Участники «Группы 2 мая», которые проводят собственное независимое расследование обстоятельств одесской трагедии, прокомментировали сообщение об окончании досудебного расследования в отношении бывшего начальника областной милиции Петра Луцюка.
По словам координатора группы Татьяны Герасимовой, следственные действия в отношении милиционера начались только в мае 2015-го — после неоднократных публичных и официальных заявлений.
Как рассказала Герасимова, «Группа 2 мая» тщательно изучала действия правоохранителей в тот день. По единодушному мнению, если бы Петр Луцюк ввел в действие оперативный план «Волна», специально разработанный на случай массовых беспорядков, столкновения удалось бы локализовать в центре Одессы. Этого не было сделано, и результатом стал пожар в Доме Профсоюзов, в ходе которого погибли 42 человека.
Также по итогам изучения всех обстоятельств группа пришла к мнению, что бывший главный одесский милиционер пытался снять с себя вину. Для этого он подписал приказ «задним числом», а в ночь на 3 мая отчитался перед министерством, что план «Волна» не был исполнен по неизвестным ему причинам.
К аналогичному заключению о бездействии Луцюка пришла уполномоченный ВР по правам человека Валерия Лутковская, сотрудники которой расследовали события по горячим следам. Судя по квалификации действий в рамках уголовного дела, такие же выводы сделала и Генпрокуратура.
Для члена «Группы 2 мая» и обозревателя «Думской» Сергея Диброва новость об окончании расследования стала неожиданностью.
«Следствие в отношении Луцюка старательно «спускали на тормозах». Его вина очевидна, но даже решение о взятии его под домашний арест было отменено. Как следует из доклада Совета Европы, еще полгода назад следствие было «завершено на 99%» и вполне могло пролежать под сукном еще несколько лет. Источники, близкие к руководству правоохранительных органов, попросту разводили руками, — мол, Луцюк за много лет работы обзавелся мощными связями, поэтому привлечь его к ответственности практически невозможно», — сказал он.
Также Дибров обратил внимание на то, что материалы уголовного производства в отношении Луцюка передаст в суд Управление специальных расследований Генпрокуратуры. Ранее «Группа 2 мая» предложила передать этому управлению все уголовные дела, связанные с одесской трагедией.
Также участники группы прокомментировали появившуюся информацию о возвращении в Одессу бывшего начальника областного управления ГСЧС Владимира Боделана.
Так, эксперт «Группы 2 мая» Владимир Саркисян высказал предположение, что бывший главный спасатель региона может попытаться восстановиться в должности.
«Ведь по сути никаких формальных препятствий для этого нет: экс-чиновник не фигурирует в списке люстрированных, не находится под следствием и был уволен с должности в связи с завершением контракта. При этом Боделан не только не отрицал, что всячески препятствовал своевременному началу тушения пожара, но и неоднократно подчеркивал, что считает свои действия ситуативно оправданными», — отметил Владимир Саркиясн.
Отметим, уголовное производство по факту халатности руководителей ГСЧС было зарегистрировано еще осенью прошлого года, однако до сих пор никому не объявлено о подозрении. Из проведенной группой экспертизы следует, что несвоевременный выезд пожарных на место происшествия стал одной из важнейших причин смерти людей в здании.
После обнародования этих данных следователи назначили аналогичную экспертизу. Чем она закончилась, и к каким выводам пришли официальные эксперты, пока неизвестно.
К слову, недавно в областном управлении ГСЧС восстановился в должности бывший заместитель Боделана Виктор Губай, который также является одним из участников трагических майских событий.