Мы продолжаем рассказывать о том, что Одесса потеряла за 220 лет своего существования. Сегодня – вторая часть нашего своеобразного мартиролога. Первую часть читайте здесь.
КАРАИМЫ
В многонациональной Одессе всегда находилось место для других религий, кроме традиционных православия, иудаизма и ислама. Например, наш город считался еще и признанным центром караимизма. На Троицкой, 31 со второй половины XIX века функционировал молитвенный дом караимов – кенасса. По планировке она мало чем отличалась от традиционной синагоги.
«Одноэтажное, не лишенное оригинальности оштукатуренное здание, напоминающее готико-романский стиль, с большим круглым окном над главным входом, находилось на Троицкой улице. Оно располагалось в глубине двора и хорошо просматривалось через железную решетку, которой двор был огражден со стороны улицы. Справа примыкал небольшой дом, где, судя по всему, размещались начальная караимская школа и квартира газзана», – так написано в книге «Одесса, 1794-1894».
В начале прошлого века в кенассу провели электричество и организовали паровое отопление. В 1913 году на углу этого же квартала (угол Ришельевской) построили четырехэтажное здание, тоже имеющее прямое отношение к караимам. Об этом говорит сохранившаяся табличка «Дом Одесского Караимского Общества». Теперь на первом этаже здания расположен магазин «Черноморец». В 1930-е советская власть снесла молитвенный дом для постройки молочного завода.
МУЗЕЙ КОСМОНАВТИКИ
В 2010-м году город лишился и своего музея космонавтики, открытого еще в 1987-м году при областной станции юных техников. Пожар в старом здании на Троицкой, 37-а уничтожил львиную долю экспонатов. Сгорел мундир космонавта Георгия Шонина, личные вещи других звездоплавателей, коллекция тюбиков с «космическими» обедами, кресло-катапульта, модели ракетных двигателей, кораблей, спутников и орбитальных станций, фотографии, документы. Удалось спасти крохи, в частности телескоп юного Глушко — эти экспонаты сейчас хранит у себя дома директор музея. За четыре года власти так и не удосужились восстановить сгоревшую станцию. Сейчас здание «законсервировано».
Кстати, летом 2010-го года исполком горсовета с подачи Эдуарда Гурвица дал разрешение на разработку градостроительного обоснования строительства музея космонавтики и детского кафе на месте тоже сгоревшего кинотеатра «Луч», что на улице Левитана, однако этот проект так и остался на бумаге.
ПАМЯТНИК РАДЕЦКОМУ
Среди потерь Одессы есть и надгробный памятник командующему войсками Киевского военного округа генерал-адъютанту генералу от инфантерии Федору Радецкому, герою русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в результате которой получила независимость Болгария. Мемориал полководцу соорудили на Первом городском кладбище в 1891 году по проекту известного русского живописца и скульптура Владимира Шервуда, автора здания исторического музея на Красной площади и памятника «Гренадерам-героям Плевны». В Одесском путеводителе от 1893 год монументе писали так:
«Подножие памятника представляет восьмиугольные гранитные ступени из светло-розового гранита в три яруса. На верхнем ярусе возвышается скала из темно-красного гранита… Скала имеет форму вершины скалы св. Николая на Шипке. На площадке скалы помещена фигура героя, держащегося левой рукой за крест, а в правой имеющего меч, готовый к защите православия и славянства. Взор шипкинского героя обращен на запад. На лицевой стороне высечена скромная надпись «Федор Федорович Радецкий».
Чуть позже вокруг памятника соорудили ограду из гранитных ворот и цоколя с двенадцатью гранитными тумбами, на которых стояли трофейные турецкие пушки из числа отбитых войсками Радецкого при взятии Шипки. На орудиях восседали орлы с расправленными крыльями. Тумбы соединялись между собой бронзовыми цепями в виде красивых позолоченных гирлянд. В 1933-м году кладбище и монумент сравняли с землей. На этом месте сейчас находится Преображенский парк. В 2011-м году археологи нашли остатки памятника Радецкомую. Там установили мемориальный крест.
ЗЕЛЕНЫЙ ТЕАТР
Разрушенный Зеленый театр в парке Шевченко когда-то собирал тысячи зрителей. В нем ставили не только классические пьесы, но и выступали известные музыкальные коллективы, например «Песняры» и «ДДТ». Примечательно, что в XIX веке городская дума планировала обустроить на этом месте водоем, имеющий в плане очертания Черного и Азовского морей. По берегу пруда должны были расположиться беседки, буфет и скамейки. Однако дальше котлована дело не продвинулось. В 1936-м году был построен театр под открытым небом на 3,5 тысячи мест. Его спроектировали по подобию античных сцен и оформили в стиле сталинского неоклассицизма.
Последние четверть века он находится в заброшенном состоянии. В 2001-м году театр был продан компании «Мир аттракционов» за 300 тысяч гривен, обещавшую возвести на его месте детский центр. Сейчас объект принадлежит литовской группе «Ханнер», которая хочет возвести там высотную гостиницу.
«СОВЕТСКАЯ УКРАИНА»
В 1940-х годах Одесса стала китобойной столицей Советского Союза. Крупнейшим специализированным судном наших китобоев была китобаза «Советская Украина», построенная на Николаевском судостроительном заводе имени Носенко (ныне – Черноморский судостроительный). Ее водоизмещение достигало 44900 тонн, в длину судно превышало 217 метров, а экипаж насчитывал 520 человек. Это была самая большая китобаза планеты — даже в Книгу Гиннеса попала.
Китобойная база предназначалась для приема и обработки китовых туш, транспортировки продукции китобойного промысла, а также снабжения 20 китобойных судов, ведущих промысел. Главной базой флотилии была Одесса, свежие припасы, воду и топливо брали обычно в Кейптауне, позднее — в Монтевидео. В первом рейсе было добыто 384 кита, во втором — 820, а в третьем добыча превысила тысячу китов. Рекордным стал 17–й рейс — более 2000 китов. Китобаза обрабатывала до 75 китов суммарным весом 4000 тонн в сутки, производя до 1000 тонн жира и 200 тонн пищевой муки при 100%-й переработке туши. Кроме того, судно обеспечивало бытовое и культурное обслуживание команд китобойных судов как на промысле, так и на переходах в Антарктику и обратно. Здесь были созданы хорошие условия и для отдыха: одно- и двухместные каюты, кондиционированный воздух, клуб с хорошей библиотекой, оркестром и кинозалом, работала средняя школа, консультации для заочников вузов, на переходах играли в волейбол, шахматы, шашки, фехтовали.
Китобаза перед смертью
Резкое падение численности китов и противодействие международной экологической общественности сделало работу китобойных флотилий нерентабельной. С 1987 года судно переделали под рыбоконсервную базу, в 1995 году продали в Турцию на металлолом.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЛИФТ
В 1968-м году в одесском санатории имени Чкалова построили 40-метровый лифт, предназначавшийся для транспортировки инвалидов на пляж. Он был вторым таким в Одессе — первый разрушился во время землетрясения 1953 года.
Лифт работал ежедневно с 7 утра до 11 вечера. По Генплану-1989, у него должны были появиться братья-близнецы – для спуска отдыхающих с Нагорного бульвара. Но бульвар так и не построили, а лифт постепенно обветшал. В 1997-м году его эксплуатация была прекращена, а спустя десятилетие сооружение демонтировали.
МЕЩАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Вознесенская мещанская церковь была построена в 1897-м году на углу Тираспольской и Старопортофранковской улиц. Современник возведения нового храма высоко оценил его архитектурные достоинства: «За последние годы архитектура наших церквей приняла совершенно другой характер. Выступившие на сцену русские художники начали применять главным образом русский стиль. Фасады некоторых из этих храмов отличаются оригинальностью; они не оштукатурены, и все украшения высечены из нашего местного камня. Самая красивая и самая большая церковь в русском стиле, несомненно, церковь, сооружаемая мещанским обществом, во имя Вознесения Господня, в память чудесного спасения Государя Императора Александра II; вскоре она будет совершенно окончена. Церковь пятикупольная, с изящной, довольно высокой колокольней».
В 1930-х годах храм снесли. На его месте остался сквер. Сейчас Украинская православная церковь Московского патриархата якобы собирает средства на его восстановление, а пока суд да дело, возвела в зеленой зоне часовню.
ДОМ НКВД
Так назывался построенный в 1910-м году дом №40 по Маразлиевской, в котором до войны размещалось областное управление НКВД. Там были лифты, горячая вода, паровое отопление и даже автономная электростанция. Здание представляло собой шедевр тогдашней инженерной мысли. В 1941-м году в нем разместилась румынская комендатура, которую советские диверсанты подорвали заранее заложенной в основание фундамента бомбой. При взрыве погибло порядка 70 человек, в основном руководящих офицеров румынского штаба.
Фото OdessaStory.info
После войны здание снесли, сейчас на его месте — училище техфлота.
БАЗАР В СКВЕРЕ
Старобазарный сквер назван в память об одном из первых рынков Одессы, который функционировал на его месте с 1795 года (первоначально назывался Вольным рынком).
В 1833 году «Одесский вестник» писал о планируемой реконструкции главной площади Старого базара размером 105 и 88 саженей: «Посреди предложено выстроить каменное здание и башню в девять саженей высотой, на которой будут построены большие «боевые часы». От сего здания вдоль и посередине улиц, пересекающих базар, отведены будут частным лицам места для построения по однообразному плану эшоп или каменных сквозных галерей, состоящих из двух продольных рядов колонн, соединенных между собой вдоль и поперек арками и покрытых каменными сводами».
Строили по проекту итальянского архитектора Георгия Торичелли. По диагоналям площади появились четыре павильона, в центре возвели просторный главный корпус с лоджиями, аркадами и башней с часами. Эта квадратная в плане башня благополучно пережила три войны и неожиданно разрушилась в 1958 году.
ЗАБЫТЫЕ МОСТЫ
Первые мосты в Одессе были переброшены через Военную балку (ныне — Гаванная улица и Военный Спуск). Сначала такое сооружение построили на Ланжероновской, в 1810-м году, через год мост появился на Дерибасовской, причем строил архитектор Франц Фраполли. Но просуществовали конструкции недолго. Балку частично засыпали вместе с мостом на Ланжероновской, а тот, что был на Дерибасовской — разобрали.
Еще 11 исчезнувших мостов Одессы были переброшены через ров второй черты «Порто-франко: Ольгиевский в конце одноименной улицы, Институтский — у института благородных девиц (позднее — морского транспорта), Лютеранский в конце Лютеранского переулка, Ланга в конце Тираспольской улицы, Прохоровский (Черепенникова) у начала Прохоровской улицы, Всех Святых в конце Новорыбной улицы, Малый у места пересечения Костецкой и Болгарской, Сенной у Старосенной площади, Палена у Канатной улицы, а также Императрицы и Ланжероновский. Разобрали их в 1870-х годах.
Продолжение следует
Подготовил Денис Корнышев