хотят.Резюме:когда поставили \\\\\\\\\\\\\\\«Кармен-сюиту\\\\\\\\\\\\\\\ « в большом театре для Майи Плисецкой 1978 году, все закричали, что это разврат, в СССР секса нет, и тоже самое теперь кричат по поводу новой постановки оперы \\\\\\\\\\\\\\\«КАРМЕН\\\\\\\\\\\\\\\» знатоки Ширина, Дуда и компания.Приходите на балет \\\\\\\\\\\\\\\«Кармен-сюита\\\\\\\\\\\\\\\ « все остальное покажется верхом целомудрия.Весь сыр бор из за денег которые получают, на протяжении многих лет, всем в городе известные люди, в каждом театре города об этом знают и да здравствует уничтожение Одесской оперы, одесситами.
Mногоуважаемые артисты театра боятся как огня конкурсной контрактной системы. Kак вы догадываетесь-почему?? насчёт хамской манеры- обвиняя г Проскурню так называемые \\\\\\\«спасатели одесского оперного искусства\\\\\\\» должны посмотреть ещё раз свои высказывания и подумать могут ли себя так везти высокие носители культуры. Эта позорная травля отравила последнее желание смотреть застарелые спектакли без режиссёра, без дирижёра с народными и заслуженными артистами. Hельзя сказать плохо про всех, но у некоторых вибрато уже давно достигло терции и зто как видно не предел.A почему в письме многоуважаемая г. Поливанова так высоко возносит вокальную школу г. Одессы? Ну пока потрясающее здание театра существует, можно расхваливать самих себя без зазрения совести- турист же всё равно придёт. А что делать нам одесситам, если уже по десять раз всё и всех слышали и видели???!!!
госпожа Поливанова расхваливает СВОЮ вокальную школу — в Одесскую оперу дороги нет певцам, не причастным к ЕЁ великой школе(поют ученики и ж олизы народных и приближённых — проверьте, коль не лень! ) на прослушивании в театр в прошлом году набрали море шушеры, которая получает весьма чувствительные зарплаты, но как-то не радует нас своим великим искусством.(разве что на митинге орут и ночами пишут плакаты под диктовку Шириной)
После повторного удара баллистикой вчера вечером была повреждена техника спасателей, которые ликвидировали последствия первого прилета. К счастью, пожарные успели добежать до укрытия.