Сразу оговорюсь: я категорический сторонник декоммунизации и десталинизации, особенно такой, которая затрагивает военную сферу. Ну, не может висеть доска функционеру антиукраинского тоталитарного режима на стене украинского военного учреждения. НЕ МОЖЕТ. Это нонсенс. Однако то, как произошел демонтаж этого памятного знака, вызывает серьезные вопросы.
Первый и главный: почему этого до сих пор не сделали сами военные? Закон №317-VIII был принят еще в 2015 году, примерно тогда же адекватные юристы дали разъяснения относительно Георгия Жукова — почему он подпадает под действие нормативного акта (был министром и членом президиума ЦК КПСС) и почему в данном случае не работают исключения-оговорки. Это не надгробие, не произведение искусства, не часть музейной экспозиции. Кроме того, нет прямой связи с «сопротивлением и изгнанием нацистских оккупантов». Это памятная доска конкретному государственному и военному деятелю тоталитарного режима. Жуков был «удостоен» этой монструозной плиты в 80-е, поскольку после Второй мировой некоторое время пробыл в Одессе, где командовал округом. От безделья и обиды на Кремль баловался, вторгаясь в парафию НКВД, борьбой с бандитизмом, но, насколько известно, особо на этом поприще не преуспел: не стоит верить «Ликвидации» и мифам, родившимся в брежневский период.
Надо помнить, что «маршал победы» получил Одесский округ не за выдающиеся заслуги – автора катастрофы 1941 года сюда сослал Сталин за мародерство и попытку присвоить себе все плоды победы над Гитлером. В общем, памятник и образованному совку, если таковые существуют, должен быть поперек горла, а для нормального украинца он в принципе неприемлем. И закон сейчас на стороне этого самого нормального украинца.
Военные все эти четыре года почему-то делали вид, что никакого Жукова у них на стене нет, что это просто элемент декора такой, внешне похожий на сталинского маршала. Игнорировали предписания ОГА. Словом, морозились, как могли. А тут, когда к ним обратился «Національний спротив» небезызвестного Сергея Ходияка (который, скажем, в противостоянии вокруг Летнего театра Горсада занял сторону его владельцев и мэрии, что как бы намекает), неожиданно прозрели и разрешили демонтировать плиту. Бывает, конечно, такое, но что-то с трудом верится в случайные совпадения.
Практически сразу возбудились записные любители советской старины в лице все той же трухановской мэрии, а также оппоблоковцев и слуг народа. По слухам, жуковскому вопросу будет посвящена и ближайшая сессия облсовета – ожидается форменный ватный шабаш с причитаниями и завываниями. Возможно, даже внесут в зал заседаний портрет Сталина.
Важный момент. После демонтажа плита, если верить постам в соцсетях и публикациям в СМИ, находилась в квартире одного из «активистов». А потом неожиданно ею завладел трухановский депутат Иваницкий, который перевез барельеф в музей на Пироговской. Еще раз, вы верите, что это произошло просто так? Лично я - нет.
Жуков в квартире участника демонтажа. Фото Михаила Штекеля, «Радио Свобода»
Жуков и Иваницкий
Уверен, что демонтаж этот и последующие события (например, вот это) – чистейшей воды провокация с единым замыслом. Ее организаторы явно преследуют цель всколыхнуть всю Одессу, создать некую тему, вокруг которой в ближайшие месяцы будут вестись дискуссии и срачи. Задачей-максимум наверняка было устроить драку, а еще лучше – перестрелку, но не случилось. Впрочем, нельзя исключать, что будут другие попытки.
Акция «в поддержку Жукова»
И связано это с возможными досрочными местными выборами, где свой электоральный урожай надеются собрать как условные патриоты, так и не менее условные ватники. История с Жуковым выгодна и тем, и другим. Самое плохое, что такие грязные приемчики до сих пор работают.
Автор – Олег Константинов, главный редактор «Думской»