artville1



8 марта 2016, 18:34   

«Одесская» женщина от палеолита до средневековья: каменные и глиняные «Венеры», амазонки с длинными черепами и античные гаремы


0

В Международный женский день «Думская» обращается к истории родного края. С помощью наших экспертов, археологов, историков и этнологов, мы попытались проследить, как менялась социальная роль прекрасного пола с момента появления человека разумного в одесских степях и до настоящего времени. Сегодня предлагаем вашему вниманию первую часть ретроспективы.

Самые первые люди на территории современной Украины появились еще миллион с лишним лет назад, в Закарпатье. Конечно же, они не были представителями вида Homo sapiens (он появился 80-40 тысяч лет назад), относились к более древнему Homo erectus, архантропам, и, скорее всего, даже не являлись нашими предками, проиграв эволюционное соревнование другим популяциям.


Макияж египтянки
Макияж египтянки

Северо-Западное Причерноморье заселили намного позже, в мустьерскую эпоху – примерно 100 тысяч лет назад. И первыми жителями Одесской области были неандертальцы, чьи стоянки известны в Кодымском, Белгород-Днестровском и Беляевском районах. К сожалению, о положении женщин в неандертальском социуме известно очень мало, а находки, сделанные в регионе, не проливают ни малейшего света на сей вопрос. Впрочем, нашими предками неандертальцы, как и закарпатские архантропы, не были – это еще одна боковая ветвь эволюции, безвозвратно сгинувшая во тьме веков.

Настоящие люди, к коим имеем честь принадлежать мы с вами, появились в причерноморских степях примерно 40 тысяч лет назад, вытеснив неандертальцев, причем отнюдь не мирно: кроманьонцы просто уничтожили неоантропов. Эдакий геноцид эпохи палеолита. С элементами каннибализма, кстати.

Но вернемся к женской теме. Археологи считают, что в позднепалеолитических общинах роль слабого пола была довольно высока, а в некоторых царил если не матриархат, то что-то вроде него – большими семьями руководили бабушки (старшие женщины), на плечи которых ложилась ответственность за выживание родичей. Мужчины бегали с копьями за мамонтами и шерстистыми носорогами, но охота – штука нестабильная: сегодня ты притащил в родную пещеру почти тонну мяса, а завтра все голодают. Более-менее постоянное пропитание, хоть и скудное, обеспечивало собирательство, и тут именно женщины были, фигурально выражаясь, на коне. Они же передавали знания подрастающим поколениям и берегли – в буквальном смысле – домашний очаг, поддерживая и сохраняя огонь.

На многих стоянках этого периода, в том числе расположенных на территории нынешней Одесской области, находят каменные фигурки женщин довольно пышных форм, с гипертрофированными половыми признаками, огромными грудями и задами. Ученые прозвали их «палеолитическими Венерами». Возможно, это атрибуты какого-то примитивного культа Матери, который просто не мог возникнуть, не занимай женщина каменного века важного положения в тогдашнем примитивном социуме.

Еще больше упрочились позиции дочерей Евы после того, как человечество освоило производящее хозяйство – в неолите. Высокое искусство добывания пищи «из земли», как полагают многие исследователи, первоначально было делом исключительно женским, ведь его породило собирательство, которым занимались жены охотников. Ну а кроме того, земледелие циклично. Факт рождения – что нового человека, что урожая – обрел сакральный смысл, освятив и женщину, которая рожает и выращивает. Так родился новый культ.

Тогда же появились и первые женские украшения – перламутровые ожерелья, костяные подвески и так далее. Да что там говорить, неолитические модницы даже красились – охрой, сажей и прочими природными красителями! Правда, скорее всего, традиция раскрашивать лицо в то время имела больше ритуальное значение, нежели практическое, и мужчины тоже малевали на лицах всякие узоры.  

В медно-каменном веке (энеолите) происходит второе рождение «венер». Делали их уже из глины, а не камня, но образ остался прежним: огромные груди, попы, треугольники женского начала, символизирующие плодородие. Появились и сосуды соответствующей формы. Теперь это уже не просто женщина, а Мать-Природа, которая дарит людям свой урожай. Особенно много таких фигурок дала трипольская культура и наследовавшая ей в Причерноморье усатовская, названная так в честь одесского пригорода.

Памятники усатовской культуры изобилуют металлическими украшениями, а также бронзовыми зеркалами – чисто женским атрибутом, который мужчинам без надобности. То есть, статус присутствовал. С другой стороны, если верить изучавшим усатовские могилы антропологам, продолжительность жизни женщин тогда была меньше мужской: 17-25 лет против 40-45 у сильного пола. С чем это связано, не очень понятно, тем более, что следов насильственной смерти на женских скелетах нет. Может быть, мы находим погибших во время родов?

Роль женщины начала меняться уже в III тысячелетии до новой эры. Этот период на юге Украины отметился серьезными катаклизмами, как природными, так и социальными. Климат стал более сухим, породив кризис земледелия и способствуя развитию скотоводства. На этом фоне представители так называемой ямной культуры – протокочевники-индоевропейцы — фактически уничтожили усатовцев и трипольцев. Процесс, правда, занял не одно десятилетие, но война все равно была страшной: пепелища на остатках древних поселений встречаются довольно часто. Соответственно на первый план выходят мужчины-воины, а женщина обретает свой второстепенный статус жены и матери. Богатых женских захоронений у ямников, катакомбников, сабатиновцев и белозерцев (эти культуры бронзового века наследовали ямной) почти нет.

В раннем железном веке аридизация продолжается, наш регион становится сугубо степным. Как следствие — настоящий кочевой образ жизни и серьезная милитаризация общества. Насколько мы можем судить, в начале I тысячелетия до нашей эры женщин в Северном Причерноморье уже ни во что не ставили. Всем заправляли волосатые мужики, умевшие лихо скакать на конях, стрелять из луков, рубиться мечами и похищать у соседей скот и баб. Большинство украшений в киммерийских и раннескифских могилах являются мужскими, а милых частиц женского быта археологи почти не находят. Именно тогда появляется варварский обычай хоронить умерших или погибших мужей вместе с их спутницами (женами, наложницами и рабынями), которых во время похорон умерщвляли, причем довольно жестоко: удушая платками или же закапывая заживо.

Однако параллельно с этими ужасами возникло и уникальное явление «амазонок» — некоторые скифские и сарматские женщины полностью меняли образ жизни, превращаясь в воинов, наводивших ужас на врагов. В скифском кургане у села Шелюги Акимовского района Запорожской области обнаружено погребение шести скифских женщин-воинов. Исследователи достали из могил ожерелья из золотых и стеклянных бус, бронзовые зеркала, гребни, костяные и свинцовые пряслица, железные наконечники копий и дротиков, бронзовые наконечники для стрел, очевидно лежавшие в колчанах.

Еще дальше пошли сарматы, сменившие в наших краях скифов. У них роль женщины резко возросла: знатные сарматки нередко занимали должности верховных жрецов, а воинов женского пола в некоторых племенных союзах было больше трети. Геродот писал о том, что сарматские женщины, «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Другой историк, известный как Псевдо-Гиппократ, информировал широкую античную общественность, что сарматские девушки нередко удаляли себе правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку, сделав женщину сильной наравне с мужчиной.

Сарматы, кстати, были первыми на нашей территории, кто применил технологию изменения внешности, весьма похожую на нынешнюю пластическую хирургию. Нет, конечно, груди и губы они не накачивали, зато деформировали черепа – при помощи жесткой повязки, которой перетягивали голову новорожденным детям, добиваясь вытянутости головы. Сначала это была национальная традиция некоторых сарматских племен (черепа вытягивали всем, вне зависимости от пола и социального положения), но уже в эпоху аланов и гуннов, бравших в жены аланских женщин, превратилось в чистое украшательство, если так можно выразиться, причем исключительно женское.

Древних греков, благодаря которым мы знаем все это, скифские и сарматские порядки откровенно шокировали. Оно и не удивительно, ведь эллины относились к женщинам примерно так же, как современные мусульмане. У людей, которые считаются родоначальниками демократии, жены не имели никаких прав, считаясь собственностью мужей наравне с рабами, проводили большую часть времени в женских половинах домов – гинекеях (гаремах), а если и появлялись на улицах, то с закрытым лицом и в сопровождении мужчин. Отсюда, кстати, и бурное развитие гомосексуальных отношений в женской среде, воспетых великой поэтессой Сапфо (Сафо).

В греческих колониях Северо-Западного Причерноморья, на месте одной из которых сейчас стоит Одесса, было несколько проще, чем в Афинах, однако суть от этого не менялась: античный мир рассматривал женщин как объект, а не субъект права. Юридически закрепили такое положение римляне: знаменитые «Двенадцать таблиц», являющиеся основой нашей правовой системы, гарантировали абсолютную власть мужей над женами, которых можно было даже продавать в рабство.

С другой стороны, именно античная цивилизация породила то, что сейчас называется индустрией красоты. Собственно, даже слово «косметика» имеет греческие корни и означает «искусство украшать». Рабыни, которые ухаживали за лицами богатых гречанок, именовались «косметами». Древние греки верили, что внешняя красота приближает человека к божествам. Вот и старались вовсю, работая над своей внешностью.

Благовонные масла, украшения и одежда были важнейшей статьей торговли в древнегреческом мире. Тира, Ольвия, Пантикапей и другие причерноморские государства выжимали последние соки из жителей своих «хор», сельскохозяйственных округ, чтобы обменять аграрную продукцию на предметы роскоши, предназначенные для ублажения жен правителей и прочей элиты.

Античная косметика, как и сейчас, делилась на декоративную и лечебную. Декоративная косметика представляла собой нехитрый набор из сажи для век, белил для лица, мазей и масел, которыми растирали тело (кунжутовое, оливковое, касторовое). Такая смесь из масел смягчала кожу и защищала ее от солнца. Простейшими благовониями служила мирра, розовое и лавандовое масло.

Особое внимание уделялось пропорциям тела. Стандартом, дошедшим до нас из глубины веков, является фигура Венеры Милосской: все те же 90-60-90, которые до сих пор привлекают мужчин.

Из предметов, подчеркивающих красоту, у древних были гребешки, расчески и серебряные зеркала, которые перед применением надо было натирать до блеска. Белокурость была в почете у римлян, поэтому для отбелки волос римлянки использовали нехитрый рецепт: козье молоко они смешивали с золой букового дерева, натирали этим раствором волосы и высушивали голову под прямыми солнечными лучами.

Одна из жен императора Нерона для смягчения кожи ежедневно принимала ванну из ослиного молока, а некоторые смешивали глину с травами, наносили ее на на все участки обнаженного тела, и когда глина полностью высыхала, разбивали этот кокон. Кожа после такой процедуры была гладкой и шелковистой. Особым шиком считались ванны с добавлением ароматических масел.

Золото всегда было статусным металлом, поэтому знатные женщины должны были иметь его в своем арсенале.

Украшения для волос тоже можно отнести к средствам воздействия на мужчин. Заколки и золотые кольца для хвостиков и кос блестели на солнце и привлекали сильный пол.

Продолжение следует…

Авторы – Олег Константинов и Жанна Жукова, фото Сергей Смоленцев и Интернет


СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
Палеолитические венеры
Палеолитические венеры

Трипольская "Венера"
Трипольская "Венера"

Деформированный сарматский череп
Деформированный сарматский череп

Античные сосуды для ароматических масел
Античные сосуды для ароматических масел

Заколка для волос
Заколка для волос

Головной убор скифской женщины с украшениями
Головной убор скифской женщины с украшениями

Древнее зеркало
Древнее зеркало

Золотое ожерелье
Золотое ожерелье

Гребешки и расчески
Гребешки и расчески

0


Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter




Неравнодушный
Северо-Западное Причерноморье заселили в мустьерскую эпоху – примерно 100 тысяч лет назад. И первыми жителями Одесской области были неандертальцы (неоантропы), чьи стоянки известны в Кодымском, Белгород-Днестровском и Беляевском районах.
- — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — -

А имперская историография  даёт Одессе чуть больше 200 лет… Несправедливо и не научно!  Историкам работы непочатый край!
   Ответить    
 Avenger
Avenger   страна по ip - od 8 марта 2016, 19:18     +13      
Никто не смог представить фотокопию катькиного указа про основание Одесссы. Совпадение?
   Ответить    


Нестор Иванович
Вспомнилось из произведения братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» : его родителями были рамапитеки. Жена рамапитек. Дети: самец Ад-амм, самка Э-уа. Кочевал с трибой рамапитеков. Ел, пил, спал в свое удовольствие. Провертел первую дыру в камне. Сожран пещерным медведем во время охоты."Ну чем не описание доисторического одессита?
   Ответить    
Т.А.
Т.А.   страна по ip - ua 8 марта 2016, 19:18     +11      
Интересная статья, спасибо!
   Ответить    
aijdar
aijdar 8 марта 2016, 21:51     +6      
да
   Ответить    
Molfarca
Molfarca   страна по ip - ru 8 марта 2016, 22:20     -6      
История Одессы — это история Одессы, которой всего лишь 220 лет…а история края — это история края… — как говорят в Одессе — это две большие разницы!!!
   Ответить    
 Avenger
Avenger   страна по ip - od 9 марта 2016, 06:38     +11      
На месте Одессы был город, на развитие которого Катька выделила деньги, а потом, чтобы вычеркнуть его турецкое происхождение, назвали другим именем. То же самое сделали турки, когда после захвата Константинополя его переименовали в Стамбул.
   Ответить    
vladim84
vladim84   страна по ip - us 9 марта 2016, 09:19     +7      
Совершенно верно.
   Ответить    
Нестор Иванович
А ничего, что какие то 225 лет назад на месте Одессы была османская империя, и основным населением нашего края были татары и турки.Татар, в основном, перебили или депортировали в Крым или в Румынию.А освободившиеся земли стали заселять христианским населением:казаками.болгарами, албанцами, сербами и т.д.
   Ответить    

Molfarca
Molfarca   страна по ip - ru 9 марта 2016, 17:47     -7      
Вот именно…когда то на месте Одессы стояла османская крепость Хаджибей…так что же в этом плохого что появилась на его месте красавица Одесса??? Что плохого было в том что Суворов освободил болгар тогда же от ига турок??? А теперь они старательно все "забыли" как они получали свою государственность — предали своих освободителей…
   Ответить    

Qaz Qaz
Qaz Qaz   страна по ip - ua 9 марта 2016, 08:53     +5      
заколка и ожерелье достойны внимания, изготовлено то почти топором
   Ответить    
Белый-Ангел
спасибо, очень интересно
   Ответить    
Violetta
Violetta   страна по ip - ua 9 марта 2016, 21:26     +6      
Ах, какая женщина, какаааая женщина… :)
   Ответить    
Extrim
Extrim   страна по ip - od 10 марта 2016, 14:12     +2      
А вкус у наших предков был хороший на женщин ))
   Ответить    
   Правила



16 апреля
08:30 В Одесской области выбрали подрядчика для ремонта школьной крыши за 1,4 млн
15 апреля
23:48 Об ухудшении на фронте и футбольной «лиге смерти»: непозитивный видеоблогер «Думской» делится своим пессимизмом (видео)
1
22:36 Весенний белкопад: одесситам рассказали, как помочь выпавшим из гнезда детенышам
21:54 Правительство Италии выделит 45 млн на восстановление поврежденных обстрелами памятников архитектуры в Одессе фотографии
7
20:55 В Одессе 24 спасателя тушили заброшенное здание на Таможенной площади фотографии
2
19:28 Предупреждение: в Одесской области объявили чрезвычайный уровень пожарной опасности
5
18:23 Ціні зростуть майже на все: одеські депутати звернулися до керівництва країни з вимогою не підвищувати акцизи на пальне (політика) фотографии
5
17:12 Языковые курсы в библиотеках и кинопоказы под открытым небом: Одесский горсовет наконец решил заняться поддержкой украинского
56
16:27 Ударил одессита ножом за отказ купить алкоголь: 18-летнему злоумышленнику грозит до восьми лет (фото, видео) видео
2
15:45 На одесских Черемушках прорвало трубу: затопило двор, окрестные улицы остались без воды (фото, видео) видео
15:25 В Одесской области отремонтируют убежище для детсада за 5,7 млн гривен: ранее тот же подрядчик просил за эти работы меньше
14:40 Требовал откаты у импортеров: в Одесской области задержали начальника одного из таможенных постов
2
14:11 Оккупанты сколотили новую группировку войск: будет действовать на белгородском направлении и угрожать Харькову
5
13:33 Количество маршруток для людей с инвалидностью в Одессе сократилось за несколько месяцев почти вдвое: причина — передел рынка
4
12:22 Одесситам, потерявшим жилье в результате российских ударов, помогут арендовать временное
1




Статьи:

Фронтовая байка о тумане войны и иллюзионистах в погонах: как наши военные кудесники врага вокруг пальца обводят

Украинский воин, который разгневал патриарха: как открытый гей получил церковную награду и почему ее у него отобрали

Одесские расклады: как политические силы заводят в горсовет новых депутатов, и почему законная процедура не всегда работает





Новости Одессы в фотографиях:










Думская в Viber
Ми використовуємо cookies    Ok    ×