sov2



Полтора десятилетия без высшей меры. Часть первая: как и где расстреливали одесских смертников (фото, инфографика)


Прошло ровно 15 лет с момента окончательной отмены в Украине смертной казни. 22 февраля 2000 года Верховная Рада, приняв во внимание решение Конституционного Суда от 29 декабря 1999-го, внесла изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Исправительно-трудовой кодексы, убрав из них упоминания о «высшей мере социальной справедливости», как называли этот вид наказания в сталинские времена. К тому времени в украинских тюрьмах уже убили 612 человек, еще 405 дожидались казни.

«Думская» изучила историю вопроса. Мы побывали в архиве Одесского областного суда, где хранятся «расстрельные» дела, поговорили с судьями, выносившими такие приговоры, прокурорами, которые настаивали на высшей мере для подсудимых, адвокатами, защищавшими потенциальных смертников, и даже с человеком, входившим в состав спецгруппы, которая ставила точку в жизни убийц и бандитов. Но обо всем по порядку.





СТРЕЛЯЛИ ИЗ НАГАНОВ И МЕЛКАШЕК

После вынесения приговора каждый смертник психологически переживает два периода. Рассказывает бывший контролер (надзиратель) Одесского следственного изолятора Петр, несколько лет работавший с таким контингентом, хотя и не приводивший приговоры в исполнение:

«Сначала он впадает в отчаяние, у него опускаются руки. Потом появляется проблеск надежды, и человек начинает строчить письма и ходатайства во все инстанции – от президента до Генсека ООН. Один из приговоренных, помню, каждый день по пятнадцать писем писал. Почти все они старались соблюдать диету, не курили, даже спортом занимались. Говорили, что им это пригодится сначала в колонии, а потом на воле. В то, что завтра-послезавтра придется прощаться с жизнью, никто не верил. Мы их старались не разубеждать и даже о том, что прошение о помиловании отклонено, до поры до времени не сообщали. Эту информацию они получали только в самом конце, непосредственно перед исполнением. Происходило это, насколько я знаю, так. Мужики из спецгруппы – здоровые такие бугаи – заводили человека в комнату, где прокурор сначала уточнял анкетные данные, а потом зачитывал решение. После этого, не теряя ни минуты, осужденного перемещали в другую камеру, где без лишних слов и церемоний стреляли в затылок. Некоторые перед этим истерили, плакали, но большинство впадало в какое-то оцепенение. Были такие, кто молился – к Богу, кстати, многие обращались именно в камере смертников».

Держали приговоренных к расстрелу в спецблоках следственных изоляторов. В одесском СИЗО такой блок находится на первом этаже тюремного замка. Заключенные и надзиратели называют его «бункером». Сейчас там сидят осужденные на пожизненное заключение.

«Бункер» одесского СИЗО сегодня

В среднем от приговора до исполнения проходило три месяца, продолжает наш собеседник. Все это время смертники сутками напролет сидели по двое в сырых камерах площадью 7 квадратных метров, практически без дневного света: окна были прикрыты железными жалюзи. Обстановка самая примитивная – металлическая двухэтажная кровать, полка, два табурета, радио, открытый туалет типа «очко». Книг им не полагалось. Ежедневно обреченных выводили на тридцатиминутную прогулку в специальное помещение с решеткой вместо крыши. Раз в неделю – душ, раз в месяц – часовое свидание с семьей. Иногда приговоренных посещал священник. Письма можно было писать без ограничений.

Уголовники и надзиратели еще с советских времен называли казнь «отправкой на Луну», казненных — «лунатиками», а места, где расстреливали – «космодромами».

Точной информации о том, где в Украине производились расстрелы, нет. Такие сведения всегда были секретными, как и имена палачей. Не в курсе даже судьи, выносившие приговоры:

«Нет, нам никогда не говорили, где расстреливали. Просто присылали справку о том, что приговор в отношении такого-то исполнен. Ее подшивали к делу и отправляли материалы в архив», — говорит зампред апелляционного суда Одесской области Василий Коваль, участвовавший в рассмотрении такого рода дел с 1994 года.

В архиве областного суда мы видели несколько справок, о которых рассказал Василий Георгиевич. В самом деле, те из них, которые датируются периодом независимости, не содержат никаких сведений о месте «отправки на Луну». Они составлялись непосредственно в суде – видимо, после получения телефонограммы от исполнителей приговора.

В советское время «расстрельные» справки были более информативными – их присылали сами «космодромы». Скажем, о расстреле многократно судимого Альберта Байбурина, который в 1973 году с подельниками Гофманом и Головяном задушил и ограбил на улице Лазарева пожилую женщину, областной суд известил начальник УВД Львовской области Луценко. Можно сделать вывод о том, что преступника казнили в тамошнем следственном изоляторе.

Советский период. Из документа следует, что человека казнили во Львове


1992 год. Никаких данных о месте исполнения

Если верить львовской прессе, смертные приговоры в столице Галичины не исполнялись с конца 1980-х, когда этим вопросом заинтересовались местные демократы во главе с Вячеславом Черноволом.

Что касается Одессы, то по словам ветеранов службы исполнения наказаний, последние выстрелы в нашем тюремном замке на Люстдорфской прозвучали в самом конце хрущевской оттепели.

«Когда-то за «рюмкой чая» мне удалось разговорить одного из своих коллег, пенсионера — бывшего контролера СИЗО, который признался в том, что работал в расстрельной команде, — говорит пенитенциарий Петр. — Кстати, он был фронтовиком. Однако каких-то шокирующих подробностей о своей работе коллега предпочел не рассказывать. Говорил, что в состав спецгруппы входили восемь сотрудников. На курок нажимал старший группы, остальные обеспечивали безопасность и конвоирование осужденных. В команду назначали только проверенных людей с устойчивой психикой и в хорошей физической форме. Любителей выпить и тех, у кого были проблемы в семье, не брали. На время собственно «исполнения», то есть казни, к группе добавлялись врач (его задача – констатировать смерть) и прокурор. У каждого из участников отбирали подписку о неразглашении – рассказывать о расстрелах запрещали даже женам. Впрочем, распускать языки ни у кого особого желания и не было – сами понимаете, почетной такую работу не назовешь. Догадывались разве что бухгалтеры – когда время от времени выплачивали премии за «спецработу». Премия, кстати, была немалой – 25 рублей, по тем временам хорошая сумма. Плюс за каждое исполнение полагался отгул. А еще у членов спецгрупп были всяческие льготы в виде внеочередного получения квартир и путевок в санатории. Свою квартиру – двушку в хрущевке на Черемушках — товарищ получил именно в порядке «поощрения».

Последний документ, который получал для ознакомления осужденный на смертную казнь

Последние одесские казни поводились не в самом тюремном замке, а в одном из подсобных помещений во дворе, рядом с местом для прогулок. Его специально переоборудовали: обустроили в полу кровосток, провели воду, чтобы смывать шлангом следы «исполнения».

Одесский тюремный замок. Ветераны говорят, что за этими стенами расстреливали осужденных на вышку

«Осужденным на «вышак» стреляли в голову слева – так предписывала инструкция. При исполнении приговора пользовались револьвером системы Нагана. Это более «аккуратное» оружие для расстрелов, чем табельный пистолет Макарова, пуля которого буквально разносит голову осужденного. Еще применяли пистолеты ТТ и мелкокалиберные винтовки ТОЗ-8. Рядом с расстрельным помещением стоял грузовик с включенным двигателем – чтобы заглушать выстрелы», — говорит наш собеседник.

После исполнения приговора составлялся акт о смерти и протокол («Думской» так и не удалось обнаружить эти документы ни в одном из расстрельных дел, находящихся в архиве облсуда – видимо, они хранятся отдельно, в ведомственном архиве МВД). Тело бросали в крытый грузовик, часто замаскированный под хлебовоз, и отвозили на так называемый «спецобъект» — участок одного из городских кладбищ, предназначенный для захоронения заключенных. Могилы были безымянными – только колышки с номерами.

«Тела родственникам не выдавались, о месте расстрела и погребения им не сообщали. Только извещали о самом факте «смерти в местах лишения свободы». Отдельно направляли справку в ЗАГС, тоже без подробностей», — продолжает Петр.


УКРАИНСКИЕ «КОСМОДРОМЫ»

После прекращения расстрелов в Одессе всех «лунатиков» отправляли по этапу в другие области Украины. Сначала, судя по всему, только во Львов. В 1980-х добавилась Винница (знаменитая тюрьма №1, сейчас это одна из двух колоний максимального режима безопасности, предназначенных для содержания «пожизненников»), а в годы независимости – Днепропетровск, Киев и Харьков.

«Этап был обычным, без каких-то особых предосторожностей. Везли их в «столыпине» (он же вагонзак, специальный вагон для перевозки подследственных и заключенных. – Ред.), в отдельной клетке-одиночке и под постоянным надзором конвоя, — вспоминает ветеран. — Мы знали, что приговоренных к вышке увозят на казнь. Но, по инструкции, мы обязаны были им говорить, что их увозят в обычную зону, якобы для того, чтобы там они ждали дальнейших решений по своим делам. В 1982 году, помню, отправили в Винницу десантника, который застрелил офицера и сержанта. Этот десантник умудрился устроить побег из «бункера». Начальник СИЗО тогда пошел на увольнение, но потом ему все-таки заменили отставку неполным служебным соответствием и строгим выговором по партийной линии. Мы же лишились премий. Десантника взяли на следующий день – он прятался в доме на углу Академика Филатова и Космонавтов. Через пару недель его увезли на исполнение».

Теперь немного цифр. С 1991 по 2000 годы в Одессе было вынесено 76 смертных приговоров, примерно 60% из которых исполнили. То есть, ежегодно у нас приговаривали к смерти в среднем восемь человек. «Расстрельный пик» пришелся на 1995 и 1996 годы, когда «вышку» получили 13 и 16 человек соответственно. Интересно, что аналогичная аномалия наблюдается и в статистике вынесения смертных приговоров в целом по Украине.

Зампред одесского апелляционного суда Василий Коваль объясняет это всплеском преступности, который пришелся на середину 90-х. Мол, бандитизм и все такое.

Адвокат Александр Иванов считает, что это не так: «Если обратиться к данным милиции о количестве особо тяжких преступлений в то время, становится очевидно, что пик квалифицированных убийств, то есть убийств с отягчающими, приходится на 1997-1999 годы, когда ежегодное количество смертных приговоров снова упало. Приговоренные в 1995-1996-м совершили свои кровавые дела задолго до этого, в 1991-1993-м годах, когда пресловутый разгул только начинался. Скорее всего, резкое увеличение количества смертных приговоров как-то связано с давлением, которое оказывалось на Украину европейскими структурами в связи со вступлением в Совет Европы. Если помните, тогда мы взяли на себя обязательство постепенно отменить смертную казнь, однако не спешили это делать, за что постоянно подвергались критике. Видимо, президенту Кучме надо было выбить какие-то преференции с их стороны, и он дал команду чаще давать «вышку».

На ту же мысль наводят и данные по исполнению приговоров, — продолжает правовед. — Украина была принята в Совет Европы 26 сентября 1995 года. В этом году все областные суды страны вынесли 74 приговора, а вот общее количество казненных зашкалило за 200! То есть, понимая, что сейчас придется как-то ограничивать эту практику, они тупо достреливали людей. Поступали так же, как поступало НКВД в 1941-м, когда массово уничтожал заключенных на территориях, находившихся на острие удара гитлеровских войск. Официальный Киев одумался только к марту 1997-го, когда президент просто перестал подписывать документы на смертную казнь».


РОССИЯ КАК ПРИМЕР

Еще одно интересное наблюдение. Все областные суды Украины вынесли после распада Союза 1116 смертных приговоров, 612 из которых (52%) были исполнены. Каждую неделю наши суды приговаривали к смерти трех человек (на деле даже больше, поскольку одним приговором могли обречь на расстрел и двух, и трех граждан). Ежемесячно в украинских тюрьмах происходило шесть казней. В то же самое время Россия проявляла какие-то чудеса гуманизма – на нашем фоне, само собой. В 1991-1999-м годах российские суды вынесли 1201 смертный приговор – и это при том, что население РФ втрое больше, чем в Украине. Из них исполнено было всего 203, то есть смехотворные 17%!  

«Все очень просто. Это сейчас у нас какое-то подобие демократии, а в России – авторитаризм. Тогда же все было наоборот. В России при Ельцине был подлинный разгул свободы. Правозащитники, либеральная интеллигенция, сильная пресса… Власть была вынуждена прислушиваться к мнению общественности. Хотя и законодательство, и правоохранительная система были точно такими же, как у нас - плоть от плоти советской», — отмечает журналист и кинорежиссер Валерий Барановский.

Аналогичное мнение у правозащитника Леонида Штекеля:

«В 2005 году Институт конкурентного общества проанализировал российское и украинское законодательства, касающееся предпринимательства. И пришел к выводу, что у нас эта система в разы репрессивнее, чем в РФ. И речь идет не только о бизнесе, а о правовой системе в целом. Кроме того, тут важна роль личности. Я имею в виду президентов, которые были последней инстанцией в этих вопросах – могли миловать, а могли нет. Кучма был авторитарен и решал все сам. Ельцин прислушивался к мнению членов президентской комиссии по правам человека (сейчас – совет, — Ред.), самостоятельной фигурой был глава комиссии по помилованию Анатолий Приставкин, последовательный сторонник отмены смертной казни».

Не стоит забывать и о том, что в России уже в 1993-м году появились первые суды присяжных, причем не такие, как нынешние украинские, а полноценные – с дюжиной представителей народа, которые принимают решение самостоятельно, без участия судьи.

Если они выносят оправдательный вердикт, то подсудимый немедленно освобождается, если признают его виновным – судья может либо подтвердить приговор, после чего решается вопрос о наказании, гражданских исках и т.п., либо, если он пришел к выводу о невиновности, оправдывает человека, либо распускает коллегию, назначая новое рассмотрение. В Украине, напомним, «пожизненные» дела рассматривает коллегия из трех присяжных и двух судей, а решения принимаются простым большинством голосов внутри этой пятерки.

Суд присяжных в РФ. Старшина зачитывает вердикт


И в Украине. Вердикт зачитывает профессиональный судья

Словом, в то время «великая и неделимая» была куда ближе к Европе, чем Украина.


Вторую часть статьи читайте ЗДЕСЬ

Авторы — Олег Константинов, Вячеслав Иванов и Сергей Дибров, инфографика Марка Эльсона


"Бункер" смертников, а сейчас пожизненников - на первом этаже. Стены выкрашены белым, чтобы беглецы выделялись на их фоне. Фото А.Сибирцева
"Бункер" смертников, а сейчас пожизненников - на первом этаже. Стены выкрашены белым, чтобы беглецы выделялись на их фоне. Фото А.Сибирцева



Здесь хранятся "те самые" дела
Здесь хранятся "те самые" дела






Новости по этой теме:



Комментарий получил много негативных оценок посетителей
Неравнодушный
Лично я жду продолжения этой статьи…
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Олег Константинов, главный редактор «Думской»
завтра, мы просто разбили на две части, потому что очень большой материал получился
   Ответить    
Неравнодушный
Спасибо! Тема очень интересная, многогранная, необъятная. И очень противоречивая. Здесь сколько людей, столько и мнений.
   Ответить    
Velikolepniy.
будем с интересом ожидать и вторую часть истории расстрелов.
   Ответить    
Неравнодушный
Ты вовремя изменил комментарий. А то я тебе уже совсем другое написал. Пришлось тоже менять всё в корне. Помнишь, что ты написал до этого?
   Ответить    
Комментарий получил много негативных оценок посетителей
Неравнодушный
Бывает так,  что напишешь под его комментарием, а он, бац, и поменял уже совершенно в другую сторону. Так и вчера было. Возмутился, что поздно появилась статья, он,  видите ли, в это время сексом занимается. Кому это интересно? Потом понял, что не то ляпнул и вовремя поменял совершенно в другом направлении, поэтому его и заминусовали за это флюгерство.
   Ответить    
Velikolepniy.
нет, псИхически здоровый.))
   Ответить    
Velikolepniy.
Неравнодушный, статья действительно была выпущена поздним вечером, когда многие читали уже отдыхали. Это видно по комментариям, которые дали всего 4-5 человек до 23-х часов.
   Ответить    
March5
March5   страна по ip - od 25 февраля 2015, 12:59     +6      
А шоб руки у него не заболели от такого занятия :)
   Ответить    
AlekseyD
AlekseyD   страна по ip - ua 1 марта 2015, 10:46     +2      
Надо сделать также как на facebook — возможность посмотреть все версии комментариев.
   Ответить    
Комментарий получил много негативных оценок посетителей
Комментарий получил много негативных оценок посетителей
Stirlitz
Stirlitz   страна по ip - od 1 марта 2015, 11:06     0      
Что может быть хуже кацапа?
   Ответить    
Кому татор а кому лятор
Не знаю, в тему ли. Знаю старенького прокурора, жив ли он сейчас, последний раз встречал года два тому. Он был членом комиссии по реабилитации репрессированных в Одесской области. Так вот  из 36000 проверенных комиссией дел РАССТРЕЛЯННЫХ, только в 96 ( девяносто шести) случаях были основания для простого возбуждения дела! С неизвестным ещё исходом.Вот так вот.
   Ответить    
Неравнодушный
То были страшные времена! Не дай Бог, чтобы они вернулись!
   Ответить    
OksanaK
OksanaK   страна по ip - ua 25 февраля 2015, 14:28     +3      
Да уж, а Сталина прямо сейчас модно стало вспоминать, ещё немого и забудут его преступления, геноцид собственного народа. Психически больной управлял страной… А ныненшнему президенту России так Сталин нравится…
   Ответить    
Так сказать.
Спасибо за статью! Особо тронуло; 25р. премии за убийство и (смехотворные) 203 убийства!
   Ответить    
Так сказать.
Да! И не понятно, почему приговоренные не знали о приговоре? Разве их судили заочно?!
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Олег Константинов, главный редактор «Думской»
почему не знали о приговоре? Не знали об отказе в помиловании
   Ответить    
terexov
terexov   страна по ip - od 25 февраля 2015, 01:56     -2      
Простите, что именно и при чём тут я?
   Ответить    
Zangarmarsh
Извини, дружок. Нагнетать тут не получится. На кухне у себя этим занимайся.
   Ответить    
Prostoyuriy
Опять Вы, и опять с хамством.
   Ответить    
CROWN
смысл данной статьи это и История ( а она учит-тех кто хочет учиться)- а также в плоскости вечной темы- так казнить или миловать пожизненным наказание в виде лишения свободы.. т.е. дают ли расстрелы снижение тяжких преступлений в виде убийств (да туту надо было уточнить за что расстреливали во времена СССР и причем много  не всегда за убийства- была такая страшная статья как 86-1 УК УССР хищение в особо крупных размерах  более 10 тысяч рубликов сумма хищений и  "прибыли"- и все тебя к стеночке-не правда ли смешно и грустно-одновременно на фоне Януковича и той же Гонтаревой, бывших от ПР, Ахметки и ему подобных..за валюту знал случай когда у одного товарища дома нашли 2 доллара, подарил кто-то из США-расстреляли..тогда валюта приравнивалась в предательству Родины- между прочим  не такой и плохой аргумент для сегодняшней ситуации, введите смертную казнь за валюту и через сутки в Украине "устаканится "валютный шторм"" и цены в аптеках, на Привозе, магазинах придут в адекватность.. что касается убийства то со времен Каина и Авеля то наказание Божье люди убивали и будут убивать не зависимо от менталитета и причин.. хотя в сегодняшних реалиях мы видим что есть государства и народны и нации-где убийство стало " массовым видом спорта" как не цинично такое звучало.. смерть и казнь никогда не была мотивом для предотвращения убийств- нет изначально человек знал что за такое могут и казнить, но поверьте мне через руки которого прошло свыше 100 дел об убийствах можно сделать какие-то выводы никогда преступник  и не вспоминал в момент убийства об этом НИКОГДА- и раскаяния я не видел НИ РАЗУ.. о жертве говорил всегда клиент в третьем лице как то отстранено, не было страха за сам факт убийства,  сожаления.. действительно  убивая человек  наверное переступает грань  и его житие  идет ДО и ПОСЛЕ, кстати такое же  поведение и у людей совершивших смерть в ДТП -хотя там вроде как по неосторожности а факто то убийство человека на лицо и такое же поведение как бы выкрутиться все свалить на жертву.. ну не верю я  в то что гни преступники начинают верить в Бога святость тут один шкурный  вопрос- если шлепнут то может на том свете Бог типа простит и пропустит в рай.. еще раз говорю нет и не было в их глазах даже осознания  самого факта!!  что совершено убийство хоть минутного сожаления о свершившемся.. это я к тому что давая пожизненный срок государство  тупо дает этому человеку житие в условиях жесткой ограниченности свободы, но ЖИЗНЬ и думаю их никогда не  покидает мысль- побега.. возможно это мои субъективные заметки, но основанные на реальности и контактах с людьми  которые убивали других.. и еще посмотрите новости о Донбассе и о том  как совершаются пытки, насилия и просто убийства ради интереса не связанные напрямую с участием в военных действиях- просто испытывают садистское удовольствие от самого факта убивать- вот вам и ответ о гуманности наказания- пожизненное или расстрелять! ? 
   Ответить    
CROWN
опять не работает сервис — редактировать свой комментарий..
   Ответить    
OksanaK
OksanaK   страна по ip - ua 25 февраля 2015, 14:31     +3      
Преступления, убийства совершаются и в состоянии аффекта. И совершенно по неосторожности и глупости, по-вашему эти люди не раскаиваются?
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Andrii Pertsiukh
Здесь всегда стоит более важный вопрос — не расстрелять бы невиновного. Если ради спасения одного невиновного придется содержать 1000 смертников пожизненно, думаю это того стоит.
   Ответить    
Комментарий получил много негативных оценок посетителей
Неравнодушный
Ищите причины этого явления, а вы о последствиях путинской гибридной войны против Украины. Или скажете, что Путин снова не при делах?
   Ответить    
March5
March5   страна по ip - od 25 февраля 2015, 09:37     +5      
Малый, ты больше не нюхай что попало :)
   Ответить    
koma
koma   страна по ip - us 25 февраля 2015, 09:45     -8      
Хорошо бабушка.
   Ответить    
kewka
kewka   страна по ip - od 25 февраля 2015, 12:00     -4      
Что у людей есть за манеры, зашел почитал и обосрал, так везде, в статьях(не о политике), в кино, сериалах и т.д. И не лень это делать?
   Ответить    
March5
March5   страна по ip - od 24 февраля 2015, 22:35     +5      
«В 2005 году Институт конкурентного общества проанализировал российское и украинское законодательства, касающееся предпринимательства. И пришел к выводу, что у нас эта система в разы репрессивнее, чем в РФ.
======================================
Не соглашусь с этим, в реферии слишком много убивают без суда и следствия.
Учитывая, «а судьи кто?», смертную казнь у нас пока нельзя осуществлять.
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Serge Dibrov
Давайте еще разок

Институт конкурентного общества проанализировал российское и украинское законодательства, касающееся предпринимательства.
   Ответить    
March5
March5   страна по ip - od 25 февраля 2015, 07:25     +10      
Пожалуйста, пример из недавнего прошлого. Шарфик на шею, и суда не нужно…
Умер опальный российский олигарх Борис Березовский — zn.ua
   Ответить    
CROWN
самое тяжкое, это адвокату, если его клиента подзащитного  приговорили «помазать лоб зеленкой»
(из сленга).. как бы сам адвокат не относился к клиенту (хотя трудно порой совместить человеческое и профессиональное) тут уж сразу как то уйти из дела, но увы, как правило расстрельные шли по  47 статье -назначению и как правило у таких клиентов 95% не было родственников в смысле, чтобы оплачивать расходы адвоката- часто родня отказывалась от подследственного- свято веря в его виновность, и в этом кстати и причина того, что часто осуждали и расстреливали не тех!!! да-да  таких фактов множество и это тайна на века известная только Богу.. а адвокату за оплату труда из фонда коллегии не полагалось сильно копаться в деле, хотя и спрашивали за такие дела сурово..адвокаты из кожи вон лезли в таких делах, но формально- чтобы были все ходатайства в деле, чтобы как по УПК адвокат подал и в сроки все жалобы, посетил сколько положено клиента в СИЗО, помог ему составить жалобы и кассации (естественно и сам адвокат от своего имени составлял такие документы)..но система все эти флинты и хода адвокатов знала наперед и четко разработала контрмеры..(существовал негласный циркуляр на эту тему) короче все играли в правосудие..а потом ба-бах и гласность и вот тогда пошли первые волны в прессе, что расстреливали вовсе не тех кого надо, потом и факты подтвердили эту мысль, а потом все узнали, что милиция -это вовсе не милиция, а менты… мне пришлось быть в спецблоке СИЗО № 1 Одессы по работе, как защитник, туда моего клиента по статье убийство, за его буйство с целью «наглядной агитации» поместило руководство СИЗО и следователь прокуратуры, адвоката просто ставили по факту..
   Ответить    
Неравнодушный
Ребята, спасибо! Очень интересная статья.

Всё-таки, мне кажется, правильно то, что отменили смертные приговоры. Было ведь масса судебных  ошибок, казнили непричастных, а это исправить уже невозможно было. Все знают эти громкие дела. Да и система была заинтересована в том, чтобы как можно быстрее казнить человека, на которого «навесили» не его преступления.

Думаете, сегодня нет желающих  побыстрее казнить одессита Кравчука Александра, на которого «повесили» убийство и разбой, к которым он не имеет никакого отношения, чтобы самим не отвечать за свои незаконные действия при фальсификации доказательств и материалов данного уголовного дела при незаконом привлечении к уголовной ответственности заведомо невиновного человека?

Четыре года в одесском СИЗО, или Как выбивают пытками признания — 048.ua

Нет человека — нет проблемы. Этот циничный лозунг ещё долго будет в сознании циничных работников «Системы».
   Ответить    
Потапыч
полностью с Вами согласен.
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Yulia Grigorieva
Да…такая тема…меня в свое время поразила история Александра Кравченко — его трижды приговаривали к высшей мере, дважды заменяли на 15 лет и на третий раз расстреляли…вместо чикатило… мне довелось быть на встрече с покойным Александром Олимпиевичем Бухановским, он подробно рассказывал об этом…собственно, растрелянный Кравченко уже был ранее судим за аналогичное преступление-убийство, сопряженное с изнасилованием несовершеннолетней, это и дало толчок для задержания, там вообще удивительно складывалась цепочка…кара его настигла — но совершенно не за это преступление…
   Ответить    
Неравнодушный
… только поэтому уж лучше пусть будет пожизненное заключение! Ведь даже в США правосудие ошибается. Помните, недавно был случай как в США через 30 лет оправдали человека, незаконно осуждённого на пожизненное?
   Ответить    
Velikolepniy.
Ни чего нового об исполнении смертной казни. Из других источников могу добавить, что смертнику непосредственно перед расстрелом разрешали написать на имя президента Украины, а в то время  и в ЦК КПСС или  президенту СССР очередное прошение о помиловании. Затем давали возможность позавтракать, а  уж потом стреляли ему в затылок через специальное окошко, типа форточки в стене, спиной к которой он сидел в камере.
Однако, споры о восстановлении смертной казни продолжаются.
   Ответить    
Неравнодушный
Какое твоё личное мнение по этой проблеме?
   Ответить    
Velikolepniy.
ни какое. Мне пофиг. Но с другой стороны, содержать пожизненно заключенного за счет налогоплательщиков неправильно.
Да и сама тема, как то не по делу.
Ясный перец, что расстреливали смертников в тюрьме, в одной из камер. Ну не расстреливать же их на площади  Куликово поле, например. Верно?
   Ответить    
Неравнодушный
Если пофиг, то зачем пишешь? Лишь бы что-то ляпнуть, как в изменённом первом комментарии…?

А убить невиновного правильно? А потом выяснить, что он действительно был невиновен, но его уже убили?
   Ответить    
Velikolepniy.
ну, ты ляпаешь чушь тут на много больше. Но я, например,  не реагирую. А что касается принятых решений судов, то тут слабая законодательная база и многое зависит от следствия и самих следователей.
   Ответить    
Неравнодушный
Очень глубокое умозаключение!
   Ответить    
Комментарий получил много негативных оценок посетителей
Неравнодушный
Следователи — подневольные люди, вынуждены делать то, что говорит начальник и процессуальный руководитель — прокурор.

Мне один следователь заявил: "Мне всёравно, лишь бы дело в суд закинуть, а там суд пусть разбирается! "

Все напрочь забыли, что следствие должно быть  всесторонним, полным и объективным.
   Ответить    
Velikolepniy.
Не мешало бы так же установить уголовную ответственность судей за ошибочные или явно «мягкие» приговоры в отношении осужденных. Но, если суд высшей инстанции отменил первый приговор или уменьшил меру наказания, то судья давший такой приговор должен быть наказан. А это, к сожалению не происходит.
   Ответить    
Неравнодушный
Хорошее предложение!
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Игорь Кириллов
а кто в таком случае судью судить будет? Еще одну инстанцию создавать?
   Ответить    
Потапыч
Судью будет судить суд. Зачем создавать еще инстанцию? По сути-судьи это теже врачи. Судебная ошибка, как и врачебная  может стоить жизни.
   Ответить    
Галина_47
Читать страшно. Не выдержала. Я против смертной казни. Но больше всего мне хотелось бы, чтобы ЛЮДИ не совершали преступлений, тянущих такие приговоры.
   Ответить    
Неравнодушный
Уж если совершают, то должны знать что возмездие неотвратимо.

Ещё неизвестно что лучше для самого осуждённого: мгновенная смерть или пожизненное отсутствие свободы?
   Ответить    
Velikolepniy.
приговоренные смертники все, не сговаривась, хотели жить. Пусть даже в тюрьме. Они рассчитывают  на амнистию или изменение в законодательстве, что пожизненное заключение заменят большим сроком отбывания наказания, например 25 лет.
   Ответить    
Неравнодушный
За убийства никогда амнистия не применялась!
   Ответить    
Velikolepniy.
применялось помилование. Не в лоб, так полбу. (с)
То есть была «вышка» и большой срок отбывания наказания,  25 лет, на который и рассчитывали смертники, обращаясь во все инстанции. Но, как правило, им вежливо отказывали.
   Ответить    
Так сказать.
Не, ребята! Вы тут полемику развели! Людей убивать нельзя! Точка! P.S. статья зацепила, не уснуть!
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Serge Dibrov
Об этом во второй части.
   Ответить    
Неравнодушный
Ждём с нетерпением второй части! Молодцы, что занялись этой темой. Читается на одном дыхании.
   Ответить    
Неравнодушный
Виктор Рафаилович — это одесская легенда.
   Ответить    
SHERIFF
SHERIFF   страна по ip - ru 25 февраля 2015, 01:25     +1      
Молодец Олег.. Тема конечно не раскрыта… Много тайн осталось между строк.. Но интересно, я многое знаю по сути материала.. Но многое что узнал..
   Ответить    
Неравнодушный
Так дополняйте тем, о чём знаете… Будет интересно!
   Ответить    
SHERIFF
SHERIFF   страна по ip - ru 26 февраля 2015, 00:40     -3      
Это под грифом..
   Ответить    
Неравнодушный
Дополняйте интересным, что без грифа.
   Ответить    
Айайай Ыыыев
Занимательная статья, однако есть некоторые неточности… эту тему можно намного лучше развить и не ограничиваться только фото… эта та тема, где необходимо мнение жуликов, мошенников, если получится пообщаться с воровскими, -то вообще норма..
Вообще, в первую очередь, я бы убрал мнение «экспертов», или как там пишется…
   Ответить    
Так сказать.
Кстати да, мнение людей ходивших под расстрельными статьями, было бы не лишним!
   Ответить    
Неравнодушный
Это очень страшно! Особенно, если тебя заставили «признаться» в том, чего ты не совершал…  и тебя никто не хочет слушать даже или делают вид, что якобы слушают. Я даже не знаю, как такое можно выдержать. Крыша едет… Однозначно. Или вера спасает ещё и надежда на справедливость.
   Ответить    
Velikolepniy.
Один из исполнителей высшей меры наказания рассказывал, что выполнял свою работу хладнокровно. примерно так, как мы избавляемся от назойливой мухи. Бац! И нету.
Так же следует заметить, что не всегда расстрел применялся, как высшая мера наказания.
Были и другие меры для смертников.
   Ответить    
Неравнодушный
Можно поподробнее о других мерах для смертников?
   Ответить    
Неравнодушный
Это, скорее всего, домыслы.
   Ответить    
Неравнодушный
Ну, если рассказывали, тогда может быть и правда!
Что они ещё рассказывали? Как смертника можно контролировать в урановой  шахте?
   Ответить    
цукещт
Помню, как этого десантника в 82 ловили. Пожарные машины, спецназ на лестницах, огромная толпа. Прятался он на чердаке угловой девятиэтажки.
   Ответить    
Неравнодушный
Я тоже это помню.
   Ответить    
сам-борец
В 83-ем году…
   Ответить    
bartender
bartender   Proxy 25 февраля 2015, 08:29     +7      
Любезная Думская, ДАВАЙТЕ ВТОРУЮ ЧАСТЬ СТАТЬИ! )
   Ответить    
Неравнодушный
Вечером будет, перед сном, как пища для размышлений.
   Ответить    
Velikolepniy.
чтобы лучше спаслось и ни чего не приснилось? ))
   Ответить    
Velikolepniy.
"каго, каго"? Таких, как ты, кац.
Там очепятка.
   Ответить    
Паоло
Не должно быть никакой смертной казни! Пожизнненое  тоже страшное наказание. И ошибку исправить можно.
   Ответить    
Айайай Ыыыев
Если человек действительно подонок, жизнь которого не приносит пользы, более того, если он и вредит еще, — то государство не должно их содержать, а должно ликвидировать… Это мое мнение…
   Ответить    
Ариэль76
Когда прочитала про Кучму, навеяло:«Но теперь, если только ему (Мейсону) не посчастливится быть выдвинутым, а затем и избранным на пост окружного судьи, должен наступить конец его политической карьере. Беда в том, что за весь период его полномочий не было ни одного значительного судебного процесса, который помог бы ему выдвинуться и, следовательно, дал бы право рассчитывать и впредь на признание и уважение избирателей. Но теперь»
   Ответить    
Айайай Ыыыев
От части разделяю Ваше мнение, однако повторюсь — если доказано, что обвиняемый растлитель маленьких мальчиков/девочек, которые еще не сформировались как физически, так и психологически, маньяков  которые отрубают руки, головы, едят плоть, пьют кровь ну и прочие аморальные поступки, которые в голове у нормального человека не укладываются..
Лично мне не жаль таких нелюдей, я бы с холодным сердцем их уничтожал… Это вредители, если можно так выразится — опухоль, которую вырезают…
А тюрьмы естественно должны существовать, так как и контроль за ней (красный и черный).
   Ответить    
Ариэль76
За маньяков, которые безжалостно убивают. И педофилов, которые калечат жизнь детям,абсолютно с Вами согласна.

Но, речь ещё шла и о судебных ошибках, которых, к сожалению, много. А, также и о расскаявшихся втечении определённого времени преступников.
   Ответить    
Айайай Ыыыев
Это понятно, что в любой системе есть сбои, почему я дал акцент на непосредственно доказанное преступление, когда сам преступник дает расклады, естественно с перепроверками…
   Ответить    
Ариэль76
Уже не помню кого расстреля
   Ответить    
Айайай Ыыыев
Могу вспомнить Чикотило… похожих на него граждан расстреляли в количестве 4-5 человек, точно не помню..
Бывают и сбои, ввиду чего, нужно это держать на жестком контроле и работать не на статистику (как в данный момент работает судебная и правоохранительная система), а на результат!
   Ответить    
Ариэль76
Прошу прощения. Интернет сегодня балуется(
Уже не помню кого расстреляли. Но было при союзе громкое дело. Словили маньяка. Он признался. Его умертвили, а через несколько лет нашли настоящего виновника.

Получается отрапортовали…расстреляли и..нашли виновника.
Судебное дело-это такая тонкая работа психологически -мудрая должна быть
   Ответить    
Ариэль76
П.С. У меня что-то с инетом. Поэтому я сохранила и дописывала, а Вы поспешили ответить;)
   Ответить    
Айайай Ыыыев
Я так и понял)
Ну вообщем-то суть ясна… От части солидарен с Вами
   Ответить    
Еще комментарии: 12

   Правила


kador
Реклама


         
22 сентября
10:45
Скалолазание: одесситы завоевали серебряные медали Кубка Украины
21 сентября
23:05
15 коммент.
В Одесской области браконьеры под прикрытием пограничников напали на сотрудников нацпарка
20:59
29 коммент.
На Староконном рынке протестовали против стихийной торговли животными  фотографии видео
20:45
23 коммент.
Одесса: на перекрестке с неработающим светофором произошло ДТП  фотографии
17:57
52 коммент.
Гонки по катакомбам и велоралли «Жажда»: в Одесской области отмечают День партизанской славы  фотографии
15:54
93 коммент.
Под Одессой переполненная маршрутка врезалась в автоцистерну: девять человек погибли (обновляется) фотографии
15:40
37 коммент.
Австрийские авиалинии и польский ЛОТ не смогли приземлиться в Одессе (обновляется) фотографии
12:54
19 коммент.
Нет света: в центре Одессы отключены светофоры
11:00
14 коммент.
Канал 1+1 можно смотреть в HD-качестве — только в «Домашнем Телевидении» от «Киевстар» (новости компаний)
10:59
4 коммент.
Сентябрьское оживление на Дунае: Вилково посетили сразу три круизных судна  фотографии
10:57
5 коммент.
В Одессе прописаться в своей квартире можно будет по интернету
09:00
54 коммент.
Как развивать свое дело: для одесских предпринимателей организовали бизнес-игру (новости компаний)
20 сентября
23:06
145 коммент.
Перекрытие дорог – это преступление, даже если вы ходите по зебре! (колонка главного редактора)
22:42
12 коммент.
Самолет польской авиакомпании не смог приземлиться в Одессе и ушел в аэропорт Борисполь
20:23
21 коммент.
Постсезонная Аркадия: берег в водорослях, мусор по углам и одинокие купальщики  фотографии

Эксимер
Реклама


Новости от НВ


Американец утонул, когда пытался сделать девушке предложение под водой



Германия взяла обязательство отказаться от угля для защиты климата



Прыжок в будущее. Что сделало Южную Корею мировым лидером по инновациям и какой будет эра 5G




Статьи:

Куда пойти в Одессе: джаз-фест, премьера в Музкомедии и арт-ню в Литературном музее

Водолаз: как бывший боевой пловец людей на Ланжероне спасает

Пятикилограммовые платья, четыре километра ткани и танцующий хор: «Польская кровь» в Музкомедии



Новости Одессы в фотографиях: