artville1

V.Harris / 1 марта 2019, 18:38

«Зеленая книга». Победителей не судят.


Не прошло и 13 лет, как фильм с худшими отзывами кинокритиков получил главный приз Американской академии кинематоргафических исскуств и наук (Academy Awards).

В 2006 году победа фильма «Столкновение», который оттеснил «Горбатую гору» для многих стала первым разочарованием.

91-я церемония награждения — вторым, но не менее неожиданным, ведь несмотря на критику и сильных соперников, картина режиссера Питера Фаррелли «Зеленая книга » все-таки получила «Оскар».
Фильм стал победителем в номинации «Лучший фильм года», обойдя нашумевшую картину «Рома», фильмы «Богемская рапсодия», «Фаворитка», «Черная Пантера», «Рождение звезды», «Черный Клановец» и «Власть».

С Питером Фаррелли многие познакомились благодаря довольно неоднозначной картине «Тупой и еще тупее». Не менее спорной по оценке зрителей стала и «Зеленая книга».
Действие картины разворачивается в Америке 60-х годов, которая продолжает борьбу за расовое равноправие. В то время открытое пренебрежение к темнокожим трансформировалось в скрытый расизм, лучше упакованный, но по-прежнему ранящий ментально и физически.
«Зеленая книга» создавалась на основе реальной истории отношений между бывшим вышибалой Тони Валлелонгой и пианистом Доном Ширли, роли которых сыграли Вигго Мортенсен и Махершала Али. После того как клуб, в котором работал Тони, на время закрыли, он ищет хоть какую-то работу, чтобы прокормить семью. Тут судьба и сводит его с Доном Ширли — талантливым пианистом, которому нужен водитель на время турне по Америке.
Тони Валлелонга — итальянец по происхождению, практикующий скрытый расизм, Дон Ширли — афроамериканец, пытающийся с ним бороться. Актуальность заложенного в книгу конфликта, и сегодня не теряет мирового масштаба – неприятие расового разнообразия.

«Зеленая книга» это фильм о смирении и умении сохранять достоинство. Собственно расизм, на фоне которого разворачиваются события фильма, это реакция человека на нечто, с чем он не готов мириться, зачастую реакция негативная, бесчеловечная.
Картина начинается сценой в ночном клубе «Copacabana», где Тони по прозвищу «Болтун» завязывает связи с высшим обществом весьма сомнительным путем. Режиссер обрисовывает образ одного из главных героев, позволяя аудитории отыскать параллели, связывающие реальность, в которой пребывает зритель, с хитросплетениями истории. Не менее значима для обозначения остроты сложившийся ситуации следующая сцена — приход темнокожих рабочих в дом Тони Валлелонги. Его  жена угощает гостей лимонадом в знак благодарности, Тони же после их ухода выбрасывает стаканы, из которых пили ребята, в мусор, подчеркивая свое брезгливое отношение к афроамериканцам – скрытый расизм, который, к сожалению, мы встречаем и сегодня в нашей стране по отношению к людям другой национальности.
Это только первая, самая простая, но от того не менее гуманистическая идея, заложенная в основу фильма. Национализм — животный инстинкт, ему не место в современном мире. Как сказал президент Франции Макрон: «Национализм это враг патриотизма». Человек должен оставаться морально и духовно справедлив вне зависимости от цвета кожи или национальности своего оппонента.
Питер Фаррелли назвал фильм «Зеленая книга» в созвучии с издаваемым в то время справочником-путеводителем, содержащим информацию о местах (отелях, ресторанах), куда афроамериканец мог пойти, не боясь натолкнуться на агрессию со стороны белого населения.
Второй герой картины Дон Ширли, известный пианист, смиренно соблюдает рекомендации этой книги. Сначала это кажется вполне естественным, но потом начинаешь осознавать всю унизительность ситуации.
Надо сказать, что режиссер особенно внимателен к деталям, которыми наполнена картина. Сцена большого концерта в пафосном доме богачей, где все восхищаются мастерством Ширли, заканчивается колючим эпизодом. По-прежнему улыбаясь музыканту, хозяева не разрешают ему пользоваться туалетом в доме. Несмотря на стрессовость ситуации, как моральную, так и физиологическую, музыкант не вступает в конфликт. Он с достоинством берет паузу и едет в отель, а потом возвращается, как ни в чем не бывало. Много ли терпения надо для такого поступка? Точно не мало.
Тони Валлелонга, наблюдая за Ширли, проникается к нему состраданием, отбрасывая свои предрассудки, и, более того, начинает многому учиться у него.
Так рождается настоящая дружба, пропитанная взаимным уважением. Ширли воспринимает Тони-Болтуна таким, какой он есть – необразованным, грубоватым, а тот в свою очередь принимает Дона, понимая его мотивы, восхищаясь терпением и достоинством, которые герой демонстрирует каждый день.
Фраза, которую скажет Дон Ширли, вместе с Тони несправедливо задержанный полицейскими, становится фундаментом картины: «Тебе не победить насилием. Победить можно, только сохраняя достоинство. Достоинство побеждает всегда».
Визуальная часть фильма завораживает. Выбранные ракурсы вместе с отличной игрой актеров создают впечатление отсутствия экрана, отделяющего мир фильма от реальности. Темпераменты героев своим отличием друг от друга создают гармонию в кадре.
Сценарий картины основан на реальной истории, но куда интереснее тот факт, что именно сын Тони-Болтуна, Ник Валлелонга, принимал участие в создании сценария. Что касается участия в фильме Вигго Мортенсена, то ему, чтобы угодить Нику, пришлось добавить к своему весу более двадцати килограмм, ну и конечно же, воссоздать итальянский акцент, что у него получилось достаточно хорошо.
Исполнитель роли Ширли Махершала Али блестяще поработал над мимикой и жестикуляцией персонажа, сделав образ аристократично манерным, что в свою очередь подчеркнуло постоянную внутреннюю напряженность героя.
Сценарий фильма, несмотря на остроту ситуации, легкий, наполненный шутками и слегка романтичный. Некоторые расхождения с реальной историей только усиливают картину, делая ее привлекательней для зрителя. Но тема расизма здесь совсем не главная, режиссер говорит о важности сохранять достоинство в любой жизненной ситуации.
Герои фильма заявляют, что важнее всего понять и узнать себя, тогда и все остальное станет яснее.
Также режиссер поднимает тему одиночества, из которого, собственно, и вытекает неуверенность в том, кто ты и какое место в этом мире достойно тебя.
«Одинокие люди всегда ждут, что кто-то сделает первый шаг», — говорит герой картины. Одиночество заставляет человека бояться самого себя и правильности своих решений. Человек в современном медийном мире более одинок, чем когда-либо — люди тонут в глубинах соцсетей и телевидения, теряя живое общение.
Сцена, в которой Дон рассказывает про пианистов, которые не могут играть без стакана виски, усиливает звучащую в картине тему одиночества и неверия в себя. «Они жалеют себя», — поясняет Ширли. Режиссер же хочет донести до аудитории, что не надо прятаться, надо решиться на первый шаг и пройти его с достоинством, несмотря на первую реакцию окружающих, на сиюминутный результат. Как говорят герои фильма: «Гения недостаточно, нужна храбрость, чтобы изменить мышление людей».
У Питера Фаррелли было достаточно и того и другого, именно поэтому картина трогает не только сердце, но и ум, заставляя задуматься над своими действиями и словами.
«Зеленая книга» это глубокий фильм, поднимающий со дна потертые старые монеты, ценность которых только увеличивается со временем, как и ценность идей гуманизма.

 


Пост размещён сторонним пользователем нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователя



Валентина Михеева
Все Оскары и Нобелевские премии можно было бы отдать за то,  чтобы люди научились жить толерантно, без ненависти к ближнему, отличающемуся от тебя самого,  без войн, направляя  силы на процветание. Мечта… Похоже, тема действительно вечная, и особенно важна для нас сейчас  – сколько людей разругались, раздружились на почве национального, языкового вопроса!
Посмотрим фильм, поучимся, вдохновимся. Умение сохранять достоинство хорошо бы проявлять нам всем.
   Відповісти    
   Правила

Записи в блогах:




Думська в Viber


Одрекс
Ми використовуємо cookies    Ok    ×