artville1

Леонид Штекель / 18 марта 2021, 12:06

Украинская культура в удушающих объятиях украинизации и политическая конъюнктура. Часть вторая


Чтобы по-настоящему рассмотреть «украинизацию» как политическую систему, я хочу обратиться к судьбе, без сомнения, великого украинского режиссера Леся Курбаса. Я уже писал об этом несколько лет тому назад в статье «Дело Леся Курбаса и украинизация 20-х годов»

Достоверная история украинизации 20-х годов до сих пор не написана. В советское время это произошло потому, что Сталин, в начале 30-х, признал эту политику ошибочной и порочной, ее авторов сослал (расстреляли их потом, и, вроде бы, не за это, но это «вроде бы»), а идею похоронил. Произошло это вовсе не потому, что кто-то реально и беспристрастно оценил эту политику, а потому, что в начале 30-х Сталин начинает делать ставку на политику русского государственного шовинизма. Разумеется, это было только начало, в полной мере эта политика была осуществлена лишь через много лет, после окончания Второй мировой войны. Но уже тогда, в начале 30-х, Сталин резко ужимает границы социально-культурной свободы. Возможно, это напрямую было связано с уничтожением партийной оппозиции: банда Сталина лишает власти всех тех, кто хоть чуть-чуть выше интеллектуального уровня окружения тирана. Разгром украинизации происходит на фоне «академического дела», дела о «Промпартии», разгрома кооперации, «шпионские дела по концессиям» и т.д. Все это пока проходит с минимум крови, людей просто отстраняют от власти, ссылают, не надолго сажают. Настоящие казни еще впереди.

Разумеется, каждое из этих дел имеет свою историю, свои причины возникновения, своих героев, своих иуд и своих жертв. Некоторые дела были высосаны из пальца, некоторые были связаны с тотальной некомпетентностью сталинских кадров, а что-то, как, например, разгром ЛЕФа был вызван, в том числе, и воинствующей наглостью, и дуростью своих апостолов.

С украинизацией тех лет (а это был официальный термин 20-х годов) дело обстояло во многом так же, как и с ЛЕФом. Идеологи левого искусства считали себя острием большевистского напора, главной силой культурной революции большевиков. Они считали себя самыми преданными борцами за дело революции и пролетариата, и поэтому их разгром был столь жуток, и вместе с тем закономерен. И ситуация с украинизацией обстояла примерно так же.

Читая допросы Леся Курбаса в НКВД, мы с удивлением сталкиваемся с тем, что никакого противостояния Курбаса и власти – нет. С того момента, как Лесь Курбас признает свою вину, он просто исповедуется следователю. В этом протокол его допроса коренным образом отличается от допроса Осипа Мандельштама, арестованного в то же время. Лесь Курбас – «настоящий советский человек», который, во многом, есть продукт советской власти. В какой-то мере эта проблема есть и у Мандельштама, но неизмеримо меньше. Лесь Курбас плоть от плоти той власти, которая раньше давала ему все, что он хотел (в меру своих возможностей, разумеется), а теперь все отобрала. И так как он раньше с благодарностью принимал все, что ему давали, то сейчас со смирением принимает репрессии власти.

В своей статье я уже писал: протокол допроса не оставляет сомнений, что это не придуманная беседа, что это не написанные после избиения слова по указке следователя, а это настоящая исповедь человека, сделанная без принуждения. Лесь Курбас признавал за государством право проводить украинизацию, и теперь он признал за государством право наказать его за эту самую украинизацию. Государство и партия – его маленький и злой бог. А он верный слуга своего бога. Поклонникам украинского языка и культуры жутко было бы читать те слова, которые говорит Лесь Курбас об украинском языке и культуре на этих «беседах» со следователем. Но опять-таки, я уверен они вызваны именно его искренней попыткой понять, что было не так с этой идеей украинизации? Ни малейшего протеста из уст Леся Курбаса в протоколах не звучит. Он вновь и вновь для себя пытается понять, за что его божок отверг эту идею, и находит для этого множество оснований. Но все эти рассуждения сделаны с таким достоинством, с таким горьким спокойствием, что у меня нет ни единого сомнения в том, что Лесь Курбас говорит именно то, что думает.

Кстати, далеко не случайно, что в середине 50-х Лесь Курбас был реабилитирован. Другое дело, что его имя старались не упоминать в печати, но это было, на мой взгляд, не требование партийного руководства, а личная инициатива самой культурной элиты тех лет: они сделали свое имя на пинании ногами Леся Курбаса и его друзей, и панически боялись возвращения памяти о нем. Да и о всем Украинском Видродженни. О своих ошибках, о своих мечтах. А партийные и гэбэшные органы не видели в 50-е годы в Лесе Курбаса врага. Когда читаешь дело о реабилитации, то совершенно очевидно, следователь абсолютно откровенно пишет о «перегибах» конца тридцатых. «Трагические перегибы». Расстреляли Якира, Блюхера и Курбаса. В деле о расстреле нет никаких обоснований этой «высшей меры классовой борьбы». Поэтому и реабилитация прошла крайне быстро и просто. Это вам не Мандельштам

Надо понимать, что те, кто по приказу Сталина (с радостью или без оной – не уточняем), отправили на смерть Блюхера или Якира к концу 50-х уже утратили свою политическую власть. Поэтому о казненных в прессе говорили. Не очень много, но говорили. А те, кто вольно или невольно, но благословил смерть Леся Курбаса и его друзей по Украинскому Видродженню, те были при власти, и, либо предав себя, старались не вспоминать свою юность, либо, на трупах загубленных талантов построил свою карьеру. И уж и тем, и другим, хорошая память была не с руки.

Но вернемся к «украинизации». И в советское время, и в постсоветское мы почти не касаемся этой проблемы. Между тем, очень многие моменты в истории советской культуры невозможно понять без учета этой самой «украинизации».

Ну, например, почему одесская литературная школа, при всех вариантах ее оценки, возникла, фактически, не в Одессе, а в Москве? А потому, что в Одессе их бы не напечатали. Литературная жизнь Одессы, фактически, была уничтожена. Конечно, осталось несколько писателей, которые перешли на украинский язык, Но это был уже совсем другой уровень, абсолютный провинциальный. И ведь это касается не только Одессы. Литературная жизнь в городах Украины, в массе своей в основном, русскоязычные, была сведена на нет. Это особенно сильно ощущается, если мы сравним ситуацию в российских городах, и в Украине. И дело вовсе не в том, что Москва отбирала все литературные силы. Это, в основном, произойдет позже. В Украине выхолащивание литературы на русском языке произошло гораздо сильнее, чем в других регионах СССР. Это коснулось и театров, это привело к общему падению культурного уровня. Украина, которая была одной из наиболее своеобразных, в культурном отношении, частей Российской империи, в СССР превратилась в забытую культурную провинцию. И дело вовсе не в слабости украинской культуры. Дело в том, что, как и в ситуации с ЛЕФом, попытка выбрать единственно «ПРАВИЛЬНУЮ» культуру неизбежно приводит к деградации всех культур.

Да, потом картина начал меняться. В смысле отказа от украинизации. Но к этому времени Украина превратилась в провинциальное захолустье. Только Москва или Ленинград реально могли дать путевку в литературную жизнь. И хотя украинская культура расцвела в Киеве – главная проблема советского провинциализма –система неограниченных запретов на любые проблески настоящего творчества, висел дамокловым мечом над дальнейшим развитием культуры.

И роль украинизации 20-х в этой трагедии очень велика. Не взирая на трагедию самих организаторов этой кампании.

 


Пост размещён сторонним пользователем нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователя



Alejandro11
Автор «играет в одни ворота», сокрушаясь об упадке «русскоязычной одесской литературы» из-за «насильственной украинизации» 1920х. Во-первых, писатели и шире — деятели искусства — уезжали в Москву не потому, что их якобы притесняли в Одессе, а просто стремились туда, где сытнее и где открывалось больше перспектив. Кто-то мешал Утёсову петь на русском в Одессе? Или М. Табачникову сочинять музыку в Одессе (которую можно положить на любой язык, хоть на идиш)? Или художникам запрещали писать картины в Одессе? Нет. Просто метрополия всегда притягивает лучших людей с порабощённых земель. Во-вторых, почему автор не сокрушается по поводу фактически нерождённой украинской литературы и культуры, которой почти не дали возможности развиться «благодаря» «Валуевскому циркуляру», «Эмскому указу» и множеству других запретительных мер по отношению к «малороссийскому наречию«(при этом всё равно были прекрасные писатели и произведения. Например, М. Коцюбинский  бесспорно писатель европейского уровня). А существовало ли официальное образование на украинском языке? Будь всё по-другому, были бы украинские школы мирового масштаба и в литературе, и в музыке, и в живописи: взять хотя бы Левицкого, Боровиковского и Лосенко, которые внезапно стали родоночальниками «классической школы русской живописи».
   Відповісти    
Alejandro11
А Штекель, прикрываясь демократией, плюрализмом мнений и толерантностью, занимается чудовищной манипуляцией, транслируя самые заскорузлые штампы великорусского шовинизма в несколько обновлённой оболочке.
   Відповісти    
Гринго
Я пройдусь только по одной фразе штекеля в этом опусе: «Лесь Курбас – «настоящий советский человек», который, во многом, есть продукт советской власти. В какой-то мере эта проблема есть и у Мандельштама, но неизмеримо меньше.»

Итак, что есть у Мендельштама, который к «украинизации» никакого отношения не имеет.
Купец 1 гильдии при царском режиме. Это давало право обойти черту оседлости, и проживать в столице империи. Когда же финансовые дела пошли хуже, просто перешел в христианство. Не знаю как  «Армія і мова», а вот верой человек не парился явно.
При советской власти работал в Наркомлите чиновником от литературы. У Булгакова в «Мастер и Маргарита» есть такой персонаж- критик Латунский. Так вот Мендельштам занимался именно тем чем этот критик, получая зарплату от советского правительства, а так же пятикомнатный особняк, продукты из кремлевских распределителей и медицину от правительственных больниц. Правда, получал он эти блага пока был в силе его «крыша»- Бухарин.
В этом вопросе подвела чуйка нашего Мендельштама, не на того поставил не на того бочку покатил.По линку ниже его «обличительный антисталинский стих»:
Почему Мандельштам, чтобы оскорбить Сталина, назвал его осетином
Однако попытался позже реабелитироваться и остаться у чиновничьего корыта (ода сталину по линку ниже):
Ода Сталину  Мандельштам. Полный текст стихотворения   Ода Сталину

Очень «гибкий» был человечек, прямо «эластичный».
   Відповісти    
Гринго
Штекель всех с ним не согласных клеймит «сталинистами».

А Марина Цветаева тоже тогда «из сталинской шинели»?
Ее цитаты ниже взяты отсюда:
КГБ: Марина Цветаева. Мой ответ Осипу Мандельштаму / Дополнительно / Читать онлайн

«Не-революционер до 1917 г., революционер с 1917 г. — история обывателя,
негромкая, нелюбопытная. За что здесь судить? За то, что Мандельштам не имел
мужества признаться в своей политической обывательщине до 1917г., за то, что
сделал себя героем и пророком — назад, за то, что подтасовал свои тогдашние
чувства, за то, что оплевал то, что — по-своему, по- обывательскому, но все
же — любил.»

«- Власть! — Вот оно, слово ко всему, тайный ключ к Мандельштаму.
«Шум времени» — подарок Мандельштама властям, как многие стихи «Камня»
- дань.
Если бы Мандельштам любил величие, а не власть, он 1) до 1917 г. был бы
революционером (как лучшая тогдашняя молодежь) — он революционером не был;
2) даже пусть революционером до 1917 г. не быв, революционером после
коммунистического Октября не сделался бы — он им сделался; 3) даже
сделавшись революционером после коммунистического Октября — столь не вовремя
(или вовремя! ) отозвавшись и на это величие, не отказался от своего
вчерашнего представления о величии. Но Мандельштам воспевает власть (именно
жандармов! Улан — разница! ), бессмысленную внешнюю красоту ее. До
преображения вещи он никогда не возносился. Власть рухнула, да здравствует
следующая!
Я тебя любил и больше не люблю. Я не тебя любил, а свою мечту о тебе. -
Так, кончив любить, говорит каждый.
Я тебя не любил, а любил своего врага, — так, кончив любить, говорит
Мандельштам.»

Штекель, руки прочь от Курбаса! Твоими же словами, «это вам не мандельштам». Курбас оды сталину не писал!
   Відповісти    
Гринго
"… Некая Наташа, нелепое и милое создание. Борис Наумович терпел ее
как домашнюю дуру. Наташа была по очереди эсдечкой, эсеркой, православной,
католичкой, эллинисткой, теософкой с разными перебоями. От частой перемены
убеждений она преждевременно поседела. (История — только в обратном порядке
- самого Мандельштама. Империалист, эллинист, православный, эсер, коммунист.
Но Наташа — женщина и дура — седеет. Мандельштам — не седеет! )»

«У Вас,
Осип Мандельштам, ничего, кроме собственного неутолимого аппетита,
заставляющего Вас пожирать последние крохи Цыгальского, и очередного
стихотворения — в 8 строк, которое вы пишете три месяца. Пойдите и продайте
и не проешьте деньги на шоколад: они нужны больной женщине («с глазами
коровы») и голодным детям, которых Вы по легкомыслию своему обронили на
дороге своего повествования. (два кадетика, 12 и 13 лет, чуть ли не в тифу,
имен не знаю.)
Почему голоса, примуса, сестры, непроданных сапог и дурного табаку
(стыдился) — а не просто Вас, большого поэта Осипа Мандельштама, которому
он, неизвестный поэт и скромный полковник Цыгальский читает стихи?
Помнится, Вы, уже известный тогда поэт, в 1916 г. после нелестного
отзыва о Вас Брюсова — плакали.»
   Відповісти    
Гринго
«И налетит пламенных лет стая,
Прошелестит спелой грозой Ленин,
И на земле, что избежит тленья,
Будет будить разум и жизнь Сталин.»

февраля — начало марта 1937

Написано мандельштамом в 1937 году. Сцуко, в последний год жизни из кожи вон лез «это вам не мандельштам». «Пророк» хренов!
   Відповісти    
Гринго
Ладно, слишком я наверно строг к «этовамнемандельштаму».
Вот примеры его творчества при царе-батюшке:

Кушает сено корова,
А герцогиня желе,
И в половине второго
Граф ошалел в шале.
1913 (?

В девятьсот двенадцатом, как яблоко румян,
Был канонизирован святой Мустамиан.
И к неувядаемым блаженствам приобщен
Тот, кто от чудовищных родителей рожден,
Серебро закладывал, одежды продавал,
Тысячу динариев менялам задолжал.
Гонят люди палками того, кто наг и нищ,
Охраняют граждане добро своих жилищ.
И однажды, и'дучи ко святым местам, --
Слышит он: «О Мандельштам, -- глянь-ка — ландыш там! "


Вуайажор арбуз украл
Из сундука тамбур-мажора.
— Обжора! — закричал капрал.--
Ужо расправа будет скоро.
1915

— Я писать умею: отчего же
Говорят, что буквы непохожи,
Что не буквы у меня — кривули?
С длинными хвостами загогули?
Будто «А» мое как головастик,
Что у «Б» какой-то лишний хлястик:
Трудно с вами, буквы-негритята,
Длинноногие мои утята!

Мне скучно здесь, мне скучно здесь,
Среди чужих армян.
Пойдем домой, пойдем домой, --
Нас дома ждет Эдем.
1916

Ну как, штекель, достаточно? Курбас этовамнемандельштам?

:)
   Відповісти    
Гринго
Последний образчик предсмертного творчества мандельштама. 1937 год. Человек «крепнет на борьбу с врагом». Под руководством сталина есссественно:

Необходимо сердцу биться:
Входить в поля, врастать в леса.
Вот «Правды» первая страница,
Вот с приговором полоса.
Дорога к Сталину — не сказка,
Но только — жизнь без укоризн:
Футбол — для молодого баска,
Мадрида пламенная жизнь.
Москва повто'рится в Париже,
Дозреют новые плоды,
Но я скажу о том, что ближе,
Нужнее хлеба и воды, --
О том, как вырвалось однажды:
— Я не отдам его! — и с ним,
С тобой, дитя высокой жажды,
И мы его обороним:
Непобедимого, прямого,
С могучим смехом в грозный час,
Находкой выхода прямого
Ошеломляющего нас.
И ты прорвешься, может статься,
Сквозь чащу прозвищ и имен
И будешь сталинкою зваться
У самых будущих времен…
Но это ощущенье сдвига,
Происходящего в веках,
И эта сталинская книга
В горячих солнечных руках —
Да, мне понятно превосходство
И сила женщины — ее
Сознанье, нежность и сиротство
К событьям рвутся — в бытие.
Она и шутит величаво,
И говорит, прощая боль,
И голубая нитка славы
В ее волос пробралась смоль.
И материнская забота
Ее понятна мне — о том,
Чтоб ладилась моя работа
И крепла — на борьбу с врагом,
4 — 5 июля 1937, Савёлово
   Відповісти    
DETA
DETA 3 апреля 2021, 15:50     -2      
Давайте  уже исполнять Конституцию Украины, которой уже 25 лет, где все ясно и конкретно написано. За это время и осла можно было научить говорить на государственном языке. Все эти дополнительные законы по «украинизации» лишь свидетельство того, что Основной закон не исполняется.
А тратить сегодня деньги  из городского бюджета на обучение сотрудников мэрии языку — преступление.
   Відповісти    
Леонид Штекель
Уровень комментариев в Думской уже давно опустился ниже плинтуса. Но сегодня, прочитав эти комментарии, я просто ошеломлен. Я обязательно подробно отвечу на эти тексты, в которых есть признаки интеллектуальной деятельности, но такая моральная пустота, что я назвал бы некоторые посты воплем вопиющего ничтожества. В них такая страсть совершить духовную кастрацию, что я просто поражен. Обязательно об этом напишу.
   Відповісти    
Гринго
Отлично, Леонид!
Если только такими методами можно вытащить вас на дискуссию, то буду продолжать в том же духе!
И касательно именно этой статьи, приведите в пример аналог мендельштамовского "Будет будить разум и жизнь Сталин.» но от Курбаса.
И предупреждаю, опирайтесь только на факты, как делаю я. Ибо получите должный отпор.
   Відповісти    
   Правила

Записи в блогах:




Думська в Viber


Одрекс
Ми використовуємо cookies    Ok    ×