Фильм «Домой» это история о том, как страдания разрушают духовность, возвращая человечество в пещеры.
Чтобы передать боль, не обязательно ее причинять. Полнометражная дебютная лента Наримана Алиева разговаривает с аудиторией символами и подтекстами.
В девяносто семь минут экранного времени поместилась история, в которой позыв внутренней нравственной ориентации мощнее и интереснее внешних столкновений героев.
Исходя из философско-психологических исследований можно констатировать, что все человеческое неразделимо с моралью, которая формируется под воздействием истории, конкретизируясь системой ценностей каждого из нас. Словно гены, духовно-практические приоритеты бытия передаются от родителей к детям, становясь основой, на которой мы потом строим всю жизнь. Герои картины «Домой» не стали исключением.
Фильм освещает жизнь крымских татар после аннексии Крыма. Их вынужденный побег с родной земли, как и вынужденное приспособление к новой жизни, зарождают сопротивление окружающему миру. Оно возникает от психологического одиночества, которое поневоле чувствуют герои, а позже усиливается непониманием их моральных и этническо-культурных устоев окружающими согражданами.
Мустафа, герой фильма Наримана, представлен зрителю как искалеченная личность. Война, пришедшая в Украину, забрала жизнь его первенца Назима и отдалила второго ребенка, Алима. Затем обстоятельства пытаются вынудить Мустафу отказаться от духовно-моральных принципов: похоронить сына за пределами родной земли, аннигилировав семейные и религиозные традиции. Собственно, это и становится главным внутренним и внешним конфликтом картины.
Тема, поднятая в этой работе, не только актуальная, но и оригинальная.
Зрителю предоставляется возможность взглянуть на жизни людей, у которых война отобрала семьи, покой и родную землю. Оценить ее разрушающее влияние на нравственность и гуманизм человека, зажатого в этих страшных обстоятельствах.
Проводником идеи, заложенной в фильме, стал не сценарий, который написал Нариман, а точная актерская игра. Участие в фильме Ахтема Сеитаблаева в качестве главного героя прибавило картине художественной ценности и здорового драматизма. Но в то же время заострение проблематики фильма за счет бьющего на эффект видеоряда вместо того, чтобы вызвать скупую слезу – вызывает зевоту.
Первый кадр некоего мистического ландшафта с одиноким деревом, безусловно, создает ностальгическую атмосферу, но скучный и местами затянутый монтаж отвлекает от предлагаемой истории.
Причем эффектом «пресного кино» страдают только первые двадцать минут картины, дальше темпо-ритмический рисунок налаживается. Вероятно, симпатичная актерская игра и динамичное развитие сюжета затягивают внутрь истории, давая возможность дышать в рамках картины.
Если верить в то, что в искусстве головой всему идея, то фильм Наримана Алиева крепко держится на ногах. Картина вынуждает аудиторию думать, анализировать и, вне всякого сомнения, стоит вашего внимания.