пс2



Жилой дом на Дерибасовской, офисный центр в Канаве и музыкальная школа из Утюга: в Одессе будущие архитекторы показали, что можно построить на месте утраченных памятников  


Одесса уже не та. Настоящая Одесса потеряна. Разрушена. Застроена. Голоса защитников аутентичного внешнего вида города сливаются в хор, но не могут докричаться до тех, кто волею судеб имеет ресурсы и, к сожалению, желание строить в историческом центре. Уродливые, дисгармонирующие высотки продолжают с завидной регулярностью появляться на центральных улицах города.

Можно ли остановить этот процесс? Что в принципе можно строить в центре: историческую стилизацию или современную архитектуру?

Ответить на этот вопрос попробовали студенты-бакалавры Одесской государственной академии строительства и архитектуры. Такую возможность будущие архитекторы получили в рамках написания своих дипломных работ, посвященных реставрации, реконструкции и новому строительству в исторической части города. «Думская» ознакомилась с ними.




Самые интересные работы опубликовал преподаватель кафедры градостроительства ОГАСА и член общественной организации «Ассоциация архитекторов Одессы» Андрей Черненко. По словам архитектора, ответ на извечный вопрос, как и что строить в историческом центре, был дан давно в рамках Афинской и Венецианской хартий (международных документов, закрепляющих профессиональные стандарты в области охраны и реставрации памятников архитектуры).

«Наш город сформирован с точки зрения жизнедеятельности человека ХІХ века, с учетом перемещения на каретах, пешком, для восприятия зданий с высоты человеческого роста, чтобы расстояние между зданиями и высотность были строго пропорциональны человеку, — отмечает Андрей Черненко. — В любые пережитые Одессой эпохи архитекторы старались учитывать эти особенности, однажды заложенные в основу. Но наступила наша эпоха, и в стройную четко продуманную структуру стали впихивать «радужные» Аркадии».

Вместе с тем, по мнению Андрея Черненко, слепое копирование исторических элементов и использование их в современных зданиях — тоже неверный путь.

«Использование архаичных архитектурных элементов для оформления новых зданий, возводимых в зоне исторических памятников, под предлогом их архитектурной увязки может привести к пагубным последствиям, — цитирует Венецианскую хартию Андрей Черненко. — Подобные методы противоречат опыту истории. Никогда возврат к прошлому не поощрялся, никогда человек не двигался вспять. Шедевры прошлых эпох убеждают в том, что каждое поколение мыслило по-своему, создавало искусство и эстетику, используя в своем творчестве лучшие технические достижения своего времени».

В рамках этих концепций, по словам Черненко, одесские студенты и пытались преобразить Одессу. Часть проблемных точек на карте города предложили преподаватели, часть — будущие архитекторы выбирали сами, на свой страх и риск.

«К примеру, здание на Дерибасовской — это мое предложение и в какой-то степени это провокация, не столько даже для них, сколько для зрителя, — рассказал Андрей Черненко. — Лично мое мнение — на этом месте правильней всего было бы восстановить «Спартак», то, что изначально было гостиницей «Империал», во всей его красе. Но если это невозможно, не стоит заигрывать с историзмом и эклектикой. На самом деле, и на Дерибасовской современная архитектура вполне может уживаться с памятниками архитектуры. Главное, выдержать пропорции самой Дерибасовской, окружающих ее зданий и инфраструктуры».

Возможность появления современной архитектуры на главной улице города рассмотрели двое студентов — Анна Гаврилюк и Александр Бедаха. Оба, по словам Андрея Черненко, выполнили поставленную задачу блестяще.

«Я с опаской взялась за проект, — рассказала «Думской» Анна Гаврилюк. — Страшно было не оправдать ожидания, но наш руководитель нас поддержал. Город нуждается в новых зданиях, но их нужно вписывать в ансамбль, соблюдая высотность и красные линии. То, что строят сейчас, сильно выбивается, и когда пытаются повторить, получается тоже не очень, нужно строить что-то новое, современное и к месту».

Будущему архитектору удалось решить сразу несколько серьезных задач, стоящих перед желающим вместить современный функционал в пропорции исторического центра. Так, небольшой разворот жилых ячеек, выходящих на Греческую площадь, позволил решить проблему инсоляции, присущую нашему городу, который исторически ориентирован по линии движения солнца.

«Из-за поворота освободилось место на этажах, и я использовала его для отдыха», — говорит девушка.

Паркинг Анна предложила сделать надземным с эксплуатируемой кровлей — там разместится детская площадка. Внутренний дворик Г-образного здания станет зеленым общественным пространством.

Ярослав Сорокатый предложил освоить пустырь в Красном переулке, много лет использующийся в качестве автостоянки. Студент-архитектор предлагает построить здесь трехэтажный Музей греческого искусства.

«Участок мне подсказал руководитель, а тему я выбрал сам, — рассказал Ярослав. — Посмотрел, что соседствуют центр греческой культуры и такой некрасивый пустырь. Суть в том, чтобы показать, что такое современное здание может вместиться в исторический центр. Оно не должна быть вычурным, не должно быть в дисгармонии с тем, что рядом».

Ярослав продумал не только минималистский внешний вид здания с установленными в нишах репликами известных скульптур, но и внутреннее наполнение музея. Первое, что видит посетитель при входе — это большой атриум. Выставочные залы на втором и третьем этаже открытого типа и разделены перегородками.

Нашлось современное решение и для Деволановского спуска, или Канавы, как привыкли называть его одесситы. В противовес псевдоисторической стилизации, которая должна появиться на месте полуразрушенного нежилого здания у моста Коцебу, студентка Екатерина Киселева предлагает возвести современное здание.

«Этот участок очень интересный, — рассказывает Екатерина. — Он расположен в центре города, в хорошей транспортной и пешей доступности, и при этом окружающая застройка позволяет предложить разные идеи для фасада».

На первом этаже нового здания будущий архитектор предлагает разместить коворкинг, выше — офисные помещения под сдачу, в профиль дороги включить велодорожку и комфортную пешеходную зону. Все это, по мнению Екатерины Киселевой, оживит и обезопасит Деволановский спуск.

«Основная фишка моего проекта — зона отдыха между двумя блоками здания, с которой при помощи лестницы можно подняться на открытые переходы, соединяющие офисное здание, и на последнем переходе оказаться на уровне с жилым домом, — рассказывает студентка. — При входе в здание с открытых переходов располагаются кабинеты представителей компании, чтобы посетители заинтересовались фирмой и зашли узнать подробнее о предоставляемых услугах. Также для офисных работников и посетителей коворкинга есть отличная зона отдыха на эксплуатируемой кровле здания».

Интересный проект реанимации многострадального доходного дома Коколи на Мечникова, 90, получившего у одесситов прозвище Утюг, предложила студентка Анастасия Лендюк.

Архитектор предлагает восстановить исторические фасады здания и полностью реконструировать внутренние объемы.

«Я выбирала этот объект сама, — вспоминает студентка. — Долго гуляла по Большой Арнаутской, дошла до этого дома и решила остановиться на нем из-за его печального состояния и грустной истории. Здание выглядит заброшенным и нежилым, хотя на верхних этажах все еще живет семь семей».

Анастасия Лендюк сама обмерила фасад здания и его внутренний дворик. Как оказалось, ни в архивах, ни в БТИ документации о бывшем памятнике архитектуры нет. И это несмотря на то, что на заре 2000-х его якобы пытались отремонтировать, а значит, какой-то проект должен был существовать.

Студентка предложила превратить умирающий жилой дом в центр притяжения для местной молодежи — современную музыкальную школу. В центре — атриум накрытый солнечным фонарем, по периметру — классы и учебные кабинеты. Со стороны Старопортофранковской Анастасия предлагает разместить актовый зал с панорамным остеклением, оформленный в виде золотого портала.

«Современная музыкальная школа позволит улучшить весь район, — уверена архитектор. — Сюда будет стекаться культурная молодежь, ведь, кроме школы, я предложила обустроить прилегающий сквер. Здесь будут фудкорты, места для прогулок и занятий спортом».

«Ребята провели большую работу, полностью сделан градостроительный анализ, — отметил Андрей Черненко. — Это отличает их от многих профессиональных архитекторов, которые под давлением заказчиков делают проекты на скорую руку. Самый главный вопрос, чтобы это не ушло в корзину и у ребят остался интерес. Незашоренные, без балласта в виде бизнеса, свободные в своих мыслях, но при этом достаточно профессионально подкованные и, самое главное, неравнодушные к судьбе любимого города студенты выдают на-гора замечательные проектные решения. Не пытайтесь их унизить вопросом: «За что не любите Одессу?». Научите их любить свой город, а может быть, научитесь у них любить».

Автор — Александр Гиманов


Александр Бедаха. Жилой дом с первичным обслуживанием на Дерибасовской
Александр Бедаха. Жилой дом с первичным обслуживанием на Дерибасовской

Валерия Говорова. Студенческий клуб (ХАБ). Реновация многострадальной фабрики мороженого на ул. Старопортофранковской. Когда-то 2-я женская гимназия, сегодня находится в аварийном состоянии
Валерия Говорова. Студенческий клуб (ХАБ). Реновация многострадальной фабрики мороженого на ул. Старопортофранковской. Когда-то 2-я женская гимназия, сегодня находится в аварийном состоянии

Елизавета Евстигнеева. Досуговый клуб на Деволановском спуске.
Елизавета Евстигнеева. Досуговый клуб на Деволановском спуске.

Александр Мудрак и Михаил Вещун. Жилое и офисное здания на пересечении ул. Тираспольской и ул. Асташкина.
Александр Мудрак и Михаил Вещун. Жилое и офисное здания на пересечении ул. Тираспольской и ул. Асташкина.

Реклама


Заметили ошибку? Выделяйте слово с ошибкой и нажимайте control-enter


Новости по этой теме:




Anchar
Anchar 22 сентября, 13:38     +18      
всех следует выгнать из архитектуры. Пусть свои квадратные коровники строят в полях.
Новостройку КОНы в Лузановке такие же прогрессивные архитекторы построили в виде коробки про проекту, сделанному в экселе)
   Ответить    
Larina20
да, вот это дом как из фильма ужасов, даже хуже будовы..
мне только интересно, неужели там кто-то покупает квартиры?
   Ответить    
Daha alex
Daha alex   страна по ip - od 22 сентября, 19:57     +1      
На форму и цвет коровников, как говорится, хозяина нет)
Вот у нас в центре как раз что-то по мотивам Хадид только не хватает для бинго стилей, да?)
   Ответить    
Неравнодушный
На месте ярмарки на ул.Дерибасовской надо строить не очень высокую гостинницу, а не жилой дом.
   Ответить    
Daha alex
Daha alex   страна по ip - od 22 сентября, 20:08     -3      
Чем отличается гостиница от жилого дома, не углубляясь? Этажность соблюдалась относительно окружающей застройки
   Ответить    

Неравнодушный
Будущие архитекторы, думая о будущем, не могли предложить вынести ж/д вокзал на окраину города, например, на поля селекционного института? И  тогда сложный  Ивановский путепровод вообще не будет нужен, можно было бы построить эстакаду чтобы транспортные потоки не пересекались.
   Ответить    
Эксцентрик
Есть простое и в то же время эффективное решение проблем застройки исторического центра: повысить и ограничить этажность шестью этажами. Фасады делать в нью-йорском или барселонском стиле. Шесть этажей предполагает лифт. На первом этаже могут располагаться магазины и прочие заведения сферы обслуживания. И несуразных высоток не будет, и приемлемое количество этажей для застройщиков. Думаю, что многие приобрели бы квартиру в новом доме в центре города вместо муравейников посреди полей или аркадийском гетто.
   Ответить    
 tourism
Ярмарку-гадюшник с Дерибасовской хорошо-бы убрать, но не строить здания а высадить деревья и организовать общественное пространство здорового человека. А подземный ТЦ на Греческой сделать таки парковкой как планировалось изначально (чтоб этот Вадик перевернулся).
   Ответить    
Daha alex
Daha alex   страна по ip - od 22 сентября, 20:15     -4      
Кому гадюшник, а кому точка притяжения. Функция ярмарки оставалась на первом этаже проектов. Озеленение это хорошо, но никто не отдаст такой участок под сквер в центре города, будем реалистами. В некоторых проектах предусмотрены зелёные террасы на крышах, которое выполняют частично функцию сквера
   Ответить    
Арсен Геловани
Писец позорище… Архитекторы…давайте сразу списком кто их родители, что они такие  талантливые. P.S. Утюг нужно просто поштукатурить и покрасить, поменять водостоки и починить крышу -там целое, крепкое военное здание, я понимаю что кожвендиспансер отселяют не просто так да и земля под сквериком рядом уже с 2016 отведена под постройку ТРЦ…
   Ответить    
Daha alex
Daha alex   страна по ip - od 22 сентября, 20:24     -4      
Родители тут вообще причем?)
P.S. Мне кажется, что б заявлять что-то про "утюг" и его состояние стен — нужно провести немножко серьезнее исследования стен, чем  диплом. Если у Вас есть такая информация, что на данный момент там со стенами всё гуд, то вопросов нет.
   Ответить    

Odessa citizen
Какието уродцы получаются.Деволановский пешеходный?Включаем мозги -или они все пешком ходят?Мое мнение что они хоть и учатся на архитекторов но умеют создавать только на компе-а архитектор творческая профессия.Попробовать надо не испортить уже испорченный город
   Ответить    
Larina20
теперь понятно, откуда берутся такие горе-архитекторы в нашем родном городе, именно из Одесской государственной академии строительства и архитектуры. Кроме здания на Старопортофранковской все остальное унылые безвкусные коробки.
Я могу предложить прекрасную идею:
-в красном переулке вместо автопарковки(кстати, явно незаконной)
-сквер с фонтаном;

-на месте ярмарки на Дерибасовской сквер с концертной площадкой;

-на месте Деволановского спуска парковки для машин для желающих прогуляться в центр, а сами машины туда не пускать лишний раз.
Дешево, удобно и строить ничего не надо
   Ответить    
Daha alex
Daha alex   страна по ip - od 22 сентября, 20:41     -4      
Давайте так, здание на Старопорто та же самая коробка только в классический профиль)
Вам нравятся классические коробки — это хорошо, но кому-то нравятся коробки посовременнее)
   Ответить    
Юрий Алексеевич
В Одессе с ландшафтным дизайном и архитектурой катастрофическая ситуация. Возможно общая не здоровая обстановка в стране и городе не создает предпосылок для появления интересных творческих решений.
   Ответить    
rabak krachanovki
кубик на кубик получается домик. Сплошное убожество.Поколение архитекторов  виросшее на  паскоте или таирово
   Ответить    
TrueKhanOfOdesa
Можете вигадувати які завгодно красиві складні проекти, але, поки я міський голова, будуватимемо ми те, за що плотять добрі гроші. А гроші плотять за дешеві багатоповерхівки в престижних районах.
Тож самі розумієте, куди вам подіти ці проекти.
   Ответить    
Daha alex
Daha alex   страна по ip - od 22 сентября, 19:29     -6      
Ребята из думской, вопрос к вам, что с цветокором наших работ произошло?) Почему они все такие холодные, темные?) Вы там решили наши дипломы за нас доредачить по цвету?)
   Ответить    
Евстрастий
Смотрю многие комментаторы с Черемушек никогда не бывали за границей, и представление о архитектуре центральной части города у них сугубо в мещанской парадигме восхищения вычурными формами прошлого. Какой смысл делать какие-то подделки, когда существует современная архитектура? Мне в основном понравились эти проекты, они свежи красивы и практичны. Ни какого вида они не испортят уже, среди разрухи и срани. Целостного исторического ареала давно не существует, и такая комбинация в настоящем случае довольно не плохой вариант.
   Ответить    
   Правила


6element
Реклама


5 декабря
21:28 Палисандр умирает, но не сдается. Одесский русский театр поставил спектакль на любителя фотографии
20:51 Соцопрос: большинство поляков выступают за военную поддержку Украины в случае российского вторжения
20:12 В Одессе вакцинировались от коронавируса уже больше 800 тысяч человек
21
19:27 На Закарпатье второй день ищут туриста, который во время снегопада заблудился в горах фотографии видео
18:32 Черная полоса закончилась? Баскетбольный “Химик“ прервал серию из четырех поражений подряд победой в Запорожье
17:37 Не хочет войны: Эрдоган готов устроить переговоры Путина с Зеленским
15:34 В порт «Південний» прибыло судно с американским углем фотографии
34
14:42 В Одессе «телефонный террорист» угрожал подорвать памятник Дюку
38
14:30 В Одесской области неизвестный поджег два автомобиля
5
13:36 Юные одесские саблисты завоевали три золота на всеукраинских соревнованиях фотографии
4
12:52 В Николаевской области нашли тело пропавшего мальчика фотографии
12:45 В Одессе стартовал конкурс на лучшую арт-елку
11
11:48 Староконный и Старопортофранковская: одесский живописец нарисовал красивый «Осенний блюз» фотографии видео
12
11:30 В Одессе полицейский ранил из травмата вооруженного ножом искателя закладок
25
10:41 В Украине за сутки коронавирусом заболели более 6,5 тысяч человек, 278 инфицированных умерли


Новости от НВ


«Потом будет слишком поздно». Глава Минобороны Украины призвал США, Канаду и Британию направить военных к границе с Россией



В Ужгороде неизвестные сбросили в реку восьмиметровую менору, в полиции открыли уголовное производство



Формула-1. Хэмилтон выиграл Гран-при Саудовской Аравии и догнал лидера общего зачета




Статьи:

Морпех с ножницами и бритвой: как фронтовик из Черноморска новое дело жизни обрел

Рабочая виза, пробежки на рассвете и кафкианский таракан: карантинные приключения одесситки в Польше

Ученые в погонах, прослушка лазером и считывание выключенных мониторов: как в Одессе щит кибербезопасности Украины куют





Новости Одессы в фотографиях: