Вынужден, как и три года назад, начать с цитирования книги американских авторов А.ЧэйсинсаиВ.Стайлз «Легенда о Вэне Клайберне», изданнойвМосквев 1959 году.Она была посвящена сенсационной победе юноши из далёкогоТехасана первом учреждённом вСССРмеждународном конкурсе пианистов имени П.И.Чайковского, итогам и урокам этого знаменательного события и отношению к нему со стороны журналистов разных стран имастей: «…Много смеялись, например, шуткеВиктора Борджа: «Композитор Чайковский родился в 1840 году и прозябал в безвестности, пока в 1958 году его не открыл музыкант изТехаса».Затем имя этого человека становится объектом газетныхкроссвордов, и, наконец, последнее: появляется на светгрязный пасквиль; его получают по почте тысячи музыкантов, и в нём намекают, что конкурс вМосквебыл жульническим. Шутки и выпады, попрошайничество, интриги – всё это неизбежные спутники знаменитостей…» …Пожалуй, за полвека с лихвой изменилась только скорость распространенияпресловутой«худой молвы»:почта и телефон нынче вовсе уж не в почёте, а всякие е-мейлы и скайпы работают практически со скоростью света… С апломбом и увлечённостью (откуда только время берётся)часамисудачат«в сети» фанаты ожульничествахпрошлого соревнованияи о промахах нынешнего – между тем, даже по лексике этих высказыванийлегко понять, что многиене только не бывали в концертном зале«на турах», но и вообщеживутв другихгородахирегионах и заботятся, сидяперед дисплеем, лишь об одном: как бы спровоцироватькакую-нибудьскандальнуюдискуссию: «Ау, господа одесситы! Вы перестали посещать конкурс?Ждём ваших обзоров»(снисходительный окрик легко выдаёт«столичнуюпрописку» автора-анонима). Что поделать! Мы ведь не только заинтересованные слушатели и болельщики конкурса, но ещё и граждане своей страны.И у нас выборы парламента – в те самые днии часы, когдаобъявляются результаты двухнедельного пианистическогомарафона.Средстваммассовой информациибылоявно не до нас – но мы ходили на конкурс, заботились, чтобызаранее занять места в тесном зале, до хрипотыспорили в кулуарах – и всё с оглядкой на публикации трёхлетней давности с их иронией и отчаянной отвагой.Тогда, в 2009-м, нельзя было не почувствовать, какаяподковёрнаяборьбаидётв комнатах жюри и в кабинетах оргкомитета. Иногда нотки подлинной горечи прорывались наружу:«Мне очень хочется, чтобы следующий, пятый«Гилельс»смог исправить мнение, котороесложилосьупубликивходеэтогоконкурса…Я былабывтысячуразсчастливее, еслибполучилане премию, адиплом, ноприболеечестномраскладе». &nbs p; &nb sp; &n bsp; & nbsp; ; &nbs p; &nb sp; &n bsp; & nbsp; &nbs p; &nb sp; &n bsp; & nbsp; ; &nbs p; &nb sp; &n bsp; & nbsp; ; &nbs p; &nb sp; &n bsp; & nbsp; ; &nbs p; &nb sp; &n bsp; & nbsp; ; &nbs p; &nb sp; &n bsp; & nbsp; ; &nbs p; &nb sp; &n bsp; & nbsp; ; &nbs p; &nb sp; &n bsp; & nbsp; ; &nbs p; &nb sp; &n bsp; & nbsp; ; &nbs p; &nb sp; &n bsp; & nbsp; ; &nbs p; Нодалеконевсем«расклад»прошлогосоревнованиядолженбылпоказатьсянечестным.Жюридействительнооказалосьвсложнейшейситуации, иботалантливыхихорошообученныхпретендентовбылонемало – покрайнеймере, больше, чемучреждённыхпремий.Тогдавспомниласьпусть и неновая идеяоразделениикаждойпремиимеждуучастникамиприблизительноодного(конечно, «балльно-математического»)уровняи упразднениинеделимой«Гран-при».Собственно, такоерешениеираньшеприходилов головумудрымлюдямразныхпоколенийиобщественныхслоёв.Ноужесамото, чтовВетхом заветеоно приводитсятолько единожды(«Соломоново решение»! ), подтверждает:злоупотреблятьподобнымиприёмаминельзя.Дажегрешно. Вподлинномтворчествеабсолютнойтождественностин еб ы в а е твпринципе.Всё равноестьнекиеедвауловимыеградации, отличающиеличностьотличности.Ктомужеэтиградациивесьмаизменчивы – какизменчивысамилюдииихбиографии.Вотпример:натомжеконкурсеЧайковского1958 годак третьемутурубылодопущенодевятьпретендентов – нонавосемьпризовыхмест! Не лишнебудетнапомнитьздесьэтотисторическийсписок:онмногое проясняеткаквмудроститогдашнегожюри, возглавляемогоЭмилемГилельсом, такивегохудожественнойиполитической(представьте себе! )дальновидности. &nbs p; 1. ВэнКлайберн, США &nbs p; 2. ЛюШикунь, КитайиЛевВласенко, СССР &nbs p; 3. НаумШтаркман, СССР &nbs p; 4. ЭдуардМиансаров, СССР &nbs p; 5. МиленаМоллова, Болгария &nbs p; 6. НадяГедда-Нова, Франция &nbs p; 7. Тоиоаки Мацуура, Япония &nbs p; 8. ДэниэлПоллак, США Прошло, страшно сказать, 54года…Некоторыеимена практически поглотиладажевсезнающаяистория;например, прекрасныйпианистЭдуардМиансаровсегоднянапомнилбы, скорее, неосебе, аосвоейсестреТамаре – эстраднойпевице(помнитееёдерзко-мальчишеское«Пустьвсегдабудетсолнце! »).АвотДэниэлПоллакне потерялся, дажезамкнувэтотсписок, возглавленныйтогдаВэномКлайберном, -вот он, Поллак, вжюритолькочтозакончившегосяодесскогосоревнования! В остальном я предложилбы всем, кто сейчасчитаетэти строки, дополнитькаждоеимя своимиличнымикомментариями.Этотолькодоказалобы, чтокаждыйиз наснеповторимизаслуживаетсвоейниши, пустьмаленькой.Двумже(илидажеболее)фигурамнаодномпьедесталебудеттесновсегда. Ихватит пока истории.Такилииначеонаосебеещёсаманапомнит.Дажесобытиядвух-илитрёхнедельнойдавности – тоже ужеистория. Передсамымначаломжеребьёвки, напресс-конференциинамсообщили, чтоврезультатескрупулёзногопредварительного отборавидеодисковкконкурсудопущено52молодыхисполнителя – впрочем, сейчасвзаленаходятся24конкурсанта, которыеибудутучастникамиI тура…Услужливаяпамятьтутжеподбросилавывод:никогдаещётакмалосоискателейне приезжалокначалу! Случилосьчто-тонетипичное, исключительное? Оказалось – организационнаянеувязка, ктомуженепоправимая.Ккаждомуновомуконкурсусочиняетсяновоепроизведение, обязательное дляисполнениявсемиучастникаминаII туре.Те, кто отказываетсяотэтогоусловия, к конкурсунедопускаются.ХарьковскийкомпозиторВ.М.Птушкин – нашпостоянныйавтор – написалкданномусобытию«Рапсодию»дляфортепиано, всеисполнителисвоевременнополучилинотныйматериал – новыяснилось, чтопосвоимпрофессионально-художественнымкачествам«Рапсодия»устроиладалеконевсех.И некоторыемолодыепианистыотказались.Какговорится, совсемивытекающими… Опятьисторическаясправкаиз1958 года.ТогдавМосквеобязательное«Рондо»для конкурсаЧайковскогонаписалД.Б.Кабалевский – егоигралииВэн Клайберн, иДэниэлПоллак, ивсе, когояранееперечислил. «Техническиэтавещьдовольномудрёная, ивпоследствиикомпозиторизъялеёдляпересмотра».Понимаете – впоследствии! Нашёлжетогдаоргкомитетвозможностьурегулироватьспорныйвопросдото-го! Конечно, ядалеконеуверен, чтоименноиз-за«Рапсодии»Птушкинасконкурсавэтомгодуснялось28 человек, — ноименноэтотвесомыйаргументбылозвученнапресс-конференции16 октября(безстатистики) .Итогдажеоткрыласьглавнаяособенностьнынешнего, пятогогилельсовскогофорума.Буквальнонаканунеобстоятельствасложилисьтак, чтоегогенеральныйдиректори ответственный членоргкомитета(онжеректорОдесскойНациональной музакадемии, онжепредседательОдесского отделенияНациональногосоюзакомпозиторовУкраины, академик, профессор и т.д.) АлександрВикторовичСоколсталктомуже председателемжюри! Этововсенеупрёк – скореереспектигордость. Плюсреальноеположениедел. Нов едькакая-то изэтих авторитетныхдолжностей илиихисполнительныхфункционеровнавернякадолжнабылагораздораньшевыступитьвролизаказчикаобязательнойконкурснойпьесы, а потомкупитьеё…Апотом – у нормальногоукраинцаобязательновозника етдовод: « Бачилиочі, щокупували».Короче, что-тонесрослось Это у нас, уукраинцевнесрослось.Авотяпонская пианисткаХидакаШино(I премия)получилако<span style=«mso-spac
|