Зовите Молочайника. Одесситы поставили пьесу об оккупированной ХерсонщинеПремьера спектакля «Молочайник» по пьесе Оксаны Гриценко (мировая премьера, между прочим) состоялась на сцене Одесского театра юного зрителя имени Юрия Олеши. Этому событию предшествовала презентация драматургического сборника Драма-панорама. Антологія п’єс-переможниць драматургічних конкурсів – 2023», в который вошел и «Молочайник». Сборник состоит из десяти самих новых пьес, посвященных судьбам украинцев, которые остались на родине или уехали за границу, оказались в оккупации либо стали переселенцами, мечтая вернуться в родной город. Действие «Молочайника» происходит в оккупированной Кавуновке, но знаменитых херсонских арбузов (кавунов по-украински) на сцене не было, зато были не менее знаменитые помидоры, правда, законсервированные. Женщины одной семьи носятся с теми помидорами, так как в погребе надо обустроить такое-сякое бомбоубежище. «Молочайник» я закончила год назад, — рассказала драматург, кстати, уроженка Херсонской области Оксана Гриценко. – Работала над ней очень долго, месяцев девять. Начала еще в 2022 году. Я работаю журналистом, считала это более важным делом. Но вместе с тем идея написать о жизни людей в оккупации меня не оставляла. Это болезненная тема. Я начала общаться с людьми, выехавшими из оккупации, так вышло, что все это были женщины. В результате получилась женская история, так как опыт женщин. Не знала, як мне изобразить там персонажей-россиян. Не хотела прибегать к шаржу или делать их монструозными, и то, и то было бы неправдой. А вот об украинцах, которые оказались в этих обстоятельствах, окруженные российскими солдатами, той опасностью, которую они несут, я уже могла что-то сказать». Постановку осуществил также херсонский режиссер Евгений Резниченко. Ею он закрыл свой гештальт, потому что уже предпринимал попытку поставить в херсонском театре в 2022 году текст на документальной основе о войне. Это был небольшой рассказ Оксаны Гриценко, но в процессе подготовки спектакля команда вообще отказалась от авторских текстов и создала свой собственный. «Молочайник» как раз и вырос из этого рассказа. «Эта пьеса прекрасна тем, что не паразитирует на теме, она не об оккупации, а о человеке, отношения в семье, психологию, — говорит Евгений. – Оккупация – это просто обстоятельство, «Молочайник» исследует человеческую трансформацию в этих обстоятельствах. Когда я с семьей выехал из оккупированной территории, у меня был тяжелый период адаптации. Полтора месяца я лежал и не мог делать ничего. Друзья, которые помогали мне с выездом, говорили: «Ну чего ты переживаешь? Все же хорошо. Ты уже здесь, ты в безопасности!». Этот спектакль – мой режиссерский вызов самому себе, попытка рассказать об этих переживаниях людям, большинство которых, к счастью, этого не узнало». Персонажи «Молочайника» преодолевают ощущение постоянного страха не без юмора. Оксане хотелось создать образ из украинской демонологии, чудовище, которое бы могло защитить людей и родную землю, в которой они укоренились глубоко, как и подобает растениям в засушливой степи. Наконец, придумала создание, которое можно вырастить из зерен молочая, если добавить немного крови, волос с причинного места, земли с могилы невинно погибшего человека, сказав нужные слова. Молочайника-освободителя, демона-мстителя останется только позвать в нужный момент. Вызвать Молочайника учит дочку восьмидесятилетняя баба Надя (в финале этот персонаж окажется… нет, не расскажем). Бабу Надю мы увидели в исполнении заслуженной артистки Украины Валентины Губской. Ее дочь, влюбленную в собственный огород и сочные помидоры на нем, маму Свету играет Ляна Карева. Младшую дочку Светы Олесю, слегка повернуную на восточной философии — Ирина Шинкаренко. По-западному деловую старшую дочь Олю – Тереза Заурбекова, куму Валентину играет Инна Мешкова. Режиссер поставил задачу искать магию простоты общения (хотя гром и молния сопровождают обращение к Молочайнику, мистика диктует определенные эффекты). Сценограф спектакля Елена Штепура поселила семью Писаренко в домике-теплице, оборачивающемся разными сторонами к зрителю (поворотный круг обеспечивает смену мизансцен). Каждая женщина в этой семье (и даже кума) напоминает спелый помидорчик, а интерьер домика узнаваемо-бытовой, тут и «ковьор», как его называет бабушка, и настоящий борщ в мисках (пахнет на весь зал). Кто-то из женщин покинет в финале Кавуновку, кто-то останется, и это не так страшно, когда вырастишь себе в помощь Молочайника… «Современный украинский театр во время войны должен быть местом сопротивления, местом для поддержки, для арт-терапевтического действа, – говорит директор ТЮЗа Оксана Бурлай. – Как раз этот спектакль соответствует всем трем пунктам этой цели, и мы уверены, что он поможет зрителям. В Одессе сейчас проживает большая херсонская диаспора, в городе много переселенцев с Востока и Юга Украины – особенно из Херсона и Херсонской области. Они посещают наши спектакли, вход для них – бесплатный, по предварительной записи». Были переселенцы с Херсонщины и на премьере – говорят, очень откликается, женщины даже не скрывали слез. Стало быть, обращение к теме сделано театром вовремя и правильно. Автор — Ирэн Адлер, фото Олега Владимирского СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: 21 декабря 2024: Скупой празднует дважды: Одесский украинский театр показал «Рождественскую историю Скруджа» (фото) 20 декабря 2024: Женский монастырь и подставной покойник: в одесской Опере подготовили украинско-итальянский проект (фото, видео, овации) 19 декабря 2024: Куда пойти в Одессе: Рождество со Скруджем и без, усыпальницы Маврокордато и незаменимый Оливье |
Статьи:
20:23 Часть Таирова на сутки останется без воды
С 9:00 17 января и до 7:00 18 января водоснабжения не будет по следующим адресам: Читать дальше Думская в Viber |
||||||||||||
Куда пойти в Одессе: загадочные катакомбы, раритеты кино и «Куклопокалипсис – 2025»
В одесских школах будут готовить олимпийских чемпионов: город присоединился к масштабному проекту (общество)
|