«Думская» продолжает гулять по одесским паркам и скверам, которые отсутствуют в нынешней версии проекта Генерального плана города. И хотя мэрия вроде пошла на уступки общественности, пообещав, что все зеленые зоны будут сохранены, — пока в проект не внесли соответствующие правки, терять бдительности нельзя!
Тем более, что в парках нашей Жемчужины у моря в любом случае есть на что посмотреть и о чем повздыхать. Вот, скажем, склоны под Приморским бульваром. Очень скоро прямо под ними вырастет огромный торговый центр, который наверняка закроет вид с Думской площади на порт и море. Ну а парк
К сожалению, некогда богато украшенный цветочными клумбами, а ночью ярко освещенный фонарями, сегодня он выглядит заросшим и заброшенным, причем эта его заброшенность нарастает обратно пропорционально высоте над уровнем моря. У самой Приморской улицы парк превращается в дикие заросли. Ситуацию не спасают даже милые сердцу любого одессита гранитные лесенки.
Во время прогулки мы набрели на неказистый одноэтажный домик, прилепившийся к склону в нескольких десятках метров от величественных дворцов одесской знати и Старой Биржи. Переживет ли эта хибарка появление нового Сити от Шаламая — большой вопрос.
А между тем, дом заслуживает того, чтобы быть включенным в список памятников истории. Ведь он еще дореволюционный, причем за прошедшее столетие ни разу не менял функционального назначения. С самого начала здесь обитали садовники, ухаживающие за парком. Последние 38 лет строение служит кровом одесситке Раисе Каплуненко, самому старому работнику «Горзелентреста».
Условия здесь, прямо скажем, не лучшие — удобства во дворе, газа и центрального отопления, конечно же, нет. Зато, по слухам, именно в домик садовника ведет потайной ход из мэрии, призванный спасти градоначальника и его свиту от народного гнева.
Как рассказала нам Раиса Каплуненко, в советское время парк был куда более ухоженным, нежели сейчас: «Его буквально наводняли отдыхающие. Аллеи, которые теперь заросли берестом, были обсажены небольшими и аккуратными кустами спиреи. На верхней террасе парка, между лестницами, было разбито несколько цветочных клумб — с розами и яркими «веселыми ребятами» (сорт георгин) »
Сейчас, с сожалением констатирует ветеран озеленения, ее сил едва хватает на то, чтобы поддерживать относительную чистоту в той части парка, что тянется от здания мэрии до Потемкинской лестницы.
В большой дождь вся вода с Думской площади из-за разрушенного лет пять назад бордюра сливается во двор ее дома. Большая проблема, говорит садовник, — бездомные, облюбовавшие теплотрассу, которая идет вдоль подпорной стены. От них остается много мусора, кульки и бутылки. Ну и молодежь любит уединиться в Лунном, чтобы распить слабо- и не очень алкогольные напитки. Тару, понятное дело, выбрасывают прямо в кусты.
Инфраструктура парка почти полностью разрушена. Скамейки остались только по правую руку от Потемкинской лестницы (если смотреть на порт), фонари не работают. Ушла в небытие беседка, стоявшая когда-то немного ниже грота. Сам грот, в котором когда-то бил фонтан, производит гнетущее впечатление.
Недавно, благодаря российскому киногению Никите Михалкову, Лунный парк обзавелся новой беседкой — справа от Потемкинской. Однако ухаживать за ней некому, и от сооружения потихоньку отваливается бутафорская лепнина, обнажая ржавеющее без руки хозяйственника железо.
Грустно, товарищи
Автор — Александр Гиманов