Учредители объединения совладельцев многоквартирного дома «Уютное» («Затишне»), которым принадлежит большая часть помещений в доме №11 по улице Гоголя, где великий писатель жил в 1850-51 годах, не собираются участвовать в восстановлении памятника архитектуры.
Об этом они заявили «Думской», фактически опровергнув информацию муниципалитета о том, что с ними были достигнуты некие договоренности, оформленные в виде меморандума.
«Дом находится на балансе города. Почему мы должны его реставрировать? Мы владеем только квартирами, даже лестничные клетки нам не принадлежат», — сказала соучредитель ОСМД Марина Гофман и посоветовала нашему корреспонденту «не лезть в эту тему».
Марина Гофман и второй собственник «Уютного» Семен Шлемис живут в соседнем доме №9. Там они умудрились вступить в конфликт с местной достопримечательностью — 74-летним Джерри Гликштейном, который активно украшает парадную и родную улицу. «Думская» уже писала об этом необычном человеке.
Благодаря ему, здесь появились мраморные часы с камнями из муранского стекла, летающие под потолком бабочки и многочисленные картины, из-за чего помещение стало больше похоже на галерею. Недавно одессит презентовал новую фреску с древнеримскими мотивами. Ее создали декоратор Святослав Лаврусенко и художник по средневековым костюмам Александр Карпов.
Однако богатым соседям это творчество не понравилось. Семен Шлемис и Марина Гофман пообещали залить фреску черной краской, а мистеру Джерри — перебить молотком колени.
«Я родился в этом доме, потом долгое время путешествовал, жил в других странах и 12 лет назад вернулся в Одессу. За эти годы мои соседи не вкрутили ни одной лампочки и не дали ни копейки за уборку парадной. А теперь мне угрожают молотком. То, что я делаю, почему-то задевает их за живое», — рассказал нам Джерри Гликштейн.
11 ноября, на открытии фрески, недовольные соседи вышли к журналистам и закатили скандал с нецензурной лексикой и угрозами. А еще перечислили свои связи в криминальных кругах, начав почему-то с покойного Карабаса. Больше всего им не понравилось, что в результате украшения дом стал привлекать туристические экскурсии.
Но вернемся к Гоголя, 11. Это памятник архитектуры под названием «дом Трощинского». Построили его в 1836-1849 годах по проекту архитекторов Даллаклава и Шашина. После Второй мировой в нем располагался штаб военно-морского соединения, базировавшегося в Одессе, потом здание использовалось моряками как жилое.
Согласно государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество, собственником объекта является одесская громада. Между тем часть жилых и нежилых помещений в нем ранее была приватизирована и перепродана. Их выкупили Семен Шлемис и Марина Гойфман, создавшие объединение собственников многоквартирного дома «Затишне».
В мэрии их почему-то считают владельцами здания.
17 августа этого года исполком горсовета признал дом №11 аварийным и непригодным для проживания.
В свое время аналогичное решение по домам Руссова и Либмана позволило муниципалитету фактически забрать их у собственника большей части жилых и нежилых помещений — Руслана Тарпана: раз здание нежилое, то и ОСМД в нем функционировать не может. После этого город смог начать реставрацию памятников за счет муниципального бюджета. В случае с домом Гоголя этого, однако, не произошло.
28 августа в мэрии заявили, что городской голова Геннадий Труханов подписал с представителем ОСМД меморандум о сотрудничестве в сфере сохранения объекта культурного наследия.
«Мы с собственниками сошлись в единой позиции, что архитектурное наследие одесситов должно им служить. Сегодня мы движемся согласно выработанной «дорожной карте»: на дом уже установлен баннер, вокруг флигеля установлены леса. До 15 сентября должен быть разработан проект консервации здания. Параллельно разрабатывается проект ремонтно-реставрационных работ», — рассказал Труханов.
С тех пор процесс заглох.