artville1

V.Harris / 14 ноября 2018, 16:50

Холодная война, или Идеологическое противостояние влюбленных сердец


Польский и британский кинорежиссер Павел Павликовский не просто снял психологическую драму про взаимоотношения мужчины и женщины, но и создал материал, который позволил ему забрать премию за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале, где и состоялась премьера фильма 10 мая 2018 г.

По-настоящему нарицательной фамилия режиссера стала после громогласных номинаций и, как итог, победа в Каннах фильма «Ида». Павликовский заявил о себе не просто как о талантливом создателе, но и как об эстете. Каждый план, ракурс его картин – произведение искусства.

Фильм «Холодная война» исполнен в черно-белом цвете. Что сделано для еще большего акцентирования внимания на простые вещи: человека и его чувства, на судьбу в возникших обстоятельствах.Название фильма тоже не такое простое, как может показаться на первый взгляд. В нем заложено два смысла: прямой, это некое нарицание на эпоху, и переносный – речь идет про «холодную», подсознательную войну между внутренним Я героев, которых сближает любовь, но разделяет мировоззрение.

Стоит ли смотреть этот фильм?

Картина получила свои 7.9 баллов рейтинга на IMDb, и ряд наград на кинофестивалях: Cannes Film Festival – награда за лучшую режиссуру, Ghent International Film Festival – приз зрительских симпатий и гран-при за лучший фильм, International Cinematographers' Film Festival Manaki Brothers – бронзовая камера (отмечен оператор Лукаш Жаль), Polish Film Festival – все награды на которые был номинирован, лучший монтаж (Ярослав Каминский), лучший звук, Золотой кенгуру и Золотой лев за лучший фильм.

В целом это 1 час 28 минут качественного кино с песнями, танцами, эротизмом (не удержались, чтобы не показать обнаженную грудь главной героини), и слезами, причем не только зрителя.

«Холодная война» однозначно понравится романтикам, одиноким девушкам и людям за сорок. Начиная с первого кадра, режиссер вводит зрителя в атмосферу времен, когда Советский Союз опустил железный занавес в Европе. Первый эпизод: 1949 год — оккупированная советскими войсками Польша. Грязь под ногами, появляющаяся на экране с самого начала, не только визуально оживляет картину, но и смыслово насыщает, становясь символом грязи в человеческих душах, которая не засыхает.

Под гнетом коммунистической идеологии она бродит, порождая зловоние. В глазах героев маячит усталость и боль, которую они пытаются придавить, спрятать за песнями или алкоголем. Но боль подобно сорняку неустанно прорастает.

Еще не могу не сделать акцента на завораживающим кадре разваленной церкви. Дело не в самой церкви, хотя и она довольно сильный символическо-психологический ход, я хочу обратить ваше внимание на печальные глаза – все, что осталось от фрески изображения Христа. Эти глаза – символ божественного созерцания событий того времени. У церкви нет крыши, что само по себе очень даже реально, но в то же время служит прообразом отсутствия защиты с небес.

Исходя из цитаты- «По образу Небесной Церкви, создается Церковь земная»(1Кор. 6, 19), — храм символизирует Вселенскую Церковь, мир Божий. Разрушенный храм в фильме — прообраз разрушения общечеловеческих истин и ценностей. Купол, что в картине отсутствует — символ Христа, как главы церкви, то есть Бог, тоже покинул этот край. Подкупольная часть – такая себе шея, соединяющая голову с телом — символ апостолов, благодаря которым прихожане имеют общение с Христом.

«О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами» (1Ин. 1, 3). То есть, без прямого апостольского преемства, хранимого церковью, общение с Богом невозможно. Контакт нарушен, а значит в мире, воссозданном в «Холодной войне», нет благословения, что влечет за собой страдания. Вместе со стертым лицом фрески, от которого остались лишь глаза, и отсутствующей купольной частью, фильм открывает заложенную режиссером мысль о том, что небеса из защитника человечества превратились в немого созерцателя мировой катастрофы, виновниками которой стали люди, как в прочем и ее жертвами.

Несмотря на прикосновения режиссера к каждому кадру и глубокой философии картины, актерская игра меня не затронула. Если героиня Зула (Иоанна Кулиг) меняется со временем и мы вполне ощущаем динамику ее роли, внутреннюю жизнь, что тянет за собой внешнее проявление, то актер, исполняющий роль Виктора (Томаш Кот), меняется только тогда, когда гример наносит новый грим, а стилист меняет прическу.Это не добавляет в суп соли и кушать его становится труднее, если ты, конечно, не смертельно голоден и тебе вообще без разницы, что принимать во внутрь.

Кроме того, сценарий не совершенен. У героев часто отсутствуют мотивация и логика поведения. Всякое действие в реальной жизни оправдано или внутренним побуждением, или внешним воздействием, чего в фильме я не увидела. Не скажу, что это столь критично, но время от времени возникает вопрос «Зачем?» или «К чему это?».

«Холодная война» Павла Павликовского закольцована, что само по себе хоть и не ново, но дает некое ощущение целостности режиссерской мысли. В конце картины на замену танцам на барной стойке, джазу, поездке по Сене, пейзажам Сплита, Берлина, Парижа — только ветер, нагибающий траву в поле, закат и все тот же разрушенный храм.

«Идем на ту сторону, там пейзаж лучше», — эта фраза, вместе со строчкой из песни, написанной Лебедевым-Кумачем и исполняемой Утесовым, которую так любит напевать героиня фильма:«Сердце, тебе не хочется покоя…», — становится жизненным кредо героев, которые в поисках лучшего теряют то хорошее, что них есть.

Фильм таки стоит посмотреть, тут не надо рассчитывать на «сладкую» голливудскую попсу, под которую попкорн еще вкуснее. «Холодная война» смотрится натощак и, оставляет во рту горький привкус, который будет уместно обсудить с друзьями за чашкой черного кофе без сахара.

 

  


Пост размещён сторонним пользователем нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователя



Валентина Михеева
Спасибо за меткую формулировку — «актер… меняется только тогда, когда гример наносит новый грим, а стилист меняет прическу». Вот честно, насколько завораживают в картине зрительный ряд, музыка и прочее, настолько отрезвляла меня игра главного героя  (не знаю, может, это что-то личное)
Но все же думаю, что фильм сильнейший и никто не пожалеет о времени, затраченном на просмотр.
   Відповісти    
dolento
Авторка так цікаво та змістовно написала, що маючи вільну фантазію, не виникає потреби дивитись цей шедевр кіно!
   Відповісти    
   Правила

Записи в блогах:




Думська в Viber


Одрекс
Ми використовуємо cookies    Ok    ×